Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета




Бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) не всегда доходы бюджета покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех состояниях:

- доходы бюджета превышают расходы, что соответствует излишку государственного бюджета (профициту);

- доходы равны расходам, т.е. государственный бюджет сбалансирован;

- доходы бюджета меньше, чем расходы.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Если причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост, то можно сказать, что профицит спрогнозирован в результате активизации хозяйственной деятельности экономических субъектов и увеличения их доходов. В свою очередь увеличение доходов юридических и физических лиц приводит к росту сбора налогов и, соответственно, к росту доходов бюджета. Если же экономический рост не был спрогнозирован, то возникновение профицита характеризуется превышением запланированных доходов над утвержденными расходами бюджета. Составление бюджета с профицитом, как и с дефицитом, влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета может стать снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета следует:

- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Также одной из мер является сокращение доходов бюджета за счет налоговых поступлений.

На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял 3 % и более от величины ВВП. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Существует две точки зрения. С одной стороны, умеренный бюджетный дефицит – это благо, в результате которого имеется возможность увеличивать совокупный спрос путем финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета – это неудовлетворение потребностей общества. По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы ВВП.

Различаются следующие виды бюджетного дефицита:

- структурный бюджетный дефицит – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения

- фактический бюджетный дефицит – это величина превышения расходов государства над его доходами;

- циклический бюджетный дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;

- сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, катастрофы, стихийные бедствия).

Финансы всегда являются отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он может привести к инфляции. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Существует несколько методов покрытия дефицита государственного бюджета:

- сокращение расходов госбюджета;

- увеличение налогового бремени;

- государственные займы;

- денежная эмиссия.

Первые три метода покрытия бюджетного дефицита относятся к неинфляционным методам, четвертый – инфляционный.

Сокращение расходов госбюджета – путь не всегда выполнимый и может усилить спад в экономике, т.к. снижение финансирования социальных программ приводит к социальному напряжению среди населения страны.

Увеличение налогового бремени приведет к уменьшению инвестиций и потребления, что снижает возможность роста ВНП.

Государственные займы бывают внутренними (за счет займа у населения своей страны и банков) и внешними (за счет займа у других стран или международных финансовых организаций). В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятии.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых обязательств, учитывая необходимость выплаты их с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг государства образуется вследствие займа денег у населения своей страны путем выпуска в обращение государственных ценных бумаг. Внешний долг государства образуется вследствие займа денег у иностранных банков, государств и международных организаций.

Денежная эмиссия – это еще один из методов покрытия дефицита государственного бюджета во время экономических потрясений. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах экономических реформ, проводимых в начале 90-х годов в нашей стране. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно приводит к взвинчиванию инфляции, которая подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег.

Мультипликатор сбалансированного бюджета – это увеличение государственных расходов и налогов с целью балансирования бюджета. Увеличение потребления вызывает рост расходов и доходов, поскольку производство реагирует на увеличение рынка расширением производства и предложением товаров, что вызывает рост доходов у производителей и порождает увеличение потребления, которое ведет к дальнейшему расширению производства товаров и услуг, а следовательно, росту доходов производителей. В результате мультипликативного эффекта происходит нарастание величины равновесного дохода, по сумме превышающее увеличение государственных расходов.
При неизменном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счёт налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект и мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: