Информационное обеспечение. Информационное обеспечение (ИО) – важнейшая обеспечивающая часть АСУЖ




Информационное обеспечение (ИО) – важнейшая обеспечивающая часть АСУЖТ. Оно включает совокупность данных, хранящихся в ЭВМ, на бумажных и других носителях, а также методы их создания и использования.

В электронно-вычислительных машинах, в конечном итоге, данные хранятся в виде машинного кода, который состоит из последовательности нулей и единиц. Пользователь непосредственно не работает с такого рода данными. Для него они интерпретируются в более понятный «человеческий» вид. Вне ЭВМ данные хранятся в виде документов на бумаге, схем, графиков и т.д. В зависимости от различности обработки данных принято делить информационное обеспечение на внемашинное и внутримашинное.

Внутримашинное ИО – это прежде всего совокупность данных, хранящихся во «внешней» памяти ЭВМ. Большинство данных в ЭВМ имеют организацию, которая получила название базы данных (БД). В целом отдельная база данных представляет собой таблицу данных. В базе данных принято: столбцы называть полями; шапку таблицы рассматривать как названия полей; остальные строки - записями.

В конечном итоге, любая база данных является хранилищем информации. Для управления базами данных были разработаны специальные программные системы, получившие название систем управления базами данных (СУБД).

Подсистемы АСУЖТ, как правило, являются многоуровневыми, их базы данных являются распределенными, т.е. относятся к различным ЭВМ вычислительной сети. Поэтому возникает необходимость одновременного введения несколько взаимосвязанных, но не дублирующих друг друга динамических частей. В связи с этим внутримашинное ИО включает комплексы внутримашинных сообщений для обмена данными.

Внемашинное информационное обеспечение - комплекс средств, обеспечивающих общение пользователей с системой. Основными элементами внемашинного информационного обеспечения являются системы кодирования данных и языковые средства общения.

Системы кодирования применяются для того, чтобы компактно хранить данные и эффективно их обрабатывать. При выдаче информации происходит обратная перекодировка, иначе говоря, происходит замена кодов текстовыми наименованиями. Так, например, названия станций, грузов хранятся в виде кодов.

Коды в основном представляют собой цепочку цифр, но в некоторых случаях допускается и применение буквенных символов. Для кодирования данных пользователь использует единые нормативные документы – классификаторы, которые представляют собой книги или отдельные таблицы, в которых каждому текстовому наименованию представлен уникальный код.

Языком общения пользователя с ЭВМ в широком смысле можно считать любую знаковую систему, предназначенную для передачи и приема данных из ЭВМ. Как и любой язык, язык общения имеет семантику и синтаксис. Семантика языка общения – это совокупность соглашений, устанавливаемых описанием языка для выявления смысла текстов на этом языке и их интерпретации человеком и ЭВМ. Синтаксис языка общения представляет собой набор правил для построения «правильных» по форме текстов, безотносительного смысла. Любое сообщение пользователя проходит проверку на синтаксис (форматный контроль) и семантику (логический контроль).

Во внемашинное информационное обеспечение также входят выходные документы в виде распечаток на бумаге или видеограмм на экране дисплея, а также традиционный «бумажный» документооборот.

СООБЩЕНИЯ АСОУП

Для поддержания информационной модели АСОУП необходимо полное отражение всех происходящих процессов реалии. Это достигается путем ввода специальных сообщений, каждое из которых соответствует одной определенной операции, отдельными работниками железнодорожного транспорта. Изначально все сообщения имеют стандартную структуру и состоят из блоков, представляющих собой записи с поименованными полями. Поля содержат цифровые или алфавитные коды. Число символов в них, как правило, постоянно.

Все информационные сообщения подразделяются на информационные сообщения, запросы и корректировочные сообщения. Началом сообщения является комбинация символов «(:» - открывающаяся скобка и двоеточие, концом сообщения является комбинация символов «:)» – двоеточие, закрывающаяся скобка. Признаком конца передачи пакета сообщений служит комбинация символов «//» - две косые черты. Поля внутри сообщений отделяются друг от друга пробелами. Блоки отделяются друг от друга в сообщениях запросах двоеточием, а в информационных и корректировочных сообщениях служебными символами ВКПС (возврат каретки, перевод строки). Служебные символы на печати и экране дисплея не отображаются.

Первый блок во всех сообщениях служебный, все остальные блоки информационные. Как правило, первое поле в служебном блоке содержит код сообщения, определяющий правила обработки сообщения в ЭВМ, второе поле – код пункта передачи сообщения.

При некорректном вводе данных в сообщения ЭВМ выдает определенный код ошибки. Расшифровка этих ошибок осуществляется с помощью специального перечня ошибок для отдельных сообщений.

Пример технологической схемы передачи сообщений на операции с поездом в пути следования от станции формирования до станции расформирования представлен на рис. 5.

На рис.6 представлена схема прохождения информационных потоков на сортировочной станции.

Рис. 5. Технологическая схема:

а – отправление сформированного поезда;

б – пропуск транзитного поезда с частичной переработки;

в – прибытие в расформирование.

Ф – формирование;

ПО – прицепка/отцепка вагонов;

ГО – готовность к отправлению;

О – отправление;

П – прибытие;

Р – расформирование

 

Расшифровка основных сообщений АСОУП и особенности их передачи описаны в приложениях 1, 2, 3.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ЦП - центральный пост управления станцией с помещениями ДСЦ, ДСПГ; СТЦ - станционный технологический центр по обработке поездных документов; ДСП - пост электрической централизации с помещением дежурного по станции; ДСПО - помещение дежурного по отправлению; C - помещение сигналиста по закреплению составов; CГ - помещение расцепщиков на горке; CФ - помещение составителей района формирования; ПКО - пункт коммерческого осмотра составов; БПКО - помещение старшего приемосдатчика; ВОХР - помещение военизированной охраны; КП - контрольный пост локомотивного депо; РСДВ - помещение регулировщиков скорости движения вагонов; ПТП - исполнительные посты парковой тормозной позиции; Т - пост списывания составов; ПОВ - помещение для обогрева вагонников; ПТО - пункт технического обслуживания вагонов.

Рис. 6. Схема прохождения потоков информации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: