Что же такое музыкальность и музыкальные способности?




Слайд

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Сейчас главная цель видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации и осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

Слайд

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди многообразных человеческих дарований музыкальную одаренность принято считать наиболее изученной как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Практика музыкального воспитания дошкольного возраста показывает, что дети, имеющие задатки музыкальной одаренности, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

1. Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

2. Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

3. Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса.

Слайд

Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника. Способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности.

У конкретного человека, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным.

Специальные способности — это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности?

Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Слайд

Итак, существует три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Однако музыкальность не исчерпывается выделенными способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:

ü эмоциональную отзывчивость на музыку;

ü познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

ü проявление музыкальной впечатлительности малыша;

ü характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

ü потребность в музыкальных впечатлениях;

ü проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Слайд

Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

Слайд

В нашей стране много талантливых детей. Критерии отбора уже выработаны, это призёры заключительных этапов различных олимпиад, победители интеллектуальных и творческих конкурсов, юные спортсмены и другие талантливые дети, обладающие выдающими способностями.

Афанасий Прохоров. В свои 12 лет он обладает многими творческими талантами. Он прекрасно рисует для театра, танцует, отличный пианист, а музыкальные классические произведения исполняет на шести языках. Афанасий участник многих международных музыкальных конкурсов, и неоднократно занимал на них призовые места.

Данил Харитонов. Этот талантливый мальчик родился в Южно-Сахалинске, и уже в пять лет уверенно играл на фортепиано, в семь – выступал перед публикой в составе оркестра, в восемь лет завоевал главные призы на двух международных конкурсах, в десять - получил «Золотого Щелкунчика» на престижном музыкальном «Щелкунчике». В 16 лет он известный музыкант, выступает со знаменитыми музыкальными коллективами: с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, с «Виртуозами Москвы», с оркестром Мариинского театра, выступал в нью-йоркском Карнеги-Холле, стал финалистом 15-го Международного конкурса им. Чайковского. В 2014 году ему было доверено нести олимпийский огонь на московском этапе эстафеты.

Слайд

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один- два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов.Такие дети легче усваивают материал занятий,они непринужденно справляются с заданиями.Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии.Чтобы с одной стороны дать возможность реализовать их способностям,не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразится другим детям.Не секрет что одаренные дети любят вниманиеи умеют его притягивать,нередко обладают лидерскими качествами.Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности.

Слайд

Практика музыкального воспитания показывает, что дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

ü Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

ü Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

ü Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

ü Способствовать обогащению предметно-развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

ü Организовать работу с родителями с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Слайд

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: