Средневековая философия. Фома Аквинский




Патристика

Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 3—8 вв.

Важнейшие проблемы:

- троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями;

- природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

- соотношение свободы и благодати;

- соотношение веры и разума.

Аврелий Августин (354-430)

Онтология: связь с неоплатонизмом, Единое-Благо -- Бог

Космология: Бог создал мир из ничего, существование мира постоянно поддерживается Богом, если бы творческая сила Бога иссякла – мир сразу бы исчез.

Гносеология: преимущество веры над знанием.

Пути освобождения от греха

Путь разума Путь авторитета

Мир – творение Бога, изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога. Возможен только при условии веры в Бога, только здесь возможно подлинное постижение Бога.

Высший способ познания – озарение.

Божественное предопределение и благодать: Бог ещё до рождения каждого человека предопределил судьбу одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям.

Учение об обществе и человеческой истории

Любовь к себе, доведённая до презрения к Богу Любовь к Богу, доведённая до презрения к себе

Град земной Град небесный

Повелители и господа мира: обречены на вечное проклятие Странники, пилигримы: определены к спасению

Великие каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.

Внесли значимый вклад в христианское богословие, строго разграничив понятия «сущности» и «ипостаси» Бога. Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божественное достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.

Схоластика

Схоластика – западноевропейская средневековая христианская философия.

Важнейшие проблемы:

- соотношение веры и знания;

- доказательство бытия Бога;

- соотношение общего и единичного (проблема универсалий)

Средневековая философия. Фома Аквинский

Падение Западной Римской империи знаменовало собой конец античного мира. 378 г. Период с 600 по 1000 г. н.э. имеет первостепенное значение для понимания средневековой церкви и её взаимоотношений с государством. В 11 столетии Европа впервые после падения Западной империи пережила быстрый прогресс.

Схоластика (характерные черты):

1. замыкается в пределах религиозной философии

2. возрастание влияния философии Аристотеля

3. возрастание значения диалектики

Фома Аквинский (1225-1274гг.)

Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалеку от их родового замка. В шесть лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл девять лет. В 1239—1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на два года в крепости Сан-Джовани. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В 1248—1250 Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем.

В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды — «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к „Сентенциям“».

В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он преподает богословие в Италии — в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии.

В 1269 году он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. К 1272 году относится написанный в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» (лат. De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе.

Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

1323г. – причислен к лику святых.

1567г. – признан святым великим учителем Церкви.

1879 – томизм – официальная доктрина католической церкви.

«Ангельский доктор», «Князь философов» Родился в семействе графа Аквинского, замок которого был расположен в Неаполитанском королевстве.6 лет он провёл в университете Фридриха II в Неаполе, вступил в доминиканский орден и отправился в Кёльн, чтобы продолжить своё образование под руководством Альберта Великого.

1259 – Фома возвращается в Италию.

Наиболее значительные произведения: «Сумма против язычников» (1259-1264гг.) – цель –утвердить истинность христианской религии доводами, обращёнными к читателю, не являющемуся христианином. Этому вопросу посвящена и «Сумма теологии».

Цель учения Ф.Аквинского: доказать, что разум и философия не противоречат вере. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии – истины откровения.

Мудрость по Ф.Аквинскому: человек может быть мудрым в каком-то частном занятии, вроде строительства домов, это значит, что ему известны средства к достижению некоей частной цели. Но все частные цели подчинены цели Вселенной, что же касается цели Вселенной, то она заключается в благе разума, то есть истине.

Душа соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Это познание является результатом совместной деятельности чувств и интеллекта.

Доказательства бытия Бога: в «Сумме теологии» приводится 5 доказательств:

1. Бог как неподвижный перводвигатель;

2. Бог как первопричина всего;

3. Бог как источник всякой необходимости;

4. Бог как источник совершенства;

5. Бог как цель всего.

Бог является благом и своим собственным благом; Он – благо всякого блага. Он – интеллектуальный. Бог познаёт все вещи в одно и то же мгновение, Бог – сама истина.

Доводы о познании единичных вещей:

1. Так как единичное по природе своей материально, оно не может быть познано ничем нематериальным

2. Единичные вещи не имеют вечного существования и не могут быть познаны, когда они не существуют; поэтому они не могут быть познаны нетленным существом.

3. Единичные вещи случайны, а не необходимы; поэтому о них нет достоверного знания, за исключением того, что они существуют.

4. Некоторые единичные вещи обязаны своим существованием волевым актам, которые могут быть известны только тому человеку, от которого исходит воля.

5. Число единичных вещей бесконечно, а бесконечное как таковое непознаваемо.

6. Единичные вещи слишком ничтожны, чтобы Бог уделял им внимание.

7. В некоторых единичных вещах заключается зло, Бог же не может знать зла.

Божественное провидение не исключает зла, случайности, свободы воли, удачи или счастья. Зло вызывается вторичными причинами, как у хорошего художника, работающего скверными инструментами.

О грехе: никто не может быть освобождён от греха, кроме как при помощи благодати, но тем не менее грешник достоин осуждения, если он не обращается на путь праведности.

Три вида познания Бога:

1. через разум;

2. через откровение;

3. через интуицию.

Классификация форм государственного правления: следовал за Аристотелем, выделял совершенных формы - монархию, аристократию и политию и три испорченных – тиранию, олигархию и демагогию (демократию). Лучшей считал монархию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: