Картографирование конфликта




Семинарское занятие 4.

Тема: Технологии управления конфликтами.

План:

Пути и формы разрешения конфликтов.

Традиционные подходы к разрешению педагогических конфликтов

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. Существуют различные формы ухода от конфликта:

• молчание;

демонстративное удаление ученика из класса;

• отказ от проведения урока (как вариация – «обиженный уход»);

• затаенный гнев;

• депрессия;

• игнорирование конфликтогенов со стороны учащихся (слов, жестов, действий);

• переход на сугубо формальные отношения, показное безразличие; ведение урока «сквозь скрежет зубов» и т. д.

2. Противоборствовыиграть/проиграть »). Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны.

3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта учителя могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво », привлечение посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).

Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям.

Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон, их взаимных уступок.

4. Сотрудничество (выиграть/выиграть). Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для реализации данной стратегии следует:

• определить интересы и потребности всех участников;

предпринять возможные действия по их удовлетворению;

• признать ценности других, равно как и свои собственные;

• стремиться к объективности, отделяя проблему от личности;

• искать творческие неординарные решения;

• не щадить проблему, щадить людей.

Формы разрешения конфликта

· Выступления на собрании коллектива

· Обращение в прессу, на радио, телевиденье

· Обращение к вышестоящему руководству

· педагогические советы

· методические объединения

· индивидуальная работа

Прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.

Прямые методы разрешения конфликтов:

1. Руководитель принимает решение на основе выявленных фактов при личном собеседовании с каждым.

2. руководитель предлагает конфликтующим сторонам высказать свои претензии друг другу при группе (классе), на собрании.

3. Наказания, предупреждения в отношении конфликтующих

4. Разведение конфликтующих сторон

Косвенные методы разрешения конфликтов:

1. Принцип «выхода чувств»

2. Принцип «эмоционального возмещении»

3. Принцип «авторитетного третьего»

4. Принцип «обнажения агрессии»

5. Принцип принудительного слушания оппонента»

6. Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих

7. Принцип «обмена позиций»

Разрешение конфликтов путем переговоров.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта

Этапы развития конфликта Возможности переговоров
напряженность несогласие переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
соперничество, враждебность переговоры рациональны
агрессивность переговоры с участием третьей стороны
насилие военные действия переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:

1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.

· 2. Определить возможность переговоров.

· 3. Согласовать процедуру переговоров.

· 4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

· 5. Разработать варианты решений.

· 6. Принять согласованное решение.

· 7. Реализовать принятое решение на практике.

Переговорные стили

Основные характеристики стилей.

1.Этический стиль отличается доверием и уверенностью в существовании общих интересов, принципов и ценностей.

2. Аналитико-агрессивный характеризуется тщательным анализом проблемы обсуждения.

3. Общительный стиль включает использование хороших манер, личного обаяния.

4. Гибко- агрессивный стиль демонстрирует желание решить все задачи, извлекая при этом максимальное количество преимуществ.

5. Деловой стиль характеризуется ориентированностью на получение

конструктивного результата (конструктивным называется такой результат

переговоров, который складывается из оптимального комбинирования

предметных полей переговоров всех участников).

6. Мягкий стиль отличается самокритичностью участников, способностью к урегулированию конфликта.

7. Жесткий стиль противоположен: ультимативная тактика, тактика

выжимания уступок используются как способы перехода к насилию.

8. Силовой стиль предполагает в качестве результата подавление или подчинение одной из позиций торжество другой

9. Торговый стиль соответствует стратегии компромисса. Его принцип: «Ты- мне, я- тебе». 10. Стиль сотрудничества отличается стремление участников удовлетворить

как свои, так и интересы партнера.

11. Патерналистский (улаживающий) стиль по духу близок к ведению

переговоров с участием посредника, медиатора.

 

Картографирование конфликта

«Картография конфликта» — это один из приемов, которым может воспользоваться каждый человек с целью эффективного разрешения конфликта. Авторы не ставят своей целью теоретизирование по поводу разрешения, а предлагают новую концепцию выигрыша, которая не подразумевает проигрыша другой стороны. Их цель — показать, что любое взаимоотношение может быть взаимовыигрышным.

Процесс картографии конфликта состоит из 3-х этапов:

· Этап 1. Определить проблему заявлением общего характера.

· Этап 2. Опознать и назвать главных участников.

· Этап 3. Каковы нужды и опасения каждого участника или группы?

Процесс картографии конфликта имеет следующие преимущества.

· Он ограничивает дискуссию определенными формальными рамками, что помогает обычно избежать чрезмерного проявления эмоций. Люди могут потерять самообладание в любой момент, однако во время составления карты они склонны сдерживать себя.

· Он создает групповой процесс, в ходе которого возможно совместное обсуждение проблемы.

· Он представляет людям возможность сказать, что им нужно.

· Он создает атмосферу эмпатии и признает мнение людей, считавших ранее, что они были непоняты.

· Он позволяет Вам яснее увидеть как собственную точку зрения, так и точку зрения других.

· Он придает систематический характер взглядам каждой стороны на проблему.

· Он наталкивает на новые направления в выборе решений.

Дополнительное задание

Секретарша, серьезно заболев, долгое время брала оплачиваемый больничный. Это не понравилось директору и он стал призывать ее уволиться, но из-за отсутствия денег и потери карьеры секретарша не хотела уходить. Поэтому она предложила составить карту конфликта.

Опасения: 1.Отсутствие денег 2.После лечения боязнь остаться без работы 3.Опасение потерять любимую работу
 
Секретарша

Потребности:

1.После лечения возможность выйти на работу

2.Наличие карьеры

3.Наличие денег

4.Возможность отвлечься от болезни

5.Продвижение по карьере

 

Директор

       
 
Потребности: 1.Отсутствие лишних расходов 2.Возможность найти нового работника 3.Активное продвижение бизнеса
 
Опасения: 1.Лишние расходы 2.Занятое рабочее место 3.Поиск временного работника


После составления карты конфликта директор решил проявить сострадательность и дал возможность секретарше вылечиться и в дальнейшем выйти на работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: