ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ




ОРГАНИЗАЦИЯ

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Формы организации внеурочной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно.

Примерный план внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:

‒ план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;

‒ план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);

‒ план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);

‒ план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

‒ план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

‒ план воспитательных мероприятий.

Содержание плана внеурочной деятельности

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.

Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

‒ на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);

‒ на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,

‒ на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,

‒ на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов,

‒ на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.

В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:

· модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;

· модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;

· модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;

· модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;

· модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

· компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

· социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека;

· компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ может происходить:

· в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

· через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

· через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Необходимо продумать систему преемственности в организации внеурочной деятельности между уровнями начального и основного общего образования. Преемственность в организации внеурочной деятельности может базироваться на ценностно-целевой (преемственность целевых установок, планируемых результатов, систем оценок), содержательной (преемственность реализуемых направлений и видов деятельности) и организационной составляющих (модель внеурочной деятельности, условия и механизмы её реализации).

Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности (общекультурного, общеинтеллектуального, социального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного и т.д.). Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ внеурочной деятельности, но образовательная организация вправе самостоятельно выбирать реализуемые направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации с учетом запросов обучающихся и родителей, а также своих условий.

Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования. Но важно помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Программы же внеурочной деятельности направлены на реализацию основной образовательной программы основного общего образования.

При привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов системы дополнительного образования следует предусмотреть ряд важных аспектов:

• разработку (совершенствование) нормативно-правовой базы взаимодействия общего и дополнительного образования;

• разработку требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;

• совместную экспертизу качества внеурочной деятельности обучающихся.

При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль.

Предлагается при организации внеурочной деятельности условно выделять такие этапы:

1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для уровня образования.

2. организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей школьников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОО по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения.

3. аналитический – осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательной организации системы внеурочной деятельности школьников. При этом предметом анализа и оценки могут стать: результативность освоения задач ООП, включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности; вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности; продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности); удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами и т.п.

 

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый обучающийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления организационной модели и плана внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, индивидуальной карты занятости во внеурочной деятельности, которая заполняется на каждого обучающегося в конкретном классе классным руководителем.

Предметом проектирования на данном этапе должны стать организационная модель и план внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Для организации успешной деятельности по разработке организационной модели внеурочной деятельности необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в 5 классе могут быть разработаны модели внеурочной деятельности такого же типа, как и в начальном общем образовании: базовая, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель (см. Письмо Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Для полноценного перехода на ФГОС всех звеньев основной школы рекомендуем обращение к моделям внеурочной деятельности, обеспечивающим реализацию программы развития воспитательной компоненты и позволяющим системно интегрировать все направления развития личности обучающихся.

Рекомендуем для разработки модели внеурочной деятельности в образовательной организации создать творческую группу из числа учителей основной школы, педагогов дополнительного образования, обучающихся и их родителей.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начального общего образования, находится в организационном разделе основной образовательной программы. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Образовательная органзация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Наряду с определением направлений, видов детских объединений внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых образовательных программах внеурочной деятельности.

На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанной модели и плана. При организации внеурочной деятельности в условиях образовательной организации педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям различные типы образовательных программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы; тематические образовательные программы; образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы; индивидуальные образовательные программы для учащихся. Приоритетное значение в организации внеурочной деятельности основной школы принадлежит программам воспитания и социализации по типу программы развития воспитательной системы.

При разработке программ внеурочной деятельности следует учесть, что отсутствует федеральный перечень программ внеурочной деятельности. В связи с этим можно использовать опубликованные примерные программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования детей, приведенные в соответствие с требованиями к программам внеурочной деятельности.

Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.

Содержание Программы должно быть направлено на: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся; профилактику асоциального поведения.

При разработке Программы необходимо учитывать: преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы и программами внеурочной деятельности ступени начального общего образования; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; практическую значимость, технологичность Программы (доступность для использования ее в педагогической практике); наличие логики в изложении материалов.

Программа внеурочной деятельности включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист. 2) Оглавление (для программ 2 и более лет обучения). 3) Пояснительная записка. 4) Учебный план (для программ 2 и более лет обучения). 5) Учебно-тематический план. 6) Содержание изучаемого курса. 7) Методическое обеспечение. 8) Список литературы.

Примерные программы внеурочной деятельности и программы внеурочной деятельности, разработанные педагогами самостоятельно, служат основанием для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. Ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Эффективность их реализации во многом зависит от ресурсного обеспечения. Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации модели. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей обучающихся и запросов их родителей.

Администрации образовательной организации необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения учебных занятий внеурочной деятельности, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.

На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.

Предметом анализа и оценки становятся следующие аспекты:

- включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;

- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время.

Возможна реализация вариативных моделей организации внеурочной деятельности.

Так, одна из них предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, когда специалистами образовательной организации разрабатывается ряд программ, формируемых по модульному принципу (часть модулей могут являться инвариантыми, часть – вариативными для прохождения). Определение групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года, расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями конкретной школы.

Данная модель может быть представлена в плане как работа с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

Другая модель предполагает использование проектного метода. При этом содержание каждого проекта (при наличии своих целей и задач, форм организации и представления результатов) может обеспечивать реализацию разных направлений и видов внеурочной деятельности. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года и более; время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Преимущества данной модели в том, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса.

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена в рамках функционирования школы как воспитательной системы, когда в первую половину дня осуществляется учебный процесс, а во вторую половину дня дети заняты в воспитательных центрах (детских общественных организациях, органах ученического самоуправления и пр.) и в объединениях дополнительного образования. При этом осуществляется опора на интеграцию основных и дополнительных общеобразовательных программ. Функционирование школы как воспитательной системы на основании программы развития воспитательной компоненты может варьироваться в рамках организации «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Внеурочная деятельность «воспитательного типа» на этапе становления воспитательной системы может быть представлена через модель плана внеурочной деятельности в следующих вариациях:

- модель плана с преобладание общественной самоорганизации обучающихся,

- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся,

- модель плана с преобладанием работы обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы,

- модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.

_________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: