Формирование специальных знаний, умений и навыков в процессе изучения разделов «Питание», «Жилище».




Питание.

Для того чтобы человек с дефектом зрения мог самостоятельно и достаточно легко справляться со всеми действиями, связанными с питанием, ему также необходимо овладеть целым набором специальных знаний и умений. Без самостоятельного выполнения необходимых манипуляций с продуктами самим учеником сформировать соответствующие умения невозможно.

Приготовление без зрительного контроля бутербродов с сыром, колбасой и другими продуктами, которые кладутся на хлеб, не представляет особых сложностей. Трудности возникают при намазывании хлеба маслом, джемом, паштетом или другим пастообразным продуктом. Слепому человеку способ намазывания на хлеб можно объяснить следующим образом: «Возьмите кусок хлеба в левую руку и положите на его середину масло (паштет, джем или что-нибудь подобное) и, постепенно поворачивая хлеб, намазывайте его по направлению к краям куска; нож при этом направляйте к себе. Следите за тем, чтобы лезвие ножа лежало плоско на хлебе».

При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо потренировать детей в том, чтобы они ножом чувствовали равномерность покрытия куска.

Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть надо добиваться от них хорошего инструментального осязания.

Такое же инструментальное осязание необходимо и при нарезке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Можно применять нож-дозатор. Вместе с тем при достаточной тренировке можно, например, указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желаемую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать почти вертикально.

В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может находиться также почти в вертикальном положении либо один средний палец, либо средний и безымянный.

При обучении способам определения на слух закипания воды модно использовать чайник со свистком, прием неплотно закрытой крышки, ориентировку на характерное клокотанье кипящей воды. При кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользоваться «сторожем» (специальным приспособлением). С самого начала обучения детей приготовлению пищи надо объяснить, что определять готовность пищи можно разными способами: смотреть на цвет продукта, пробовать на вкус, проверять инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксировать время. Для людей с нарушением зрения самым безопасным и доступным способом является последний. Поэтому учащихся необходимо, чтобы они запоминали (в случае необходимости записывали) время приготовления различных продуктов.

Полезно упражнять учащихся в наполнении сосуда, что можно определить следующими способами:

§ с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда;

§ по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать);

§ по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;

§ с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда).

Первичная обработка продуктов: это их сортировка, мытье, чистка. В процессе сортировки необходимо научить детей с помощью сохранных анализаторов определять степень доброкачественности пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактильной чувствительности, остаточного зрения).

Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чувствительность.

Учащиеся как минимум должны уметь чистить картофель и морковь. У слабовидящих эти операции, как правило, особых трудностей не вызывают, а слепым даются сложнее.

Три способа чистки картофеля, они будут вырабатывать навыки, используя тот способ, который посчитают для себя более удобным.

Первый. Тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по периметру.

Второй. У вымытого клубня картофеля на ощупь определяются и удаляются глазки, а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь — проконтролировать качество работы с торцовых сторон клубня. При чистке левая рука (для правшей) держится клубень, а правая рука ведет нож по нему. Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разделяющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.

Третий. Клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины. Движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и контроля.

Прием чистки картофеля: в левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была обхвачена тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки — на очищаемый клубень, напротив лезвия. В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки. Левая рука при этом постепенно поворачивает клубень. Во время чистки овощи следует как можно чаще мыть, потому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.

Вопросы питания, естественно, связаны с сервировкой, приемом пищи и уходом за посудой. Стол надо начинать накрывать с середины, постепенно продвигаясь к его краям, при этом в первую очередь расставлять на столе низкие предметы (блюда, тарелки и т.д.). После этого можно ставить более высокие предметы (вазочки, стаканы и т.п.).

Следует научить подавать и забирать блюда, ориентируясь на голос, при наличии остаточного зрения на цвет посуды.

На занятиях по СБО надо научить детей с помощью вилки ложки (используется инструментальное осязание) и запаха (используется обоняние) определять, в каком количестве и что именно находится в тарелке.

Важно научить детей опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол. Этого можно добиться, если у края тарелки придерживать пищу кусочком хлеба (но не пальцем), направляя ее к столовому прибору, которым пища подхватывается.

Слепых и слабовидящих надо одинаково учить мыть посуду, то есть приучать тщательно вести осязательный контроль и обязательно тереть в местах, которые обычно пачкаются больше. Это с обеих сторон донышко столовых тарелок; это дно, ручки и прилегающая к ручкам поверхность кастрюль и Главное здесь — добиться того, чтобы дети поняли, какие места и почему пачкаются больше.

Жилище.

При изучении темы «жилище» у учащихся надо сформировать не только представления о конкретных помещениях школы, о вариантах квартир, но и общий способ, позволяющий слепым и слабовидящим самостоятельно осваивать любое замкнутое пространство. Состоит он в следующем.

Помещение и предметы его наполняющие, последовательно обследуются от двери сначала по периметру в двух направлениях (см. рис., а и б), затем прямо и по диагоналям (рис., в).

Когда ребенок научится правильно обследовать одну комнату, т.е. усвоит принцип ознакомления с замкнутым пространством, необходимо специально создать ситуации для перенесения полученных знаний в повседневную практику.

Владея описанным способом, человек с дефектом зрения может самостоятельно или с посторонней помощью, но быстро сориентироваться в новом для него помещении (жилая комната, рабочий кабинет и др.).

Так же надо показать детям способ поливки комнатных растений. Для обнаружения между листьями мест, удобных для наливания воды в цветочный горшок, при плохом зрении надо обязательно использовать руки. После необходимой тренировки дети обязательно научатся легко дотрагиваться до листьев, не ломая их. Так же с помощью осязания они смогут удалять сухие листья. У всех детей (тотально слепых, слепых с остаточным зрением, слабовидящих) при поливке цветов взгляд должен быть направлен на растение и руки.

Таким образом, действие будет выполняться качественно без зрительного контроля или с посильным зрительным контролем, но внешне (для окружающих) это будет незаметно.

Поливать комнатные растения удобнее всего из сосуда (кувшинчика, заварного чайника или специального) с достаточно длинным и узким носиком, потому что так легче не травмировать листья.

При слепоте и слабовидении люди часто не замечают пыли в тех местах, которые не попадают им непосредственно под руки: перекладины на стульях, кроватях, оконных рамах, на потолке (паутина), шкафах поэтому очень важно объяснить детям, где накапливается пыль, показать эти места, дать возможность хорошо ощутить руками пыль различного слоя и происхождения и, конечно, научить ее вытирать без зрительного контроля или практически без него (для слабовидящих).

На следующем этапе надо отработать прием вытирания пыли по плану, мысленно разбив поверхность на участки, по полоскам, слегка заходящим одна на другую, в направлении «на себя» или по горизонтальным линиям. При вытирании пыли левая рука (у правшей) контролирует качество работы.

При нарушении зрения пол также удобно убирать (мести или мыть) по плану, то есть то же участками, которые можно выделить какими-нибудь ориентирами (парты, стол, диван и т.д.). И слепые, и слабовидящие часто моют пол скомканной тряпкой, это неудобно и снижает качество работы. Для объяснения приема педагогу надо встать сзади ученика, взять его руки и самому руками ученика произвести все действия, сопровождая, например, следующими словами: «Опускаем тряпку в ведро с водой. Несколькими движениями как бы стираем ее, чтобы смыть прилипшую к ней пыль, грязь и мусор (можно просто полоскать), затем слегка отжимаем. Надо, чтобы вода сильно не стекала с тряпки, но и не была сухой. Теперь подносим тряпку к полу, расправляем и такой расправленной тряпкой ведём по полу. Веди тряпку полосами, думай, как удобнее сделать. Это зависит от покрытия пола (линолеум, ДСП, кафель и т.п.) и участков. Теперь опять опускаем тряпку в воду, полощем, хорошо отжимаем, расправляем над ведром, слегка встряхиваем и расправленной на полу тряпкой вытираем вымытый участок досуха».

Ведро с водой для мытья пола лучше ставить в одно определённое место, если комната небольшая. Если площадь достаточно велика, то надо приучать детей на каждом участке ставить ведро только в одно, но удобное место, то есть место, где на ведро не наткнешься и не опрокинешь.

В тех случаях, когда ребенку противопоказано поднятие тяжестей (кстати, об этом он должен обязатёльно знать), воды надо наливать меньше (1/2, 1/3, 1/4 ведра), но менять ее чаще. Учить выполнять уборку жилища надо всех слепых и слабовидящих без исключения, чтобы во взрослой жизни они могли рассчитывать на себя. Даже когда человеку в соответствии с его диагнозом по зрению противопоказаны наклоны, он может мыть полы без ущерба для здоровья. В таких случаях помогает следующий прием.

Ведро с водой ставится на детский стульчик (спинка помогает удерживать ведро на сиденье), пол моется шваброй. Контроль можно осуществлять босыми ногами или, изредка приседая, руками. Кстати, определять места, требующие чистки, контролировать чистоту ковра (паласа, дорожки) при работе с пылесосом также удобно босыми ногами. В семьях инвалидов по зрению очень часто двери около ручек, ванная раковины, унитазы бывают очень грязными. Очень важно объяснить учащимся, в каких именно местах наиболее сильно пачкаются перечисленные предметы и с помощью каких приспособлений и средств их можно отмыть и вычистить.

Дети с нарушением зрения очень рано проявляют интерес к радио и видеотехнике. Во многом это вызвано вынужденной ограниченностью общения со сверстниками. Во избежание каких-либо травм и для общего развития надо познакомить учащихся с техникой.

Правила пользования техникой:

§ осваивать аппарат в присутствии и под руководством взрослых;

§ самостоятельно включать любой аппарат или электроприбор только после того, как твердо уверен, что умеешь им пользоваться;

§ браться за аппаратуру только сухими руками, штепсёльную вилку держать за корпус, а не за провод или шнур;

§ постараться быстрее запомнить назначение и порядок расположения кнопок (включения, выключения, выбора программ и др.), и ручек (регулятора громкости, настройки и т.п.), чтобы легко пользоваться аппаратом самостоятельно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: