Содержание
I. Поиск и анализ проблемы………………………………………………..2
II. Цель и задачи……………………………………………………………...2
III. Мои исследования…………………………………………………………2
1. Прядение и производство пряжи в Окуловском р-не………………………2
2. Виды русских прялок…………………………………………………………3
3. Прялочные росписи Окуловского края……………………………………...4
IV. Заключение
1. Вывод…………………………………………………………………………..4
2. Применение наработанного исследовательского материала в современных условиях………………………………………………………………………..5
V. Список литературы………………………………………………………..6
VI. Приложения………………………………………………………………..7
I. Поиск и анализ проблемы.
Уж ты прялица – кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясть и попрядывать
По беседушкам похаживать
Позолоченная прялица
Мы прядем, а нитка тянется
Мы прядем, а нитка тянется
Нам работа наша нравится.
Свое выступление по исследовательской работе я начала с песни, посвященной одному из самых старинных видов рукоделия. О нем же говорится и в народной загадке: «Пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают». Как вы уже догадались, речь идет о прядении. В загадке пять пальцев сравниваются с овечками, а кудель со стогом сена.
Мой интерес к прядению возник неслучайно. Я занимаюсь в школьном творческом объединении «Город мастеров», на отделении «Народные росписи России». Многие из изучаемых нами росписей дошли до наших дней благодаря прялкам (см. Пр №1)
Современная молодежь вряд ли вдумывается в смысл пушкинских строк: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком», - а ведь еще не так давно девушки и женщины наших деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть всю большую крестьянскую семью. Потому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. Они не случайно украшались с особой тщательностью и любовью: женихи дарили прялки невестам, мужья – женам, отцы – дочерям. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери, от бабушки – к внучке.
|
II. Начиная свою исследовательскую работу, я поставила перед собой Цель – узнать как можно больше о прядении и прялках разных областей России и конкретно нашего района.
Для выполнения намеченной цели я обратилась к руководителю нашего объединения Константиновой Е.А. и вместе мы наметили следующие задачи:
Собрать информацию о прядении и производстве пряжи в Окуловском районе.
Узнать о видах прялок из литературных источников.
Изучить и воспроизвести прялочные росписи Окуловского района.
III. Итак мои исследования начались.
В процессе работы я узнала много нового и интересного о прялках и о прядении, познакомилась со многими людьми. И среди них Егорова Антонина Егоровна жительница нашего поселка, уроженка близлежащей деревни Березовка, 1931 г.р. (См. Пр. №2), от нее я узнала о следующие сведения.
1. Прядение – работа сложная. Усевшись на прялку, пряха брала в правую руку веретено, а левой осторожно захватывала немного волокна и вытягивала его в нить, все время скручивая, чтобы нитка была прочной.
Также Антонина Егоровна рассказала о процессе производства пряжи в нашем районе. Вот ее рассказ: «… Пряжа была шерстяная и льняная. Для шерстяной пряжи стригли овец, очищали шерсть от мусора вручную Разбивали шерсть на специальном станке. Ездили разбивать шерсть в Бологое, в Медведево, в Боровичи.
|
…Шерсть раскладаешь, там валики такие, валики подталкивают по решетке, по зубцам. Шерсть разшенговывается (расчесывается) и выходит готовая. Скручиваешь ее рулончиками, валиками. И эту шерсть привязываешь на прялку, и прядешь на веретено. С веретена на мотки (на стул). Потом мотки стираешь с хозяйственным мылом. Они высохнут, и на клубок».
Производство льняной пряжи было еще более трудоемким:
«Везде раньше сеяли лен. Когда он созревал его выдергивали и ставили в «суслоны» (два снопа друг к другу). Потом околачивали льняные головки на семена. Это называлось «льнотреста»
В конце сентября, начале октября лен стелили на 2 недели на лугу рядами. Затем подымали с лугов, завязывали в снопы (это называлось – лен в «бабки» подымать) и отвозили на гумно (большой сарай) сушить.
Пропускали через «мялки», мнут его, отделяют костигу (льняную труху) от волокна. Вытрепывают трепалками, чешут щетками и получают чистое волокно.
Лен для прядения называли – куделя.
Различалось несколько сортов кудели:
1 Сорт – кужель (из нее получали самую тонкую нить, которая шла на нижнее белье, полотенца, скатерти)
2 Сорт – пачеси (более толстые нитки на верхнюю одежду – юбки, брюки, на реднину – холст для матрасов)
3 Сорт – изгреби (полотно на мешки)
4 Сорт – отрепы (пакля на утепление домов и др. хозяйственные нужды).
|
Тканые полотна расстилали весной на наст и выбеливали под лучами весеннего солнца в течении нескольких недель.
В настоящее время всвязи с распадом колхозов и совхозов производство льна в нашем районе прекратилось, существенно уменьшилось поголовье овец. Но прядут в нашем поселке и до сих пор, из овечьей, и даже из собачьей шерсти. Но данный промысел постепенно вымирает, т.к. им занимаются в основном женщины преклонного возраста.
А сейчас небольшая историческая справка: для лучшего вращения веретена на его нижнюю часть надевали пряслице – металлическое или глиняное колечко. Такие пряслица археологи находят в слоях десятого тысячелетия до нашей эры.
Уже тогда люди умели прясть.
Прялки бывают разные – сплошные из корневища или ствола дерева и составные, у которых столбик – стоячок вставляли в донце. В каждой области России были свои прялки. Так, например, на Севере России прялки массивные, внушительных размеров. Северодвинские украшены богатой росписью, вологодские – крупной геометрической резьбой, сохраняющей еще дохристианскую, языческую символику. В Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки – «башенки». А городецкая прялка состояла из донца и гребня. (См. Пр.№3)
В нашем школьном музее хранятся удивительные прялки из Боровичского района - у одной куделя надевалась на круглый набалдашник из ткани, а у другой на рогатину. Есть очень древняя прялка – корневуха из нашего поселка, украшенная геометрической резьбой (См. Пр.№4)
Нашу Окуловскую прялку отличает неповторимая стройность и изящество.
В донце вставлен столбик– стоячок, сплошь покрытый резными полосками – ободками, который венчает небольшая лопаска с упрощенными стилизованными «башенками» сверху и «серьгами» снизу.
На более ранних вариантах, в верхней части лопаски, помещены резные розетки с вихревым, расходящимся из центра узором.
Также есть прялки с резным углублением в которое вставлялось зеркальце (См. Пр.№5)
Но для меня наиболее интересны прялки с росписью.
Изучая местные прялочные росписи я занималась творческим копированием в школьном музее, посетила историко-краеведческий музей г.Окуловка, побывала в близлежащей деревне Стегново у Трифановой Валентины Дмитриевны (1942 г.р.). Она активная участница местной фольклорной группы «Ивушки». Большую помощь в поиске прялок оказала ученица нашей школы, живущая в д. Стегново - Петрова Юлия (См. Пр.№6)
Всего мною изучено 19 расписных прялок нашего района. В них четко просматриваются особенности местной росписи.
Основу ее составляет букет, состоящий из следующих элементов (См. Пр.№7)
- розан (по замалевку близок Городецкому)
- колокольчики и «анютины глазки» (нет аналогов ни в одной из знакомых нам росписей)
- бутончики
- цветочки
- листья (близкие по форме к Городецким) и круглые с приписанной сверху дужкой (им также нет аналогов)
- весь букет держится на 3 длинных стеблях с «обрезанным краем» (подобный прием встречается в «Полхов-Майдане»).
- роспись дополнена «усиками» и незначительными элементами «травки» (схожесть с Хохломой)
Роспись живописна. Выполнена в теплых (бордовых, красных, желтых) тонах. Букет строго симметричен. Хотя были и исключения. Ученица 5 кл. Пушкина Дарья принесла нам прабабушкину прялку, на которой неизвестный художник отступил от традиционного канона и на прялке свободно раскинулась веточка с синими колокольчиками. (См.Пр№8)
Прялки в народе назывались «золоченками», потому что изначально букет рисовался по золотому фону. Предположительно в качестве позолоты использовалась бронзовая краска, но в настоящее время от нее остался лишь зеленоватый фон с небольшими частичками золота. Позже фон покрывали более качественной серебряной краской, сохранившейся до наших дней. Но прялки все равно продолжали называть «золоченками».
К сожалению не осталось никаких сведений о мастерах и художниках, их создавших. Хотя само отсутствие информации свидетельствует об их почтенном возрасте. Предположительно 18-19 век.
IV. 1. В результате своих исследований я пришла к выводу; что в 18-19 веках на территории нашего района существовал художественный промысел, близкий по типу к нижегородским росписям (Хохломской, Городецкой, Полхов-майданской), но имеющий свои отличительные, нигде более не встречающиеся особенности. Мастера в основном специализировались на росписи прялок. Хотя по детским воспоминаниям Трифановой В.Д. такой же прялочной росписью были украшены возки, служившие в то время основным видом транспорта. Такой же возок был и в зажиточном хозяйстве матери Егоровой А.Е., после раскулачивания он перешел к председателю колхоза, но до наших дней, к сожалению, не сохранился.
2. И в заключении хочется выразить надежду, что местный художественный промысел в нашем районе возродится и обретет новую жизнь. Подтверждение этому – работы учащихся нашего объединения. (См. Пр.№9)
Список литературы
1. Журнал «Наука и жизнь» (1968 г. №5)
Кандидат ист. Наук С.Жегалова «Прялка из цикла биографии вещей»
2. Н.А. Говеева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва «просвещение» 2001 г.
3. Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко, Н.И. Колмыкова «Русская свадьба», изд. «современник» Москва 1985г
4. Л.Я.Супрун «Городецкая роспись» Москва. Изд. «культуры и традиции» 2006 г.
5. Наина Величко «Роспись. Техники. Приемы. Изделия»