Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Педагогический институт
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Задание к зачету по теме
«Сложение и вычитание в пределах 100».
ЗАДАНИЕ
Опишите различные методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 100», предложенные в учебниках математики для начальных классов по программам М.И. Моро и Дорофеева Г. В.
Раскройте последовательность и опишите методику рассмотрения случаев и приемов сложения и вычитания в пределах 100, которая нашла отражение в различных учебниках математики. Укажите страницы учебников, где изучают эти случаи и приемы.
Выполнила: студентка группы ЗНО-118
Шилкина Валентина Михайловна.
Проверила: ст.пр. Болотова Т. В.
г.Владимир
2022г.
Сложение и вычитание в пределах 100. Моро М.И.
Вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100:
1. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3)
2.Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7)
3. Сложение и вычитание двух двузначных чисел без перехода через разряд
(64-21и 64+21)
4. Сложение и вычитание двух двузначных чисел с переходом через разряд
(28+54 и 62- 36)
По программе М.И. Моро следующая последовательность изучения вычислительных приемов на сложение и вычитание:
Сложение и вычитание круглых десятков (двузначных разрядных чисел), которое сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, выраженных числом десятков.
Теоретическая основа данного приема следующая:
1. Знание разрядного состава двузначных чисел,
2. Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
3. Знание таблиц сложения и вычитания в пределах 10 и 20.
1. 1 этап является подготовительным, повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел (М2М1 стр. 57)
Повторение десятков и единиц в числах (М2М часть 1 стр. 57)
2. 2-ой приём – сложение двузначного числа и разрядного без перехода через разряд (М2М часть 1 стр. 58)
36+2= 30+ 6+ 2= 30+(6+2)=38 –в основе сочетательный закон
36+20= 30+6+20=(30+20)+6=56 – в основе переместительный и сочетательный законы.
На уроке делается вывод (М2М часть 1 стр. 58):
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 58):
3. 3-ий приём- вычитание из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд. (М2М часть 1 стр. 59)
36-2= 30+(6-2)=34 – в основе сочетательный закон сложения
(30-20)+6=16 – в основе сочетательный и переместительный закон
На уроке делается вывод:
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 59):
4. 4 этап -частный случай прибавления к двузначным числам однозначных, когда в сумме получается круглое число. (М2М часть 1 стр 60)
(Опираемся на 2-ой этап, сочетательное свойство сложения)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 1 стр. 60)
5. 5 этап - частный случай вычитания однозначного числа из круглого (М2М часть 1 стр. 61)
Мы знаем, что единицы вычитаются из единиц, но в числе 30 отдельных единиц нет (строим модель на палочках). Поэтому берем 1 пучок из 3-х, развязываем его и тогда 7 единиц вычитываем из 10 единиц. Получается 23.
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 61)
6. 6 этап - частный случай вычитания двузначного числа из круглого (М2М часть 1 стр. 62)
Сначала разбираем на палочках, опираясь на случай 30-7. Убираем 2 пучка по 10 палочек из 6, затем еще 1 развязываем и убираем 4 палочки из 10.
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 62)
7. 7 этап- прием сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. Используют прием прибавления по частям (М2М часть 1 стр. 66)
26+7=33. Опираемся на прием сложения двух однозначных чисел с переходом через разряд.
26+(4+3)=33
В учебнике приводятся упражения для закрепления (М2М часть 1 стр. 66)
8. 8 этап- прием вычитания из двузначного числа однозначного с переходом через разряд. Используют прием вычитания по частям. (М2М часть 1 стр. 67)
35-7=28 Опираются на прием вычитания в пределах 20
(35-5)-2=28
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 1 стр. 67)
9. 9 этап -прием сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд(М2М часть 2 стр. 4)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2М часть 2 стр. 4)
10. 10 этап - прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд (М2М часть 2 стр. 5)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 2 стр. 5)
Сложение и вычитание двузначного числа без перехода через разряд.
11. 11-ый этап - прием сложения двузначного числа с двузначным с переходом через десяток (в учебнике М2М часть 2 такой урок не предусмотрен, включаем этот приём в уроки самостоятельно на стр. 11-12)
45+28=73
(45+20) +8=73
12. 12 этап - прием вычитания из двузначного числа двузначного с переходом через разряд (М2М часть 2 стр. 29)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2М часть 2 стр. 29)
Таким образом, рассмотрены все случаи сложения и вычитания в пределах 100 и учащиеся должны понять:
1. Принцип поразрядного сложения и вычитания;
2. В процессе устных вычислений сначала прибавляют или вычитают более крупные разрядные единицы, т.е. десятки, а затем более мелкие – единицы. Это отличает устные приемы сложения и вычитания от письменных.
Сложение и вычитание в пределах 100. Дорофеев Г.В.
1. В самом начале идёт подготовительный этап, повторяют случаи сложения и вычитания двузначных чисел, которые изучили еще в теме «Нумерация чисел в пределах 100». Их т.о.- знание разрядного состава чисел, соотношения между десятками и единицами, случаи сложения и вычитания в пределах 10. (М2Д 1 часть стр. 110)
В учебнике приводятся упражнения (М2Д часть 1 стр. 110)
2. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100. (М2Д часть 2 стр. 110)
М2Д часть 1 стр 110
Приводятся упражнения для закрепеления(М2Д часть 1 стр. 113):
М2Д часть 1 стр. 114
3. Сложение двузначного числа и однозначного числа без перехода через десяток. (М2Д часть 2 стр. 28)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 1 стр. 29)
4. Сложение двузначных чисел без перехода через десяток (М2Д часть 2 стр. 30)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 1 стр. 30)
4. Вычитание однозначных чисел из двузначных без перехода через десяток (М2Д часть 2 стр. 36)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 2 стр. 36)
5. Сложение и вычитание столбиком (М2Д часть 2 стр. 42)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления(М2Д часть 2 стр. 42-43)
6. Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток(М2Д часть 2 стр. 44)
В учебнике приводятся примеры для закрепления(М2Д часть 2 стр. 45)
7. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток (М2Д часть 2 стр. 47)
В учебнике приводятся примеры для закрепления (М2Д часть 2 стр. 48)
8. Вычитание из двузначных однозначные числе с переходом через десяток
(М2Д часть 2 стр.54)
В учебнике приводятся упражнения для закрепления (М2Д часть 2 стр. 54)
9. Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток (М2Д часть 2 стр. 52)
В учебнике приводятся примеры для закрепления (М2Д часть 2 стр. 52)