Тема 6. Монголы: от завоеваний к империи




Методические рекомендации по изучению дисциплины

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

Семинарские занятия, рассчитанные на 1 час в неделю и основанны преимущественно на работе с источниками, посвящены изучению как теоретико-исторических, так и конкретно-исторических проблем общего и особенного в развитии афро-азиатского мира. Подготовка к ним -важнейшая часть самостоятельной работы студентов, которая включает также написание контрольных работ.

Сообщения студентов по историческим персоналиям в рамках семинарских занятий не должны превышать 15 минут аудиторного времени. Качество сообщений оценивается с учетом продуманности и четкости плана, содержательности сообщения, умения свободно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы. Остальные студенты группы знакомятся с темой сообщения предварительно по учебной литературе, справочным изданиям (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Britanica и др.). На самом занятии студенты конспектируют основные положения сообщения и новые факты, задают докладчикам вопросы, участвуют в обсуждении сообщения.

В течение учебного года все студенты работают над составлением словаря персоналий “Исторические деятели восточного средневековья” (привлекая энциклопедические и специальные исторические издания). Во избежание дублирования студенты оговаривают выбранные персоналии с преподавателем. Для лучшего усвоения основных терминов и понятий курса целесообразно вести специальный словарик, а также привлекать исторические карты.

Более глубокое изучение предмета связано и с необходимостью постоянного обращения к новейшим публикациям в научной периодике (“Вопросы истории”, “Вопросы философии”, “Восток. Афро-азиатские общества: история и современность”, “Мировая экономика и международные отношения”, “Проблемы Дальнего Востока”, “Социально-политические науки”, “Социологические исследования”, реферативные журналы по востоковедческой проблематике).

Имеющиеся источники и литература, в том числе и изданная в последние годы, позволяют обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса в течение учебного года.

При выставлении итоговой аттестации учитывается прежде всего систематическая работа студентов на семинарских занятиях, а также выполнение ими контрольных работ, подготовка сообщений, составление словаря исторических персоналий.

 

Тема 1. Китай в X-XII вв.

План

1. Аграрные отношения: политика правительства, положение крестьянства.

2. Города, ремесло, торговля.

3. Народные восстания.

4. Реформы Ван Аньши.

Рекомендуемая литература Хрестоматия по истории средних веков. - Т.2. - М., 1963. - С. 18-54. Методические рекомендации по изучению темы: Целесообразно вспомнить об общих тенденциях социально-экономического развития Китая Х-ХII вв., обратившись к материалам Истории Востока. Т.2. Восток в средние века. - М., 1995. - Гл. 3. Раскрывая первый вопрос, необходимо на основе изучения материалов из “Сун ши” определить важнейшие мероприятия правительства в аграрной области. Выяснить, почему государство уделяло столь значительное внимание сельскохозяйственному сектору экономики. Показать влияние правительственной политики в аграрной области на положение крестьянства. Ответить на вопрос: способствовала ли политика правительства прогрессу сельского хозяйства страны? Как она влияла на положение крестьянства? Как государство реагировало на захват земель частными лицами и монастырями? При изучении второго вопроса выяснить место городов, ремесел и торговли в общей экономической структуре Китая. Опираясь на документы, назвать важнейшие ремесленные и торговые центры (желательно найти ихна исторической карте Китая соответствующего периода). Проанализировать организацию ремесленного производства, показать роль частного и государственного факторов в ремесле и торговле; какой был преобладающим? Почему? Сравнить китайские ремесла и торговлю с европейскими, выяснить черты сходства и различия. При работе над третьим вопросом определить причины народных дви жений, состав участников, требования восставших. Полезным будет привлечение работы: Смолин Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины Х - первой четверти ХII в. - М., 1974. Характеризуя реформы Ван Аньши, выявить исторические условия, в которых они осуществлялись. По документам назвать основные мероприятия Ван Аньши, определить, каких сфер развития страны они касались? Почему? Определить суть реформ Ван Аньши, степень их эффективности, сравнить с реформами предшествующих династий. Для более легкого усвоения терминологии стоит обратиться к соответствующим статьям энциклопедического словаря: Китайская философия. - М., 1994. Делая выводы по всем вопросам, попытаться выявить значение правительственной политики в развитии феодальных отношений Китая. Тема 2. Китай в XIII-XIV вв. План 1. Борьба китайцев с монгольским нашествием. 2. Аграрные мероприятия первых Мин. 3. Чжу Юаньчжан: полководец и политик. Обсуждение сообщения. Рекомендуемая литература Хрестоматия по истории средних веков. Т.2. - М., 1963. - С. 54-71. Методические рекомендации по изучению темы: Анализируя первый вопрос, следует вспомнить цели монгольских завоевателей в Китае, ситуацию в стране к началу монгольского вторжения.На исторической карте Китая соответствующего периода найти важнейшие направления монгольских походов и центры сопротивления китайцев захватчикам. Работая с материалами китайских хроник, показать методы сопротивления китайцев монголам, назвать социально-политические силы, участвовавшие в борьбе с захватчиками. Обратить внимание на роль военных поселений в годы антимонгольской борьбы. Попытаться ответить на вопрос об эффективности монгольской власти в Китае. Подумать, как монгольское нашествие отразилось на социально-экономической и политической ситуации в Китае. По материалам хроник выяснить, где и почему монголы встретили наиболее ожесточенное сопротивление китайского населения? При изучении второго вопроса уяснить причины особого внимания первых Мин к аграрной проблеме. Почему значительное внимание уделялось возделыванию заброшенных земель? Какова была политика в отношении беглых крестьян и ремесленников? Проанализировать складывающуюся податную систему, выяснить значение терминов “цзу”, “юн”, “дяо”.Как распределялись налоги и повинности? С кого они взимались, в каком выражении? Работая с главами из Минь-ши, охарактеризовать виды земельной собственности. Какое место в аграрном секторе эпохи ранних Мин занимала государственная собственность. Что такое “Желтый” и “Рыбочешуйчатый” реестры? Следует определить роль общины, военных поселений в аграрном производстве и системе налогообложения ранних Мин. Какая политика проводилась в отношении частных земель? Почему? Сравнить аграрное законодательство Мин с предшествующими эпохами (Тан и Сун), определить черты сходства и различия, назвать причины. Подумать над вопросом: обеспечивала ли аграрная политика первых Мин прогресс в социально-экономическом развитии Китая в дальнейшем? Тема 3. Япония в XIII-XVI вв. План 1. Социально-экономические отношения. 2. Политическая программа сегуната Асикага. 3. Положение крестьянства. 4. Тоётоми Хидэёси: полководец и политик. Обсуждение сообщения. Рекомендуемая литература Хрестоматия по истории средних веков. Т.2. - М., 1963. - С. 141-151. Методические рекомендации по изучению темы: Раскрывая первый вопрос, следует уяснить, какими целями руковод ствовалось правительство, стремясь поставить под контроль земельные сделки в стране. Почему гокэнины продавали и закладывали свои ленные владения? Как к этому относилось государство? Какие меры им предпринимались, были ли они эффективными? Сопоставить аграрную политику японских правителей и китайских императоров. По второму вопросу: работая с кодексом годов Кэмму, выяснить причины его появления, определить степень влияния китайского опыта, выделить основную проблематику документа. Проанализировать меры по экономической стабилизации страны, предлагаемые в документе, определить роль государственного вмешательства в экономические отношения. Как строилось управление страной? Почему кодекс рекомендует “проявлять сугубую осмотрительность” (в политике). Используя материалы предшествующих занятий, подумать над вопросом об эффективности на практикемер, предлагаемых кодексом годов Кэмму. Изучая документы о положении крестьянства, выяснить причины крестьянских выступлений, их требования, реакцию правительства. При обсуждении сообщения о деятельности Тоётоми Хидэёси обсудить роль личностного фактора в объединении страны, подумать, влияние каких обстоятельств обеспечивало возможность Хидэйси создать основы централизованного государства после многих лет междоусобных войн. Тема 4. Социально-экономические отношения в Индии в X-XV вв. План 1. Сельская община. 2. Феодальная земельная собственность. 3. Торговля и ремесло. Рекомендуемая литература Хрестоматия по истории средних веков. Т.2. - М., 1963. - С. 153-196. Методические рекомендации по изучению темы: Работая с текстами надписей из Уттарамаллура (по первому вопросу) следует вспомнить о факторах, обусловивших особую прочность общинного строя в Индии в средневековье, влияние кастовой системы. Показать, как функционировал механизм управления общиной, кто и как выбирал варийямы, чем занималось общинное окружное собрание. Каким образом строились отношения общины с княжеской властью? Разбирая второй вопрос, выяснить, что нового принесли делийские султаны в поземельные отношения. Уяснить значение терминов: “милк”, “инам”, “халисе”, “фазилат-и-хасил”, “вакф”. Проанализировать меры, предпринимавшиеся султанами для укрепления государственной собственности на землю. Почему данные меры были непоследовательными? Разобрать, как утвердилась система джагиров на примере политики султанов Гуджарата. Как строились экономические поземельные отношения между правителем и джагирдарами? Определить соотношение частного и государственного секторов в феодальном землевладении, роль вакфов. Охарактеризовать политику султанов в отношении мелких феодалов-индусов и феодализирующейся общинной верхушки. Как строилась налоговая система, сказывалось ли влияние местных традиций? В чем проявлялась специфика феодальной собственности на землю вЮжной Индии? Сравнить аграрную политику делийских султанов с деятельностью правителей в Китае и Японии. Насколько были эффективными меры в социально-экономической области, осуществляемые вопросу: назвать основные предметы ремесла и торговли. На исторической карте Индии найти важнейшие центры, указанные в документах. Выяснить степень воздействия государства на развитие ремесла и торговли. Способствовали ли государственные меры прогрессу в развитии ремесла и торговли? Определить роль торгово-ростовщических элементов в феодальном землевладении, купеческих гильдий и брахманов в ремесле и торговле.

 

Тема 5. Ислам

План

1. Возникновение ислама: роль других цивилизаций, влияние традиций.

2. Основные идеи Корана: догматика, отношение к человеку, обществу,

идеал государственно-политического устройства. Шариат.

3. Важнейшие направления и секты ислама, их эволюция.

4. Мухаммед: человек, проповедник, политик. Обсуждение сообщения.

Рекомендуемая литература:

Коран. (Любое издание).

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М.,

1966.

Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М., 1967.

Вахтин Ю.Б., Панова В.Ф. Жизнь Мухаммеда. - М., 1991.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонаролла. Библиотека

“Жизнь замечательных людей” Ф.Павленкова. - М., 1995.

Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988. - Гл. 8-11.

Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.

Климович Л.И. Книга о Коране. - М., 1986.

Методические рекомендации по изучению темы: Обращаясь к материалам первого вопроса, выяснить, почему именно на территории Аравии создались предпосылки для складывания единой религии. Показать воздействие природно-климатических, этнических, социально-экономических факторов. Какую роль сыграли внешние влияния? Что доминировало в формировании ислама: внутренние или внешние обстоятельства?

Изучая второй вопрос, следует помнить, что текст Корана складывался постепенно, неоднократно перерабатывался и носил следы внешних религиозно-политических воззрений. Обратить внимание на важнейшие идеи ислама - единобожие, джихад, хадж и др. Охарактеризовать по Корану, работая с соответствующими сурами, обязанности мусульманина, социальные и экономические представления правоверных. Каким образом идеи Корана способствовали консолидации арабов? Как относились мусульмане к представителям других религий?

Анализируя третий вопрос, уяснить, почему с развитием Халифата произошел раскол единого религиозно-политического учения. Охарактеризовать общее и различное в суннизме и шиизме. На исторической карте мира найти центры указанных направлений в исламе. Показать, какие направления возникли в исламе, охарактеризовать их эволюцию. Для лучшего усвоения терминологии полезно обратиться к энциклопедическому словарю поисламу. Попытаться ответить на вопрос о причинах длительного сохранения влияния ислама во многих странах в настоящее время.

Размышляя о роли Мухаммеда в арабской истории, при обсуждении сообщения определить значение личностного фактора в становлении ислама, различные оценки Мухаммеда в историографии и религиозно философской науке.

 

Тема 6. Монголы: от завоеваний к империи

План

1. Общественно-экономический строй монголов в X - нач. XIII в. Фак-

торы формирования основ государственности, роль внешних воздействий,

личности Чингис-хана.

2. Направления и характеристика монгольских завоеваний.

3. Империя монголов: социально-экономический и политический

строй.

4. Причины распада Монгольской империи. Влияние монголов на Азию

и Европу: оценки в исторической литературе.

Рекомендуемая литература

Джованни дель Плано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Пу-

тешествие в восточные страны. Книга Марко Поло. - М., 1997.

Сокровенное сказание. (Любое издание.)

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч.: В 9 т. -

Т.1. - М.,1963.

Бартольд В.В. Образование империи Чингис-хана // Там же. - Т.5. - М., 1968.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь; М., 1997.

Викторова Л.Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. - М.,

1980.

Владимирцев Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой

феодализм. - М., 1934.

Восточная Азия и соседние территории в средние века (История и культура

Востока Азии). - Новосибирск, 1986.

Воробьев М.В. Чжурчжени и государство Цзинь. - М., 1975.

Гольман М. Изучение истории Монголии на Западе. - М., 1988.

Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. - М., 1994.

История Востока. Т.2. Восток в средние века. - М., 1995. - Гл. 4.

История Монгольской народной республики. - М., 1983.

Капица М.С. Еще раз о роли Чингис-хана в истории // Вопросы истории. -

1988. - № 7.

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. - М.,1997.

Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Чингис-хан.

Личность и эпоха. - М.,1995.

Монгольское нашествие. Лес и Степь IX-XVI вв. Неизвестные страницы //

Родина. - 1997. - № 3-4.

Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. - М., 1997.

Трепавлов В.В. Социально-политическая преемственность в государствен-

ном строе Монгольской империи XIII в. - М., 1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: