Модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.
Список мотивов | |
1. стать высококвалифицированным специалистом | |
2. получить диплом | |
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах | |
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» | |
5. постоянно получать стипендию | |
6. приобрести глубокие и прочные знания | |
7. быть постоянно готовым к очередным занятиям | |
8. не запускать изучение предметов учебного цикла | |
9. не отставать от сокурсников | |
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности | |
11. выполнять педагогические требования | |
12. достичь уважения преподавателей | |
13. быть примером для сокурсников | |
14. добиться одобрения родителей и окружающих | |
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу | |
16. получить интеллектуальное удовлетворение |
Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей
Адаптированная М.М. Калашниковой, В.Н. Косыревым, О.В. Щекочихиным
Инструкция: Внимательно прочитайте список мотивов учебной деятельности, допишите недостающие и проранжируйте полученный перечень мотивов в порядке их действенности, поставив на первое место самый действенный из мотивов, на второе – самый действенный из оставшихся и т.д. Ранжируя мотивы, полагайтесь не на отвлеченные соображения, а на собственные побуждения.
Мотивы учебной деятельности | Ранговое место мотивa |
1. К этому обязывает меня мой долг | |
2. Чтобы добиться полных и глубоких знаний | |
3. Не хочу подводить группу | |
4. Нравится получать хорошие оценки | |
5. Хочу стать хорошим учителем | |
6. Чтобы избежать нареканий | |
7. Не хочу быть хуже других | |
8. Этого хотели родители | |
9. Нравиться быть студентом | |
10. Нужен диплом о высшем образовании | |
11. Все учатся и я тоже | |
12. Просто интересно | |
______________________________________ | |
______________________________________ |
Методика диагностики структуры учебной мотивации
Инструкция: Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +);
пожалуй, верно – (+);
пожалуй, неверно – (–);
неверно – (– –).
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).