Реформа промышленности и рабочая реформа (рабочий вопрос)




Практическая работа на тему «Пётр Столыпин и Российская империя»

 

Вопросы:

 

1) Цель мероприятий П.А. Столыпина.

2) Какие НПА составили эти мероприятия?

3) Итоги мероприятий.

 

Цель мероприятий П.А. Столыпина

 

Пожалуй, одними из наиглавнейших целей мероприятий, которые проводились П.А. Столыпиным при ведении его собственной политики, являлись следующие:

ü По аграрной реформе – создание нового класса из мелких крестьян-собственников, который стал бы опорой для действующей монархической власти.

ü По реформе просвещения – введение всеобщего начального образования населения в возрасте 8-12 лет, повышение уровня грамотности.

ü По реформе промышленности – поиск компромиссов в вопросах о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.

ü По рабочей реформе (рабочая программа) - решение, хотя бы отчасти, рабочего вопроса, и предоставление специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства.

ü По судебной реформе - способствование тому, чтобы суд стал дешевле и доступнее для населения. Восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний.

ü По земствам - проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что П.А. Столыпин, возможно, желал развития Российского государства по европейскому образцу: становление верховенства права, социальные гарантии, а также создание нового класса аграриев по типу фермерских хозяйств, не зависящих от произвола помещичьей и общинной земельной собственности.

 

Какие НПА составили эти мероприятия?

Аграрная реформа

Начиная рассматривать самую известную и прогрессивную реформу в политике П.А. Столыпина, стоит обратить внимание на то, что она имеет 2 подпункта, каждый из которых взаимосвязан между собой. Изначально официальный старт данной реформе был дан с помощью ВысочайшийУказ от 09.11. 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». В каком-то роде это был первый шаг, направленный на реализацию аграрной реформы и составлен он был, опираясь на предложения С.Ю. Витте, которые были указаны в его записке 1898 года. В данном НПА провозглашалось:

§ Выход крестьянина из общины и закрепление за ним земельного участка как собственности;

§ Государственные расходы на проведение землеустроительных работ (гос. финансирование и межевание и т.п.);

§ Активизация деятельности Крестьянского банка – посреднического звена в сделках купли-продажи земель в новых земельных фондах. Предоставление этим банком соответствующих кредитов.

 

Последующим этапом в развитии данной реформы стало принятие Закона от 14.10.1910 «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Представленный законодательный акт носит принудительный характер в отличие от своего предшественника: теперь крестьяне обязаны были выходить из общин, тем самым ликвидируя их. Каждый крестьянин – полноправный собственник земли. Таким образом, закон устанавливал:

§ Принудительный выход крестьянина из общины и закрепление за ним определённого земельного участка;

§ Переселенческая политика – крестьяне переезжали в Сибирь, дабы осваивать новые земледельческие территории.

 

Реформа образования

Как ни странно, но П.А. Столыпин считал, что только повышение грамотности поможет становлению нового типа крестьян – фермеров: по его убеждениям, крестьянин должен был обладать более-менее основными сельскохозяйственными знаниями, чтобы успешно заниматься земледелием на подвластной ему территории. Этот шаг выполнял Закон от 03.05.1908, по которому ежегодно выделялась сумма в размере 6.900 000 руб. на развитие начального образования в тех губерниях, которые нуждались в этом.

 

Реформа промышленности и рабочая реформа (рабочий вопрос)

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.

 

Судебная реформа

Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.

 

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Земства

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

 

Итоги мероприятий

 

Аграрная реформа: За 7 лет проведения аграрной реформы, которую остановило участие России в Первой Мировой войне (против участия в которой выступал реформатор), Россия добилась следующих успехов:

 

ü В отдельных регионах, где крестьяне выходили из общины, посевные площади увеличивались на 150%, по всей стране – на 10% в целом.

ü Экспорт зерна вырос, составив 25% мирового.

ü Закупка с/х оборудования выросла в 3,5 раза.

ü Объем используемых удобрений вырос в 2,5 раза.

ü Рост промышленности вышел на первое место в мире и составил 8,8%.

 

Аграрная реформа была одним из этапов массового реформирования России. Решить поставленную задачу к 1914 году не получилось, так как общинные традиции были очень сильны. Однако с 1907 году стали повсеместно создаваться артели как возможная замена крестьянской общине в будущем.

 

Реформа образования: Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.

 

За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.

 

Реформа промышленности и рабочая реформа (рабочий вопрос): Тем не менее, не смотря на провал, определенный результат был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс, так же как в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения. Общей платформой правительства и промышленников было признание рабочих права на стачку и свои профессиональные организации.

 

Судебная реформа: «вплетение» в ткань законов Российской империи декларированных гражданских свобод, обеспечив процедуру их отстаивания и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

 

Земства: Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: