Проблемы взаимодействия общества и природы




В последние десятилетия XX в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена. Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений.

Природа в широком смысле слова - все существующее, наш мир в многообразии его форм, сложная саморегулирующаяся система земных предметов и явлений. Для человека природа - среда жизни и единственный источник существования. Как биологический вид он нуждается в определенных температуре, давлении, составе атмосферного воздуха, природной воде с примесью солей, растениях и животных.
Человек пользуется природными ресурсами с момента своего появления. Поскольку в течение долгих тысячелетий это потребление было незначительным и ущерб, наносимый природе, незаметным, в обществе укоренилось представление о неисчерпаемости ее богатств - ведь своей жизнедеятельностью человек влияет на окружающую среду не больше, чем другие живые организмы. Однако их влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает его трудовая деятельность, дающая ему возможность удовлетворять свои нужды на уровне гораздо более высоком, чем другие биологические виды.
Сотни тысяч лет наши далекие предки пробирались едва различимыми охотничьими тропами к истокам будущей цивилизации.

Длительное время человек пользовался "экологическими нишами", уже завоеванными его предшественниками, и лишь немного подправлял и постепенно расширял их, расселяясь по планете. Его отношения с биосферой постепенно становились иными, по мере того как он вырастал в Человека разумного. Однако в течение очень долгого периода эти изменения были очень медленными и преимущественно количественными.
Существенный качественный характер они приобрели в XIX в., а в первой половине XX в. отношения человека с природой начали кардинально преображаться. В середине века перемены обрушились на нашу жизнь лавиной, и люди поняли, что виновниками этих глубоких и далеко не благотворных сдвигов являются они сами - их наука, технология, промышленность, транспорт, гигантские города и т. п. Ускорителем столь серьезных преобразований в природе, повлекших за собой отрицательные процессы в биосфере, стал технологический прогресс, а катализатором - научно-техническая революция (НТР).
В течение XX в. человечество достигло во всех областях науки и техники больших успехов, чем за всю историю своего развития. Это создало реальную возможность вовлекать в производство со все уменьшающимися затратами огромную массу природных ресурсов. Естественно, что в условиях роста населения громадный объем их использования без достаточно широкого воспроизводства приводит к их истощению. Речь идет в первую очередь о богатствах недр, которые извлекаются во много раз быстрее, чем идет естественное их накопление. Оказались загрязненными промышленными и бытовыми отходами атмосферный воздух, поверхностный воздух, почвы. Вредные вещества накапливаются в растениях, организмах животных и вместе с пищей попадают в организм человека, создавая опасность для его здоровья.
Неумеренное, хищническое изъятие ресурсов оборачивается катастрофическим обеднением запасов недр и органического мира, вызывает нарушение структуры почвенного покрова, ухудшение состояния воздуха и воды. Сейчас эти явления стали типичными для многих стран, приобрели глобальный характер. В результате разрушается иллюзорное представление о бесконечности природных богатств. На смену ему приходит понимание, что необходимо расходовать их более бережно, что природе нужна охрана.
В понятие "охрана природы" в разное время вкладывался различный смысл. Примерно до середины XX в. весьма распространенным было мнение, что основная цель - защита растительного и животного мира от уничтожения, причем главным образом путем создания заповедников. Поэтому данная отрасль знаний считалась биологической и до сих пор многими относится к биологии. Во второй половине XX в. стало очевидно, что природоохранная проблема намного глубже и сложнее, чем консервация природных участков. Согласно современным представлениям, охрана природы - это комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.
Вопрос о сохранении природы незаметно для человечества перерос в проблему выживания цивилизации. На планете все меньше остается "дикой" природы, то есть территорий, не нарушенных хозяйственной деятельностью. Площадь ойкумены - (заселенной и используемой людьми части земной поверхности) - на протяжении исторического развития постоянно расширялась. По разным оценкам, в конце XX столетия она занимает 50-75% суши. Поэтому термины "природа" и "природная среда" (означающие совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую оно прямо или косвенно влияет и с которой связано в хозяйственной деятельности) все чаще заменяется термином "географическая среда", т. е. используемая и изменяемая человеком природная среда.

 

Охрана окружающей среды

Ухудшение качества окружающей среды в результате мощного антропогенного воздействия определяет необходимость осуществления природоохранных мероприятий. Под охраной окружающей среды понимают систему мер, направленную на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, обеспечивающую сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающую прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. Проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально-экономического строя различных государств и их технических возможностей. Основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы рационально использовать. Постоянное ухудшение качества окружающей среды ставит перед обществом следующие задачи в плане охраны окружающей среды:
- региональный и глобальный мониторинг экосистем;
- внедрение экологически чистых технологий, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов;
- организация рационального природопользования;
- охрана растительного и животного мира, сохранение эталонных экосистем в рамках особо охраняемых природных территорий и др.

В Российской Федерации охрана окружающей среды составляет одну из обязанностей государства. При этом управление охраной окружающей среды характеризуют следующие принципы:


1. Принцип законности в государственном регулировании охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государства и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан. Законность в управлении охраной окружающей среды имеет две основные стороны:
а) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по охране окружающей среды всех нормативно-правовых актов. В случае нарушения законности министерством, ведомством или иным органом Прокуратура России, осуществляющая высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, обязана опротестовать незаконное решение, и протест прокурора, осуществленный в соответствии с законом, подлежит исполнению;
б) принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства. Так, если применяемый закон республики в составе РФ или других субъектов Федерации противоречит Федеральному закону, то применению подлежит закон РФ; если специальный закон регулирует ситуацию иначе, чем общий, применяется специальный закон; если изданный позднее закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон и т. д.
2. Принцип приоритета охраны окружающей среды предполагает наличие двух сторон:
а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем. Например, не допускается изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными объектами. Порядок пользования землей и другими природными ресурсами должен носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать ограничения воздействия на другие компоненты окружающей среды;
б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.
3. Принцип плановости государственного регулирования охраны окружающей среды заключается в следующем:
а) важнейшие мероприятия по охране окружающей среды закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу. Например, по рациональному использованию земель, их мониторингу, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов предусмотрена разработка специальных программ;
б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль. Так, на федеральном уровне предусмотрена организация контроля за использованием и охраной земель, установление систематического слежения за состоянием земель (мониторинга), создание Единой государственной системы экологического мониторинга.
4. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем:
а) максимальное вовлечение граждан в дело управления охраной окружающей среды. Законодательством предусмотрены три основные формы:
- непосредственная демократия, когда люди сами принимают соответствующие решения в области охраны окружающей среды (например, сход граждан того или иного района вправе принять решение об ограничении тех или иных видов местного производства, нарушающих местные экологические системы);
- представительная демократия, когда граждане избирают своих народных депутатов, а те реализуют властные полномочия (например, принимают природоохранительные законы от имени своих избирателей);
- договорная демократия, когда граждане заключают определенные договорные обязательства в области охраны окружающей среды в данной местности (например, трудовым законодательством предусмотрен институт коллективного договора, посредством которого работники данного конкретного предприятия вправе ежегодно

предусматривать в нем положения об охране окружающей среды на действующем предприятии и совершенствовании вопросов природопользования в ходе производственной деятельности);
б) расширение демократических начал в управлении охраной окружающей среды должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы, поэтому в стране на всех уровнях осуществляется реализация принципа сочетания коллегиальности с единоначалием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: