Порядок приватизации и реприватизации жилого помещения.




Введение

Удовлетворение потребности в жилье на протяжении всей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острых и трудно разрешимых проблем. На различных этапах своего существования любое государство пытается помочь своим гражданам в ее решении. Но, не смотря на предпринимаемые меры, число граждан, нуждающихся, в улучшении жилищных условий не уменьшается.

Приватизация как способ приобретения права собственности является одним из важнейших условий оборота имущества, его перехода от одного лица к другому.

Предметом приватизации может быть любое имущество, в том числе жилые помещения. В соответствии с жилищным законодательством жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений, то есть, не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с наймодателем, а также в связи с прохождением службы либо обучения.

Приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В социально - экономических условиях жилье становится обычным товаром, предметом купли - продажи, мены, дарения, наследования и других сделок. Однако указанный процесс может успешно развиваться лишь при условии, если такой товар, как жилье, будет фигурировать на рынке в достаточном количестве, т. е. появится множество продавцов и покупателей жилья, имеющих право его отчуждать и приобретать. Следовательно, должны быть собственники жилья, способные выступать на рынке жилья в качестве продавцов.

Приватизация составляет основу при формировании рынка жилья. В настоящее время основным источником возникновения права частной собственности на жилые дома и квартиры является приватизация государственного и муниципального жилищных фондов.

Объект исследования приватизации - общественные отношения, которые возникают в процессе приватизации жилья.

Норма о праве человека на жилище содержится во Всеобщей декларации прав человека, которая гласит «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

Согласно Конституции каждый имеет право на жилище, оно неприкосновенно, и никто не может быть произвольно лишен его. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК и другими законами.

В данной работе мы рассмотрим следующие теоретические вопросы:

порядок приватизации и реприватизации жилого помещения; порядок выселения бывших членов семьи владельца жилого дома.

 

Порядок приватизации и реприватизации жилого помещения.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке приватизации. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) [1, с. 280].

В Законе о приватизации указаны две стороны передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: одна сторона – это граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другая сторона – наймодатель – лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы, государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Один из серьезных вопросов приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2 - 3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам: 1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно. 2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий. 3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера

[2, с. 208; 3, с. 479].

Приватизацию можно разделить на несколько этапов. Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – создание и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно - нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.

Второй этап – 1992 - 1994 гг. и характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.

Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО «Оболонь», львовскую кондитерскую фабрику «Свиточ», СП Кофейная фабрика «Галка», АО «Электрон», металлургические комбинаты им. Ильича и «Азовсталь»

(г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Третий этап – 1995 – 1998 гг. Он характеризовался введением в оборот наличных именных приватизационных имущественных сертификатов (ПИС), использованием как средства платежа за объекты приватизации наряду с ПИС наличных компенсационных сертификатов, выдаваемых гражданам как компенсацию за обесценение денежных сбережений в учреждениях Сбербанка и Госстраха. Но главной особенностью была продажа акций приватизируемых предприятий физическим и юридическим лицам посредством созданной системы сертификатных аукционов.

Для перехода к следующему этапу необходимы были дополнения к законодательству, поскольку принятые в начале приватизации законы уже не обеспечивали потребность в резком увеличении объемов приватизируемого имущества. Корректировка законодательства осуществлена указами президента Украины.

С 2000 г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000 – 2002 гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000 г. [4, с. 352; 5, с. 340].

Реприватизация (от ре... и лат. privatus — частный) — приватизация ранее национализированной частной собственности, обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации [6, с. 495].

Интересным фактом являются самые громкие процессы реприватизации на Украине. Например, это: ОАО «Криворожсталь», ЗАО Северодонецкое объединение «Азот», ОАО «Никопольский завод ферросплавов», ХК «Лугансктепловоз».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: