ЭВОЛЮЦИЯ АТОМИЗМА В ИДЕЯХ ЭПИКУРА




 

Идеи Демокрита значительно пошатнулись после антропологического переворота в античной философии, совершённого Сократом. Физика первых греческих мудрецов отступила на второй план, многие их методы критиковались философами-классиками. Казалось бы, идее атомизма суждено долгое забвение.

На самом деле она нашла яркое отражение в трудах известного философа Эпикура (341–270 до н.э.), имя которого дало название целому направлению в философии и этике. Центральной сферой деятельности философа была этика, и для этого есть достаточные основания. Крах классического греческого уклада жизни, становление эллинизма вызвали шок у большей части населения. Люди потеряли ориентиры, смысложизненные ориентации, воцарился страх смерти, чувство безысходности. Отсюда выраженный прикладной характер философии этого времени, в том числе и Эпикура.

Физика Эпикура, вместе с теорией познания и этикой, имеет цель помочь человеку достичь блаженства, избавившись, в частности, от страха перед богами и смертью. Итак, какую картину мира представляет нам Эпикур? Думаю, наилучший ответ даст анализ его письма Геродоту, в котором Эпикур ёмко определил базовые понятия своего учения.

«… Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение». Очевиден подход, аналогичный Демокриту - вечность и неразрушимость материи и базовых законов её организации.

«Далее, Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются...» Вновь наблюдаем демокритовскую оппозицию «атомы-пустота». Также следует упомянуть, что «…и по количеству тел, и по величине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична».

Далее Эпикур утверждает, что «атомы безграничны по числу, а различие форм в них не совсем безгранично, но только необъятно. Атомы движутся непрерывно в течение вечности... Далее, миры безграничны [но числу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие» Заимствование идей Демокрита абсолютно. Дальнейший анализ позволяет сделать вывод, что атрибуты атомов, их взаимодействие и космологические постулаты полностью соответствуют выводам Демокрита. Единственным фундаментальным отличием концепции Эпикура является положение о колебании траектории падения атомов. Цель данного допущения двояка: во-первых, оно объясняет столкновение атомов и образование сложных тел, во-вторых – обосновывает этическое учение о свободе. Эпикур говорит, что существуют законы Вселенной, но в ней есть место и случайности, следовательно, человек может сам строить свою судьбу. Выводы для простого человека просты: не следует страшиться богов, которые не оказывают на этот мир никакого воздействия, не следует бояться смерти, так как материальная душа рассеется вместе с погибшим телом. Следует жить земной жизнью, стараясь довольствоваться малым и искать наслаждение внутри себя.

Заслуга Эпикура состоит прежде всего в создании эффективной нравственной концепции и в том, что он смог удачно применить физическую концепцию для обоснования этической модели, что до него, как и после него, мало кому удалось.

 


 

АТОМИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

невозможное сегодня станет возможным завтра.

Константин Циолковский

Расцвет античной культуры поражает наше воображение. Но ещё более впечатляющим был её закат. В христианской Европе безбожная концепция атомизма, конечно, не могла существовать. Поворот к научному познанию мира в 16 веке несколько изменил ситуацию. Атомизма в той или иной степени придерживались Галилео Галилей, Пьер Гассенди и другие известные учёные и философы. К концу 18 века накопилось множество косвенных доказательств существования атомов (например, закон кратных отношений в химии). Первым крупным учёным, который высказал идею, что химические элементы состоят из атомов, был француз Лавуазье. На протяжении 19 века господствовала концепция атома как «неделимого», т.к. это действительно невозможно было осуществить химическими методами. Тем не менее прогресс в физике привёл учёных к выводу, что атомы вполне делимы и состоят из более мелких частиц – электронов, протонов, нейтронов. Дальнейшие исследования подтвердили делимость и эти казавшихся элементарными частиц. В результате мы имеем на сегодняшний день более 400 известных элементарных частиц, разнообразие которых огромно. Однако смеем ли мы утверждать, что идея атомизма о существовании неделимой первоосновы в корне неверна? Вопрос о конечной делимости вещества остаётся открытым. Современная квантовая физика признаёт существование т.н. фундаментальных частиц, которых насчитывается 24, составляющих основу более сложных элементарных. Вместе с тем, данная модель, достаточно хорошо аргументированная в теории, пока не получила подтверждения на практике ввиду необнаружения двух важнейших частиц - бозона Хиггса и гравитона. В наши дни проводятся интенсивные исследования в данной области, и есть надежда, что скоро будут получены надёжные результаты.

Однако наука 21 века не только модифицирует идеи прошлого, но и радикально их отвергает. Всю путаницу с классификацией взаимодействий элементарных частиц призвана решить новейшая теория суперструн – принципиально новый взгляд на первооснову мира. Точечные частицы в ней заменены одномерными протяжёнными объектами, т.н. струнами. Все частицы и их взаимодействия – результат колебания этих струн. Размер струн ничтожен (для сравнения – по диаметру атома их можно вытянуть столько, сколько атомов от Земли до ближайшей звезды). Струны снимают современные противоречия между физикой макро- и микротел и дают лёгкую возможность построения единой теории поля. Наиболее существенные проблемы данной теории – потребность для её существования 11 физических измерений (что очень трудно представить нам, обитателям кажущегося четырёхмерным мира) и практическая невозможность экспериментального обнаружения струн. Тем не менее, сейчас предложены оригинальные эксперименты, которые возможно, подтвердят истинность или несостоятельность данной гипотезы.

Громадный прогресс науки вызвал серьёзные трудности в согласовании результатов исследований. Количество теорий переходит все рамки, и многие отметаются, даже не будучи окончательно рассмотренными. И в такой ситуации надёжная и проверенная на практике теория атомизма кажется далеко не худшим вариантом.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

При внимательном анализе в философии Демокрита можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи и энергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетической основы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности, схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философией Нового времени…

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Впрочем, неделим фотон, который непрерывно движется в пространстве…

Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же, как и любая информация, неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.

Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки. И даже если победит теория струн, никто не сможет отвергнуть заслуги великого учёного, который бросил вызов догмам, пронзил мыслью время и шагнул в истинное бессмертие.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: