Предмет, задачи психологии. Научное понимание психологических явлений.




Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Выделим три основных класса:

1) психические процессы - выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека, имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса, на их основе формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков

Психические процессы делятся на три группы:

познаватель­ные ПС – этопсихические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние.) Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску (Пример – что-то мы помним долго, а что-то быстро забываем)

эмоциональныеПС – это такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его дея­тельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют дея­тельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность че­ловека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий.

волевые ПС – это ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. По­добная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов — неосознаваемые ПС – это те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания

2) Психические состояния характеризуют состояние психики в целом, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью, влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. (н-р такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.), могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них об­щей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности.. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека.

3) психические свойства личности — это наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. (Н-р, направленность, темперамент, способности и характер.) Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

 

Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психиче­ские процессы, психические состояния и психические свойства.

В отличие от ин­дивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование группо­вых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.

К психическим состояниям груп­пы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др.

К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследова­ние психических явлений




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: