Общественно-политическая и религиозная мысль в России во второй половине XV– XVI вв.




Общественно-политическая и религиозная мысль в России во второй половине XV– XVI вв.

План

1. Теория «Москва – третий Рим»: сущность, назначение и отражение в памятниках литературы.

2. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.

3. Публицистика XVI в.:

А) Ф. Карпов, И. Пересветов, Ермолай-Еразм.

Б) Переписка Ивана Грозного и А. Курбского.

4. Еретические течения:

А) жидовствующие;

Б) «рабье учение» Ф. Косого.

Литература

1. Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982 (глава «Новгородская крамола»). https://www.litmir.me/br/?b=215973&p=1 или https://royallib.com/book/zimin_aleksandr/rossiya_na_rubege_XV_XVI_stoletiy_ocherki_sotsialno_politicheskoy_istorii.html

2. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. https://moscowstate.ru/zimin-a-a-i-s-peresvetov-i-ego-sovremenniki-ocherki-po-istorii-russkoj-obshhestvenno-politicheskoj-mysli-serediny-xvi-v/

3. История русской литературы X — XVII вв.
Под ред. Д. С. Лихачева. https://www.infoliolib.info/philol/lihachev/6_5.html

4. История религии [Текст]: учебник / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др.; под общей ред. И. Н. Яблокова. В 2 т. Т. 2. М., 2004. 676 с. Есть в Интернет

5. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 – начала 16 века. М.-Л., 1955. 544 с. https://www.klex.ru/mfc

5. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В 2 кн. Кн. 2: учеб. для студ. вузов. М., 2004. 464 с. https://royallib.com/read/kuzmin_appolon/istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_do_1618_guchebnik_dlya_vuzov_v_dvuh_knigah_kniga_vtoraya.html#0

6. Кусков В. В. История древнерусской литературы (раздел Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв. Публицистика). https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-drevnerusskoj-literatury/4_7

7. Никольский Н. М. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1985. 448 с.

8. Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "История" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. М., 2007. 536 с. https://modernlib.net/books/pavlenko_n/istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_do_1861_goda/read

9. Скрынников Р. Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. 463 с.

10. Скрынников, Р. Г. Третий Рим. СПб., 1994. 190 с.

11. Филюшкин А. И. Андрей Курбский. M., 2010. 299 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1137).

 

Методические рекомендации

1. Проанализируйте сущность теории «Москва – Третий Рим». Какое отражение она нашла в произведениях литературы («Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», «Повесть о белом клобуке»).

2. Сформулируйте основные положения, характеризующие идеологию иосифлян и нестяжателей. Покажите отличия в их взглядах и проанализируйте их. Что вы знаете о жизненном пути духовных лидеров данных течений – Нила Сорского и Иосифа Волоцкого?

3. Охарактеризуйте взгляды публицистов XVI в.: Ф. Карпова, И. Пересветова, Ермолая-Еразма.

4. Проанализируйте переписку Ивана Грозного и Андрея Курбского. Обратите внимание не только на содержательную сторону, но и на особенности стиля, языка каждого автора.

5. Охарактеризуйте взгляды религиозных «диссидентов»: жидовствующих и последователей Ф. Косого.

 

!!! Тема рассчитана на два семинара. Требуется подготовить доклады с презентациями (обязательно использовать указанную литературу, а не Википедию!!!):

К семинару 14 апреля – 4 доклада с презентациями:

1) Теория «Москва – третий Рим»: сущность, назначение и отражение в памятниках литературы.

2) Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.

В докладе должна быть биографическая справка о жизни Иосифа Волоцкого и Нила Сорского + обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

Основные вопросы для сравнения взглядов Иосифляне Нестяжатели
Мотивированный ответ
Отношение к земельной собственности монастырей    
Отношение к крупным вкладам и пожертвованиям в монастыри    
Отношение к благотворительной деятельности монастырей    
Отношение к власти и проблема места церкви в системе государства    
Отношение церкви к еретикам    
На чьей стороне оказалась поддержка государственной власти? (Иван III, Василий III, Иван IV)    

 

3 и 4) Публицистика XVI в.:

Ф. Карпов, И. Пересветов, Ермолай-Еразм – 2 доклада-презентации (один – И. Пересветов, второй – Ф. Карпов + Ермолай-Еразм). В этом вопросе можно использовать именно такую форму работы – доклад-презентация. В него включаем весь текст, грамотно его структурируя, оформляя на слайдах презентации. Если материала будет очень много, тогда делаем как обычно: доклад + презентация. При анализе взглядов Пересветова обязательно проанализировать «Сказание о Магмете-салтане». В докладе о Ермолае-Еразме не нужно анализировать его Повесть о Петре и Февронии, анализируем не его художественное творчество, а публицистику, общественно-политические взгляды.

 

К семинару 21 апреля – 3 доклада с презентациями:

1) Переписка Ивана Грозного и А. Курбского. Обязательно используйте работу: Филюшкин А. И. Андрей Курбский. M., 2010. 299 с. – есть в Интернет

 

2) Еретические течения: жидовствующие.

 

3) Еретические течения: «рабье учение» Ф. Косого.

 

!!! Перед тем как приступить к разработке доклада и презентации внимательно изучите предложенную в списке литературу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: