Образовательно-воспитательная технология "Школьные службы примирения "
- российская модель медиации и восстановительных практик в образовательной сфере.
Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ:
- «Круг ответственности» — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса чувствуется невысказанная напряженность.
- «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
- «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
- «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
- «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
- «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
- «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
- Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей (программа в разработке).
- Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Также служба примирения проводит тренинги и занятия с учащимися направленные на обучение конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.
|
В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты (медиаторы и кураторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения ( медиаторы-ровесники ). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической, правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров». Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса) в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях МИНОБРНАУКИ.
|
Первые службы примирения в России были созданы при поддержке команды Центра «Судебно-правовая реформа» в 2001-2002 году. Подробнее о целях, задачах, этапах создания службы примирения смотри здесь.
Кураторы и специалисты службы примирения, а также волонтеры службы примирения проводят восстановительные программы, такие как: «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьные конференции», восстановительные профилактические программы, в которых например в 2015 году участвовали более трех тысяч взрослых и около девяти тысяч школьников.
Восстановительные программы направлены на реализацию следующих восстановительных принципов:
1. ПРИНЦИПЫВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕАГИРОВАНИЮ НА КОНФЛИКТЫС ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА (ОБИДЫ) И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.
• Выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
|
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, поддержка их ответственного поведения.
• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого либо из участников.
• Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких, уважаемых людей и школьного сообщества.
• Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.
Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия.
Также восстановительные программы учитывают традиционные российские практики примирения.