II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 20

ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ. ПРИМЕР ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛАХ.

Цель работы:

ü научиться осуществлять поиск информации с помощью поисковых систем;

ü научиться пользоваться образовательными государственными порталами;

ü научиться использовать различные приёмы поиска и структурировать информацию по категориям.

 

Обеспечение работы:

ü ПК с установленным браузером для работы в сети Internet;

ü методические указания к выполнению работы (электронный вариант).

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом данных методических указаний;

2. Выполнить четыре задания, которые приведены в разделе II Порядок выполнения работы;

3. Ответить на контрольные вопросы, сделать выводы.

4. Оформить отчет.

 

Содержание отчета:

ü тема, цель и порядок выполнения работы;

ü привести все выполненные задания (1, 2, 3, 4, 5) с кратким объяснением;

ü привести скрины экрана выполненных заданий;

ü ответы на контрольные вопросы;

ü выводы.

Теоретические положения

I. ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах– по ключевым словам.

Поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web-страницам.

Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.

Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС).

Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.

Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог.

Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.

Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:

- сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;

- индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;

- рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска.

Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).

Наиболее крупными и популярными поисковыми системами являются:

- «Яndex» (www.yandex.ru)

- «Pамблер» (www.rambler.ru)

- «Google» (www.google.ru)

- «Апорт2000» (www.aport.ru)

Служба World Wide Web (WWW) – это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.

Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.

Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).

Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).

К средствам поисковых систем относится язык запросов.

Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.

! – запрет перебора всех словоформ.

+ – обязательное присутствие слов в найденных документах.

-– исключение слова из результатов поиска.

& – обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ – требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| – поиск любого из данных слов.

«» – поиск устойчивых словосочетаний.

$title – поиск информации по названиям заголовков.

$anchor– поиск информации по названию ссылок.

II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1.

1. Загрузите Интернет.

2. С помощью строки поиска найдите каталог ссылок на государственные образовательные порталы.

3. Выпишите электронные адреса шести государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику. Оформите в виде таблицы.

Название портала Электронный адрес портала Характеристика портала
     
     
     
     
     
     

Задание 2.

1. Откройте браузер.

2. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.

3. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).

4. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое нужно перевести.

5. Нажмите на кнопку Найти.

6. Занесите результат в следующую таблицу:

 

Слово Русско-Английский Русско-Немецкий
Информатика    
Клавиатура    
Программист    
Монитор    
Команда    
Винчестер    
Сеть    
Ссылка    
Оператор    

 

Задание 3.

    1. Загрузите страницу электронного словаря – www.efremova.info.
    2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого нужно узнать.
    3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
    4. Занесите результат в следующую таблицу:
Слово Лексическое значение
Метонимия  
Видеокарта  
Железо  
Папирус  
Скальпель  
Дебет  

Задание 4.

С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:

Личности 20 века
Фамилия, имя Годы жизни Род занятий
Джеф Раскин    
Лев Ландау    
Юрий Гагарин    

Задание 5.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.

 

Слова, входящие в запрос Структура запроса Количество найденных страниц Электронный адрес первой найденной ссылки
Информационная система Информационная! Система!    
Информационная + система    
Информационная - система    
«Информационная система»    
Персональный компьютер Персональный компьютер    
Персональный & компьютер    
$title (Персональный компьютер)    
$anchor (Персональный компьютер)    

Контрольные вопросы

1. Что понимают под поисковой системой?

2. Перечислите популярные русскоязычные поисковые системы.

3. Что такое ссылка и как определить, является ли элемент страницы ссылкой

4. Возможно ли копирование сведений с одной Web-страницы на другую?

5. Каким образом производится поиск картинок и фотографий в поисковых системах Интернет?

6. Что понимается под фильтрацией?

7. Что понимается под WWW?

8. Из каких этапов состоит работа поискового указателя? Назовите этапы.

9. Что такое ИПС?

10. Перечислите все поисковые системы какие вам известны.

Литература

1. Шикова А.Н. Основы программирования на языке Паскаль в примерах и задачах: Учебное пособие. - К.: МАУП, 2004. - 112с.

2. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.

3. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.

4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г. – 246 с.: ил.

5. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г.

6. Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.

7. Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.

8. Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.

9. http//www.informatika.ru;

10. http//www.student.informatika.ru;

11. https://mirgeo.ucoz.ru/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: