года известному испанскому и французскому художнику, графику и скульптору Пабло Пикассо исполнилось бы 140 лет.




Наверное, нет на планете человека, которому не знакомо имя Пабло Пикассо(1881-1973). Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в XX веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира. Всегда разный, но всегда – шокирующий.

За свою более чем полувековую деятельность художник превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен.

Когда мы слышим фамилию Пикассо, в первую очередь перед глазами появляются его картины, а ведь в жизни художника присутствовали не только полотна, но и скульптуры, фотографии, фильмы, керамика, драматургия.

Пабло Пикассо внес огромный вклад в мировое изобразительное искусство, постоянно пробовал свои силы в разных стилях и жанрах. По мнению многих ценителей живописи именно Пикассо считается лучшим художником нашей планеты за последнее столетие.

Вся жизнь Пабло Пикассо состояла из многочисленных экспериментов и открытий, он как будто бы хотел попробовать всё и везде оставить своё веское слово. Его имя ещё при жизни окружали легенды.

Родился Пабло 25 октября 1881 года в семье художника-любителя Хосе РуисаБласков уютном испанском городе Малага, получив при крещении полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лосРемедиосКриспинКриспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо – чтопо испанскому обычаю являлось чередой имен почитаемых святых и родственников семейства.

Пикассо начал рисовать с самого детства, но не получил профессионального образования в живописи, быстро выяснялось, что ученик намного талантливее своих преподавателей. Первыеуроки художественного мастерства он получил у своего отца – учителя рисования, и вскоре сильно в этом преуспел. Отец Пабло, осознав гениальность своего сына, навсегда отказался от своего хобби живописца – любителя, а краски и кисти подарил талантливому начинающему художнику.

Уже в 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, получившую название «Пикадор ».

Его первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13, в задней комнате магазина зонтиков. В возрасте 13 лет Пабло с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств. Но в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадриддля занятий в Школе искусств.

Картина "Первое причастие" (1896) создана 15-летним Пикассо

 

 

"Автопортрет". 1896 г

Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».

В 1898 году он вступил в художественное общество «ElsQuatreGats», по названию богемного кафе, где пройдёт его первая профессиональная выставка.

Все крупнейшие культурные центры мира в разное время принимали выставки произведений Пабло Пикассо, на сегодняшний день картины этого выдающегося испанца одни из самых дорогих на планете, стоимость полотен может доходить до сотен миллионов долларов США. Каждая выставка сопровождается бурными обсуждениями, как в среде специалистов от искусства, так и обычными любителями прекрасного.

С 20-летнего возраста свои произведения Пабло подписывает, используя девичью фамилию матери – Пикассо, а его переезд в 1904 году в Париж способствовал началу совместной работы с Жоржем Барком. Плодом их сотрудничества можно считать открытие совершенно нового направления в живописи – кубизма. На тот момент в Париже преобладали течения в живописи, пропагандирующие анархизм и социализм, но, далекий от политики Пикассо нашел свой собственный путь.

Историки искусства обычно разделяют творчество Пикассо на периоды: «голубой», «розовый», «негритянский», «кубистический», «классический» и так далее. Это деление, естественно, достаточно условно. Пикассо всегда искал формы, которые могли бы передать его мысли и чувства. Эти формы порой резко менялись, но не раз он возвращался к тем формам, которые, казалось, оставил; почти всегда он работал одновременно в разных манерах.

 

Начало «голубого» периода принято относить приблизительно к середине 1901 года, окончание – к концу 1904-го. Хотя многое из того, что составляет содержание «голубого» периода, восходит еще к пребыванию художника в Мадриде с февраля по апрель 1901 года: «Женщина в голубом». Для картин этого периода характерны образы нищеты, меланхолии и печали. Картины пропитаны чувством тоски, отмечены некоторой болезненностью, они написаны в сумрачной, почти одноцветной гамме голубых, синих и зеленых тонов. Фигуры кажутся застывшими, скованными: «Любительница абсента» (1901),

«Свидание» (1902)

Произведение переходного периода – от «голубого» к «розовому» – знаменитая «Девочка на шаре» (1905). Хрупкое, напряженное, изогнувшееся в балансирующем движении тело девочки дано в остро контрастном противопоставлении тяжелой, неподвижно устойчивой фигуре атлета. Однако, несмотря на резкую противоположность двух фигур, исключающую, кажется, общее между ними, в картине отсутствует настроение одиночества и разъединенности людей ранних работ Пикассо. Колорит картины построен на простых розовых и голубых тонах, данных в соотношениях столь сложных и почти неуловимых, как тончайшие нюансы человеческих чувств. Эти два цвета резко звучат в ярко-синих и красновато-розовых тонах фигуры мужчины, замирают в нежных голубовато-серых и пепельно-розовых оттенках тела и одежды девочки и растворяются в голубовато-розоватой дымке. Мягкий колорит создает то лирическое настроение, которое объединяет фигуры, создает ощущение их связанности общей судьбой. Кажется, что странствующие гимнасты ранних работ Пикассо здесь обратились друг к другу и в ощущении хрупкой иллюзии духовной близости на время обрели непрочное равновесие своего бытия.

В так называемом «розовом» периоде Пикассо (1905–1906) в фигурах исчезает скованность, тона делаются прозрачнее и воздушнее. Сложные нюансы розово-золотистых и серебристо-голубых тонов служат средством раскрытия тончайших лирических настроений, поэтической прелести образов. Гуманистическая тема раздвигается. Пикассо привлекает большая человеческая семья или коллектив, скрепленный дружбой.

Его излюбленными темами в этот период были акробаты, гимнасты и арлекины – «Акробат и молодой арлекин» (1905), а также изображения женщин за туалетом – «Туалет» (1906), «Прическа» (1906). Его картины этого времени обнаруживают спонтанность, немыслимую в работах предшествующего периода.

В 1907 году Пикассо познакомился с Матиссом. В ту пору он углубленно осваивал наследие Сезанна, о чем свидетельствует картина – «Авиньонские девицы» (1906–1907). Это произведение было по-настоящему революционным, ибо порывало с традиционным способом изображения человеческой фигуры и пространства.

Конструирование массивных грубых геометрических объемов или аналитическое разложение их на сопоставленные плоскости, цветовые и фактурные элементы, рассмотренные с разных сторон с помощью динамичной точки зрения, становится главной задачей художника. В1908–1909 годах Пикассо совместно с Ж. Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль – кубизм, ставший радикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности к ее полному пересозданию.

«Многие считают, – говорил Пикассо, – что кубизм – особый род переходного искусства, эксперимент, и результаты его скажутся только в дальнейшем. Думать так – значит не понимать кубизма. Кубизм не "зерно" и не "зародыш", а искусство, для которого прежде всего важна форма, а форма, будучи однажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью».

Начиная с 1914 года происходит постепенный отход Пикассо от кубизма. Пройдет три-четыре года, и реалистические тенденции в его творчестве становятся явными. В прессе даже появились критические заметки о «художнике-хамелеоне».

В 1917 году художник работал над костюмами и декорациями балета «Парад», поставленного труппой Дягилева. В 1918 году Пикассо женится на русской балерине Ольге Хохловой. Рождение в 1921 году сына Поля сопровождается возвращением к миру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Формальные методы начинают у него сосуществовать одновременно. Пикассо больше не ищет ключевого строя форм, как он искал его в кубизме. Лишь изменчивость форм остается неизменной.

Картины отличает изящество линий и настроение сказочной идиллии с утонченным ароматом старины: «Три женщины у источника» (1921), «Мать и дитя » (1922).

«Два произведения – "Танец" (1925) и последняя картина из серии "Гитара" (1926) – производят впечатление взрыва после относительного спокойствия, – отмечают авторы книги «История искусств». – Начинается время странного искусства Пикассо, получившего титул "метра наших кошмаров". Под его кистью рождается целое поколение монстров. Они и похожи, и не похожи на людей, у них своя анатомия, разработанная художником.

С середины 20-х годов образы Пикассо – сплав презрения, сострадания, предостережения. Они уже предвосхищают "искусство жестокости", "искусство абсурда", сложившиеся как течения после Второй мировой войны. Его реакция на окружающую действительность прорывается в мрачных, гротесковых полотнах "Плачущая женщина" (1937), "Кот и пти-ца" (1939).

Кульминацией его гнева, вершиной его гуманизма стала "Герника" (1937) – негодующий протест против косной замкнутости, безразличия, равнодушия – против всего того, что сделало фашизм возможным».

 

26 апреля 1937 года немецкая и итальянская авиация до основания разрушили небольшой городок басков Герника. За два месяца Пикассо создает свою знаменитую картину.

Известному советскому художнику П.Д. Корину посчастливилось увидеть «Гернику» в Нью-Йорке: «До тех пор, пока не видал я подлинника, я не понимал этого произведения, не понимал вообще такого искусства. Но когда увидел это полотно, этот большой холст, прекрасную тональность, волевую, энергичную прорисовку деталей, меня это захватило. Я с сомнением приближался к "Гернике" – нежданно картина произвела огромное впечатление… И после того, что я увидел, я изменил к Пикассо отношение, он стал для меня большим мастером. Я почувствовал: много мучений, много дум вкладывает он в искусство. Я понял: это – настоящее, большое искусство. Я художник и не могу не видеть, если красиво, если правда…»

Несмотря на опасность, ежедневно, ежечасно угрожавшую ему в столице Франции, Пикассо прожил здесь всю оккупацию с 1940 по 1944 год.

В августе 1944 года Париж освободили. В октябре того же года в Осеннем Салоне, носившем название «Салон освобождения», открыли выставку. В экспозиции особое место уделялось Пикассо – семьдесят четыре полотна и пять скульптур.

Тема войны и мира останется с Пикассо надолго: своеобразным обобщением станет знаменитый «Голубь мира» (1950), ставший эмблемой сторонников мира.

 

«В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариации на темы прославленных картин знаменитых мастеров прошлого ("Менины" Веласкеса, "Завтрак на траве" Мане и др.). Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своей неуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанные небрежно холсты "позднего Пикассо" представляют любимые им сцены: художник и модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивы боя быков; часто он обращается к женскому портрету» (В.С. Турчин).

До последних лет художник продолжал интенсивно работать. В 1968 году он за семь месяцев исполнил 347 гравюр!

Умер Пикассо 8 апреля 1973 года.

Пикассо чувствовал мир, он менялся вместе с ним и в то же время влиял на него. Он оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ. Признанный богемным Парижем, он был образцом многогранного таланта. Пабло постоянно экспериментировал с разными стилями и формами, искал новые цветовые решения, использовал необычные материалы.

Когда обычные картины перестали радовать душу художника, он перешел на кубизм, и плоские картины обрели новое измерение. Во время сильных душевных потрясений картины обретали черно-белые тона. Когда среди красок и холстов Пабло стало тесно, он занялся светографикой и скульптурой.

Пикассо любил жизнь, он был вынослив и практически не унывал, он пробовал жизнь на вкус, а некоторые кусочки подолгу смаковал. Тайна его таланта не дает покое исследователем до сих пор. При жизни мастера, и после его смерти создано немало фильмов и отснято множество видеоматериалов о творчестве Пабло. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди похитителей.

Мало кто знает, что Пикассо был не только великим художником, но и большим поэтом. В возрасте 55 лет он начал писать стихи, которые до тех пор, по его словам, «дремали в нем». Поэзия Пикассо, неотделимая от его живописи, позволяет лучше постичь богатый и причудливый мир художника.

Художник создавал свои шедевры с самых юных лет и вплоть до своей кончины. Его картины отличают странные абстрактные формы и тонкая натура, вложенная в его работы.

Отметим, что картина Пикассо «Алжирские женщины», проданная весной 2015 года в Нью-Йорке за 179 млн долларов, стала самой дорогой картиной, которую когда-либо продавали с аукциона.

 

Пабло Пикссо был совсем невысоким человеком, его рост всего 158 см, но его поразительная энергичность, его взрывной темперамент создавали иллюзию наполненности пространства этим небольшим человеком. Просыпаясь довольно поздно, Пабло Пикассо успевал многое сделать, встречи с друзьями, общение с разными людьми, занимали много времени, иногда работать приходилось до самого утра, но художник никогда не жаловался на нехватку времени и работал с приподнятым настроением.

Согласно Книге рекордов Гиннеса 1998 года, Пикассо является одним из самых плодовитых художников в мире. За свою 78-летнюю карьеру он создал более 13 500 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций, 300 керамических и скульптурных работ – всего более 147 800 произведений искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: