Экологически дружественный стиль одежды: готова ли современная российская молодежь к эко-рефлексивному потреблению




Экологически дружественный стиль в одежде сегодня в большей степени декларирует «продвинутая» молодежь развитых стран и крупных городовРоссии, понимая этот стиль весьма по-разному. В провинциальной же России экологическую озабоченность молодежь реализует преимущественно в формах субботников, лесопосадок, проведении выставок экологического рисунка или поделок из мусора. Декларация экологичности в стиле одежды является достаточно редкой практикой, несмотря на то, что текстильная отрасль является одним из наиболее «грязных производств» современного общества и дает по данным Всемирного Банка от 17 до 20% мирового загрязнения вод [2, С. 18].Текстильная промышленность использует в качестве красителей, закрепителей, отбеливателей, растворителей и т.д. более 8 тыс.веществ, 72 из которых – уникальные токсиканты, которые производятся только в этой отрасли промышленности, а 30 из нихтрудноуловимы при фильтрации. Сложность фильтрация сбросов текстильных производств состоит также в высокойводоемкости отрасли. Только в процессе окраски на производство тонны текстиля затрачивается от 30 до 50 тонн воды, а на производство готового изделия, например, футболки или пары джинсов, требуется 2,7 и6,8 тонн воды,соответственно [1, С. 23]. Очистка таких больших объемов сточных вод является слишком дорогостоящей, поэтому многие фирмы в бедных странах отказываются от нее вообще.

Однако для экологически озабоченных потребителей текстиля в развитых странах все более значимым становится оценка жизненного цикла продукции (ЖЦП), где экологический ущерб, возникающий на опасных стадиях производства одежды, рассматривается как значимый фактор при принятии решений о покупке одежды. Осознание этой проблемы стало проникать в потребительский дискурс при переходе предприятий на стандарты экологического менеджмента ISO 14000, который предполагает расширение зоны экологической ответственности на поставщиков сырья. Проживающие на более высоком уровне жизни потребители развитых стран в большей степени готовы откликнуться на призыв к экологизации потребления, который артикулируют общественные экологические организации, в частности, такие глобальныеакторы как «Гринпис». Это организация в 2011 году запустила программу Detox[5], в которой ставка делалась на работу с производителями одежды, чувствительными к мнению потребителей относительно экологических последствий производства одежды. В рамках этой программы демонстрировалось наличие остаточных загрязнений в любой, даже самой качественной одежде, произведенной в Европе, в том случае, если какая-либо стадия жизненного цикла продукции происходила в менее развитых странах, что является ярким аргументом в поддержку концепции У.Бека о глобализации эко-рисков.

Теоретически программа «Detox» способствует экологизации производства за счет давлениясо стороны потребителей, а не со стороны работников предприятий, которые являются слабыми стейкхолдерами процесса.Однако поведение потребителей определяется множеством культурных воздействий, среди которых эко-просвещение не является наиболее весомым. Проблема состоит в коммодификации эко-просвещения. Так, в развитых странах экологическая ответственность прививается гражданам с самого раннего возраста, но превратившись в повседневный дискурс, экологическая риторика фактически выхолащивается, о чем ярко заявляет С.Жижек[4, С. 25]. Так, в частности, купив одежду с лейблом «green»,«organic» и т.д. потребитель считает себя выполнившим свой экологический долг, по сути дела, оградив себя от более серьезных размышлений о своих возможностях в решении экологических проблем.

Современные провинциальные студенты имеют более слабую степень вовлеченности в экологический дискурс. Как показывают результаты нашего исследования, даже после специально изучения таких специфических вопросов, как жизненный цикл производства одежды, в качестве наиболее экологически дружественной позиции они видят в основном сокращение потребления одежды через удлинение стадии использования собственных вещей или вещей членов семьи. В меньшей степени студенты готовы к использованию чужих вещей, как купленных в магазинах «secondhand», так и полученных в дар или по обмену, что объясняется низким уровнем социального доверия в современном российском обществе. Но наименее популярной практикой является обращение к репутации бренда в рамках покупки, что можно рассматривать как отсутствие навыков «зеленого потребления».

Судить о действительной экологической эффективности описанного поведения современной российской молодежи нужно с учетом того, насколько их стратегия соответствует возможностям их жизненных практик и обстоятельств[4, С. 282-286], что вероятно позволяет им верно определять наиболее экологически дружественный стиль одежды, несмотря на меньшую степень реальной компетентности в указанной сфере.

Список использованной литературы:

1. Kant R. Textile dyeing industry an environmental hazard // Natural Science. – 2012 No.1, Vol.4 – P.22-26. https://dx.doi.org/10.4236/ns.2012.41004

2. Scott A. Cutting Out Textile Pollution. Cleaning up one of the world’s dirtiest industries will require new technology and more // Chemical and engineering news. – 2015, Vol. 93, Is.41, October 19 – P.18-19

3. Жижек С. об экологии в фильме «Исследовать жизнь» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gFDZYQKyM_c

4. Катерный И.В. Экологическая практика как проблема рационализации смешанных коммуникаций // Вторые Давыдовские чтения. Сборник научных докладов симпозиума, 09-10.10.2014 г. – М.: Институт социологии РАН, 2014. – С. 279-308.

5. Чистая мода. Гринпис. Программа Detox. https://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/water-pollution/detox/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: