Развитие европейской культуры и науки в XVII —XVIII вв. Эпоха Просвещения.




Основные течения в европейской культуре XVII—XVIII вв. С конца XVI по середину XVIII в. в европейском искусств господствовал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. одним из основных течений в европейском искусстве становится классицизм. Общей чертой классицизма является обращение к античности как образцу. Классицизм утверждал представлений об идеально устроенном государстве, которому подчинен интересы сословий и отдельных личностей. Это определил основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.

Романтизм — идейное и художественное направление, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности критика капиталистических порядков. Романтики искал новые идеалы, которые приобретали характер утопии.

Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сентиментализм. Сентиментализм резко выступал против, классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.

Писатели. Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как, вдохновитель освободительной борьбы ирландского народа. В своем самом знаменитом произведении «Путешествия Гулливера» под видом страны лилипутов он изобразил Англию, показав произвол и алчность богачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.

Его современник и соотечественник Даниель Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от общества.

Славу французскому драматургу Пьеру Огюстену Бомарше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности аристократа Альмавивы.

Немецкий поэт Фридрих Шиллер еще в юности написал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех имели драмы «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство - единственное средство достижения свободы.

Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэзию, близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.

Художники. Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательности «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом.

Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя достигает исключительной остроты и выразительности. В своем творчестве Гойя горячо откликался на все важнейшие события — нашествие Наполеона, революцию в Испании.

Композиторы. Гуманистическое и народное искусство Иоганна Себастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты. Он значительно обогатил каждый из этих жанров.

Людвиг ван Бетховен был известен не только как композитор, но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является Девятая симфония, написанная им за три год до смерти, в 1824 г.

В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта отразились передовые идеи века Просвещения. Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных школ и традиций.

Развитие науки. Основы свободной от влияния Церкви науки заложили такие ученые XV — XVII вв., как Френсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей* Рене Декарт и др.

С начала XVII в. наука активно развивалась. К XIX в. сложилась целостная научная картина мира, в которой фактически не оставалось места для Бога.

С начала XVIII в. техника становится фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все более превращается в производительную силу общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1660 г., и Парижская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне.

Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, получи­ли развитие идеи светского просвещения общества как условия его благополучия. С этим связано зарождение рационализма. Как философское направление рационализм противопоставлял мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей человека. Рационалисты по разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, нидерландский философ Бенедикт Спиноза был материалистом, а его немецкий коллега Готфрид Лейбниц — идеалистом, француз Рене Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма и идеализма.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономистов. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представителей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверждал, что стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосостоянию. Большую роль в развитии экономики он отводил свободной конкуренции. Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно состоит из рабочих, капиталистов, землевладельцев.

Идеология Просвещения. На рубеже XVII — XVIII вв. Европа вступила в эпоху Просвещения.

Просвещениеэто идейное движение, выступавшее за торжество разума, просвещения, науки.

Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения являлся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но все же считал необходимым наличие социального неравенства, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескьё является учение о происхождении и развитии государства. Монтескьё не верил в божественное происхождение государства. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца,! Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государства Монтескьё видел в разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что; движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждан могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо npизнавал право народа на восстание.

Распространение идей Просвещения способствовал утверждению в европейском обществе новых ценностей высвобождению сознания людей от влияния религии пониманию важнейшей роли науки в развитии человечества.

 

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

1. Кратко охарактеризуйте главные направления в искусстве Европы XVII — XVIII вв.

2. Расскажите о самых известных европейских писателях, художниках, композиторах XVII — XVIII вв.

3. Как развивалась наука в XVII — XVIII вв.?

4. Что такое эпоха Просвещение? В чем состояли основные идеи главных деятелей Просвещения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: