II. Древнеиндийская философия.




ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философские взгляды первоначально возникли в странах Древнего Востока – Вавилоне, Египте, Лидии, Персии, Китае, Индии.

I. Древнекитайская философия

Наивысший расцвет философия древнего Китая получает в VI-V вв до н.э. В это время свободно существовали и развивались 6 основных философских школ: конфуцианство, моизм, школа закона, даосизм, натурфилософия, школа имён. Наиболее значимым было конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство.

Основателем конфуцианства был Кун Фу-цзы (в европейской традиции Конфуций). Две с половиной тысячи лет Конфуций является духовным наставником, учителем китайской нации, воплощением её культурной самобытности.

Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) родился в 551 году до н.э. на востоке Китая в царстве Лу в знатной, но обедневшей семье аристократов, с богатой родословной, когда его отцу было почти 70 лет, а матери не было и 18 лет. Предок Конфуция в десятом поколении – уступил предназначавшийся ему по традиции трон младшему брату, семья потеряла право на царский престол. Отец его Шулян Хэ стал известным человеком, прославился храбростью, воинскими доблестями, управлял небольшой территорией, однако должность свою не мог передавать по наследству; по социальному статусу он являлся аристократом самого низкого ранга и скромного достатка. Семейная жизнь Шулян Хэ по представлениям того времени сложилась неудачно, так как все его дети были девочками, Когда и девятый ребёнок оказался девочкой, он взял наложницу, которая родила ему долгожданного сына, названного Бони; мальчик, однако, родился хромоножкой и вообще был болезненным, Тогда старый прославленный воин решил жениться ещё раз. Брак этот осуждался в обществе, так как разница в возрасте по китайской традиции не должна превышать 10 лет, а жениться после 64 лет считалось неэтичным. Но, тем не менее, брак оказался счастливым. 27 августа 551 года до н.э. родился здоровый мальчик, которого нарекли Кун цю впоследствии ученики придумали ему прозвище Кун Фу-Цзы, что в переводе означает, почтенный учитель Кун. Имя Конфуций появилось позже, в XVII веке – это латинизированная версия имени Кун Фу-цзы. Родился он в пещере на склоне грязевого холма, обладавшего магической силой, куда муж отвёл жену, как только та почувствовала приближение родов. Эта пещера существует и поныне и является местом священным для китайцев. Когда мальчику исполнилось 2 года и три месяца (китайцы считают возраст с момента зачатия), умер его отец. Лишённые защиты мать с сыном стали объектом травли со стороны первых двух жён, тогда молодая вдова решила вернуться вместе с мальчиком в родной город Цуйфу, но вынуждена была жить отдельно от родителей. Их материальное положение было тяжёлым, и, как впоследствии признавался Конфуций, в детстве он был беден, ему приходилось заниматься «многими презренными делами» (носить тяжёлые бадьи с водой, пасти чужих овец и коров, наниматься трубачом в небольшие оркестры, игравшие на похоронах и свадьбах, а после смерти матери готовить еду и стирать). Внешне он был некрасив, современники так описывали его внешность «Ликом он походил на дракона, имел лошадиный рот по одним источникам, по другим птичий клюв, лицо у него было цвета ободранной тыквы», был грузного телосложения и имел высокий рост (191 см), Янь-Чжи – мать Конфуция – оказалась добродетельной вдовой; она ежедневно молилась по усопшему мужу, приучала мальчика к традициям, рассказывала ему о ратных подвигах отца, основателе рода. Однако и она рано умерла, когда сыну не было ещё и 17 лет, Конфуций, преодолев ряд трудностей, похоронил её с соблюдением всех правил ритуала рядом с отцом. В 15 лет живой ум и потребность в учёбе подтолкнули его к самообразованию. Образование во времена Конфуция имело конкретное и строгое содержание: уметь выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать. Конфуций в совершенстве овладел всеми 6 учениями, в том числе и теми, которые требовали физической силы и сноровки (он был человеком одарённым не только духовно, но и телесно). Образование он завершает к 30 годам, именно в этом возрасте он окончательно формируется как личность, обретает идейную зрелость. Он открывает частную школу, в которой разрабатывает своё учение. Плата за обучение была невысокой, так как принцип набора у Конфуция был совершенно новый, в школу брали не по знатности и богатству, а знаниям и способностям. Школа существовала на деньги богатых учеников. У него было около 3000 учеников, 72 были ему наиболее близки, 12 при нём находились неотлучно. Благодаря своим знаниям он получил место чиновника в царстве Лу. Через 20 лет он был приглашён как советник к правителю царства Лу, и получил возможность практического приложения знаний. в течении четырёх лет он сделал карьеру от начальника уезда до ближайшего советника правителя, став фактически третьим лицом в государстве. Политическая деятельность его была успешной и способствовала процветанию государства, что стало беспокоить соседние государства, которые решили поссорить его с правителем. В результате дворцовых интриг он оставляет свою должность и с несколькими учениками покидает государство. Так 55-летний Конфуций фактически в течение 14 лет находится в изгнании, путешествуя по различным китайским государствам, в попытках найти приложение своим знаниям и силам, везде его встречают с уважением, почётом, но к государственной деятельности не призывают. Однажды он в 64 летнем возрасте получает приглашение на самый высокий пост от государя довольно крупного царства Вэй, но он отвергает это предложение, поскольку Чу-гун занял свой трон незаконно, в обход своего отца. После этого он оставил надежду найти практическое применение своему учению и полностью посвящает свою жизнь преподаванию и систематизации древних книг. Конфуций умер в 479 году до н.э. на 73 году жизни. Ученики его похоронили в соответствии с освящённым учителем ритуалом. Его могила – место всеобщего поклонения.

Конфуций сам ничего не писал, мысли его сохранились в форме бесед с учениками, которые были ими, записаны и изложены в книге «Лунь юй » («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Во II веке до н.э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Конфуция не слишком занимали проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь его не интересовали. «Не ведая ещё, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть? Не умея служить людям, как можно служить духам?» Его мысли были сосредоточены на реальном мире. Для его учения был характерен антропоцентризммировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Цель егоучения – совершенствование человека, его стремление к нравственному идеалу, разумное устройство государства. Идеальное государство должно быть подобно большой семье во главе, которого стоит обожествляемый, но не имеющий реальной власти государь. Реальную власть должны осуществлять «благородные мужи». Взаимоотношения в государстве должны строиться по типу семейных. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных (детях), воспитывать их силой собственного нравственного примера, а поданные должны им повиноваться. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Благородными он считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д. Конфуций разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы) – благородного – не по своему происхождению, а по воспитанию и самосовершенствованию. Этот человек должен обладать гуманностью, быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старшим вообще. Особое место в его учении занимает концепция «сяо» сыновней любви и почтительности, любви, уважения к родителям и старшим вообще.

Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и другими людьми.

Он формулирует закон идеальных отношений в семье, обществе и государстве, который можно выразить следующими принципами: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Помогай другому достичь того, чего бы ты сам хотел достичь», «Соблюдай во всём золотую середину».

 

Даосизм.

Основателем даосизма («школы пути») считается Лао-цзы. Ему приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Лао-цзы, по преданию, родился в 604 г. до н. э. Данных о его жизни чрезвычайно мало, и они по большей части легендарны. Само имя Лао-цзы означает «древний учитель». Известно, что Лао-цзы был хранителем государственного архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным человеком. В знак протеста против интриг, смут и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе его попросили оставить что-либо стране, и он передал начальнику стражи рукопись «Дао дэ цзин». Лао-цзы выбрал уединённую и спокойную жизнь на лоне природы, вдали от тревог и забот. Время его смерти неизвестно, но считается, что он прожил намного больше ста лет.

Центральное понятие даосизма – дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически – не как жестокая предопределённость, а как вечное движение и изменение.

Для даосизма судьба – переход всего в свою противоположность, чередование тёмных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь –ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света

 

 
инь женское отрицательное луна тьма влажность левое тепло и т.д.   ян мужское положительное солнце свет сухость правое огонь и т. д.  

 

нет тьмы; человек – это и мужчина и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие. Судьбу человека как чередование инь и ян можно упрощённо представить таким образом: если сегодня плохо, необходимо просто ждать – завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо – завтра будет плохо. При этом, если человек попал в чёрную полосу жизни, можно утешиться тем, что во всём плохом можно найти что-то хорошее (белая точка в чёрной части круга), так же как, впрочем, в хорошем – плохое (чёрная – в белом).

Даосская притча гласит: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не ищет его, чтобы убить. Он просто сидит на берегу реки и будет ждать, пока труп врага сам не проплывёт мимо него.

Основные положения даосизма:

· всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении;

· вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей);

· цель человека гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим, приносящее удовлетворение и покой;

· развитие общества и цивилизации ведёт человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой – хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

Таким образом, китайская философия подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм), подробно разработанные в китайской философии, стали весомым вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма востребованы в экологической философии последних десятилетий.

 

II. Древнеиндийская философия.

Общая характеристика.

В древнеиндийской цивилизации сформировалось несколько оригинальных и тщательно разработанных философских систем, в основе которых лежат «Веды» (в переводе с санскрита – «знания») – сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э. Философская часть «Вед», называется «Упанишады» (санскр. – «сидеть у ног учителя»). Для того, чтобы уяснить сущность индийской философии необходимо разобраться со следующими понятиями:

· сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнации;

· карма – закон воздаяния;

· ахимса – непричнение вреда живому.

Во многих учениях Древней Индии считалось, что душа человека является вечной и после смерти тела, согласно закону сансары, она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).

Конкретное телесное воплощение регулировалось законом кармы – все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от её качеств.

Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца, воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого. (Упанишады)

Поскольку живые существа имеют равноценную дущу, следует соблюдать законахимсы – по возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет, найден путь избавления от них, соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам»:

· ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») – веданта, йога, вайшешика;

· неортодоксальные (отступающие от традиций «Вед») – локаята, джайнизм, буддизм.

Буддизм.

Мы с вами остановимся на буддизме как наиболее развитом в философском отношении учение, который предлагает практические предписания для достижения нирваныблаженного состояния отрешённости от жизненных страданий. Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама, названный Буддой, то есть достигшим просветления.

Сидхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), согласно легенде, был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочерёдно увидел старика, больного и похоронную процессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвятить жизнь поиску истины. В 29 лет он покинул дворец, оставив, жену и сына и превратился в отшельника, ищущего пути избавления человечества от страданий. Спустя 7 лет его осенила истина, и он достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провёл, проповедуя своё учение, которое становилось с каждым годом всё более популярным. Умер в возрасте 80 лет, причём смерть его сопровождалась многочисленными чудесами.

Будда полагал, что к избавлению от страданий – нирване – ведёт «восьмеричный путь». У этого пути несколько этапов:

· праведное знание есть знание «четырёх истин»: 1) жизнь – страдание; 2) причина страданий – наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если следовать «восьмеричному пути»;

· праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путём Будды;

· праведная речь есть отрешение от ложных мнений, неточных слов, пустых разговоров, сплетен, брани и лжи;

· праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не красть», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не опьяняться»;

· праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

· праведное усилие есть борьба с соблазнами;

· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путём», который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть, прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. Главное указать путь для спасения человека и избавления его от нескончаемых страданий, а размышления о причинах и основаниях второстепенны.

Будда рассказывал притчу: представьте, что ваш друг ранен отравленной стрелой, а лекарь заявляет вам: «Я не начну лечить больного, пока не узнаю, кто выпустил стрелу: крестьянин или горожанин, высокий человек или малорослый». Будда заключает, что больной при таком подходе умрёт раньше, чем лекарь узнает точные ответы.

Таким образом, в древнеиндийской философии представлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия всё чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

 

· антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

· идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей в которых оцениваются отношения людей к действительности.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

2. Беседы и суждения Конфуция.- СПб.: ООО «Издательство,,Кристалл,,», 1999.- 1120 с.,ил.- (Б-ка мировой лит.);

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.87-93;

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.; Республика, 1995. – 351 с.: ил. Стр. 22-64;

6. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2000. – 328 с.;

7. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр. 26-28; Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

8. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

9. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: