(3 курс, 6 семестр)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Анализ лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные, на подлинность и доброкачественность (макро- и микроскопия, качественный и количественный химический анализ) - кассия остролистная, алоэ, крушина ольховидная, жостер слабительный, ревень тангутский, щавель конский, марена красильная.
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
4. Общие сведения об антраценпроизводных.
5. Классификация антраценпроизводных
6. Химические формулы антраценпроизводных.
7. Физико-химические свойтсва свойства окисленных и восстановленных форм антраценпроизводных.
8. Распространение антраценпроизводных в природе.
9. Медицинское значение антраценпроизводных.
10.Методы количественного определения антраценпроизводных в сырье: принцип методов, основные этапы, достоинства и недостатки.
11.Экстракция из сырья, методы очистки от сопутствующих веществ.
12.Качественные реакции на окисленные и восстановленные формы антраценпроизводных, химизм реакций, аналитический эффект.
2.Целевые задачи:
Студент должен знать: | Литература: |
К занятию необходимо знать: -латинские и русские названия сырья, производящих растений и их семейств; -описание производящих растений, их семейств и лек. растит, сырья, содержащего антраценпроизводные; -географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования лекарственных растений; -сроки, приемы сбора, первичной обработки, сушки и хранения лекарственного сырья, содержащего анраценпроизводные; -препараты и их применение. К занятию необходимо уметь: 1. Определять подлинность растений: кассии остролистной, алоэ, крушины ольховидной, жостера слабительного, ревеня тангутского, щавеля конского, марены красильной - по внешнему виду и микроскопическим признакам 2. Оценивать качество сырья согласно требованиям НТД 3. Овладеть методикой качественного определения антраценпроизводных в лекарственном сырье. 4. Овладеть методикой количественного определения антраценпроизводных в лекарственном растительном сырье. 5. Распознавать примеси посторонних растений при сборе, приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде. | Основная: 1. Муравьева Д.А. Фармакогнозия. - М.: Медицина, 1991. 2. Лекарственные растения Государственной фармакопеи. под ред. Самылиной И.А.. - М.: Медицина, 1999. 3.Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В.. Фармакогнозия. М., Мед., 2003 4. Химический анализ лекарственных растений. под ред. Гринкевич Н.И., Сафронич Л.Н. - М.: Высшая школа, 1984. 5. Лекарственные растения. Справочное пособие. под ред. Гринкевич Н.И - М.: Высшая школа, 1991. 6. Государственная Фармакопея СССР, XI издание, вып. 1,2. - М.: Медицина, 1987, 1990. Дополнительная: 1. Фармакогнозия. Атлас. под ред. Гринкевич Н.И., Ладыгиной Е.Я. - М.: Медицина, 1989. 2. Государственная Фармакопея СССР, X издание. - М.: Медицина, 1968. 3. Муравьева Д.А. Тропические и субтропические лекарственная растения. - М.: Медицина, 1997. 4. Долгова А.А., Ладыгина Е.Я. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии. М., Медицина, 1987 5. Типовые тестовые задания для итоговой Государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений по специальности 040500 «Фармация». – М.: ВУМНЦ МЗ РФ, 1998. |
Владеть навыками: Работы с гербарными образцами лекарственных растений и с лекарственным сырьем; Работы с микроскопом. |
3. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
|
|
1. Почему при обнаружении антраценпроизводных в сырье нельзя ограничиться только
реакцией со щелочью в водном или спиртовом извлечении?
2. Назовите основные этапы реакции Борнтрегера, проиллюстрируйте их химическими
реакциями.
3. Расскажите о сущности реакции микросублимации
4. Назовите основные этапы колориметрического метода количественного определения
антраценпроизводных. Что позволяет определить этот метод?
5. С какой целью нагревают щелочно - аммиачный раствор перед колориметрированием?
6. Как определить содержание в сырье восстановленных форм антраценпроизводных?
7. Какие реакции можно использовать для проявления антраценпроизводных на хроматограммах?
8. Какую микрохимическую реакцию можно использовать для определения локализации
антраценпроизводных в лекарственном сырье?
9. Для лекарственных растений и сырья, указанных в разделе «Цель занятия», необходимо знать:
-латинские и русские названия сырья, производящих растений и их семейств; описание производящих растений, их семейств и лек. растит, сырья.
-географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования лекарственных растений;
-сроки, приемы сбора, первичной обработки, сушки и хранения лекарственного сырья;
-химический состав, действующие вещества, формулы фрагментов клетчатки, пектиновых веществ;
-препараты и их применение.
|
4. Допишите в нижеследующем тексте:
Со щелочью окисленные и восстановленные формы производных антрацена дают ….. окрашивание.
Сабур это…
При нагревании навески сырья с ледяной уксусной кислотой происходит…
Препараты марены применяют при…
Экстракт марены красильной сухой (Extractum Rubiae tinctorum siccum) выпускают в виде…
Щавель конский употребляют в виде … для лечения…
Экстракт ревеня используют как…
Препараты крушины применяют при…
Алоэ используют при…
5. Определите и опишете по внешним признакам морфолого-анатомические характеристики лекарственных растений:
1 2 3 4
5 6 7
6. Определите, каких лекарственных растений приведены микропрепараты, укажите диагностические признаки
1 2 3 4
7.
Тестовые задания для самоподготовки:
Установите соответствия:
1.
Сырье: Препарат, получаемый из сырья:
1.Корневища и корни марены a) Марелин
красильная
2.Трава зверобоя b) Альтан
3.Листья сены
4.Кора крушины c) Подофилллин
5.Корневища с корнями
подофилла щитовидного d) Рамнил
6.Соплодия ольхи e) Новоимаин
f) Глаксена
g) Регулакс
к) Негрустин
2.
Растение: Семейство:
1.Кассия остролистная a) астровые
2.Расторопша пятнистая c) яснотковые;
3.Марена красильная e) цезальпиниевые
4.Жостер слабительный f) бобовые
5.Алоэ древовидное g) мареновые
6.Конский щавель h) крушиновые
i) асфедоловые
3.
Сырье: Сырьевая база:
1.Листья и плоды сенны a) в РФ заготавливают только от
дикорастущих растений;
2.Плоды жостера b) в РФ заготавливают только от
культивируемых растений;
3.Листья алоэ c) в РФ Заготавливают и от
культивируемых и от
дикорастущих растений;
4.Корневища с корнями d) в РФ сырье поступает по
марены импорту.
5.Корни ревеня
4.С возрастом растения содержание антрацепроизводных в нем уменьшается.
a) да;
b) нет.
5. Агликоны антраценпроизводных вступают в реакцию с кислотами.
a) да;
b) нет.
6.Антроценпроизводные – аморфные, окрашенные соединения, без запаха, сладкого вкуса.
a) да;
b) нет.
7.Гликозиды антраценпроизводных локализуются в вакуолях в виде кристаллических включений.
a) да;
b) нет.
8.Агликоны антраценпроизводных хорошо растворяются в этиловом эфире, хлороформе, в водных растворах щелочей, но не растворяются в
воде.
a) да;
b) нет.
9.Восстановленные анраценпроизводные при приеме внутрь часто вызывают побочные явления (тошнота, рвота…).
a) да;
b) нет.
10.Окисленные антраценпроизводные, содержащие α-гидроксигруппы менее реакционноспособны, чем антраценпроизводные, содержащие β-
гидроксигруппы.
a) да;
b) нет.
11.Все окисленные антраценпроизводные образуют при взаимодействии со щелочами желтое окрашивание, восстановленные – красное.
a) да;
b) нет.