Нормативные документы по учету денежных средств и расчетов 2 глава




Хозяйственные операции 2002 г. были отражены в учете следующими проводками:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 1800 руб. – реализована продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 – 300 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет по реализованной продукции;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43 – 900 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 600 руб. – выявлен финансовый результат от сделки;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 – 144 руб. – начислен налог на прибыль (24%) к уплате в бюджет.

 

Задача 14

За отчетный период (2002) предприятие «А», определяющее выручку для целей налогообложения по моменту оплаты, имеет следующие показатели:

1. Стоимость отгруженной продукции в ценах реализаций 1200 руб., в том числе НДС (20%) – 200 руб.

2. Себестоимость отгруженной продукции 750 руб.

3. Сумма оплаты покупателем отгруженной продукции 720 руб., в том числе НДС (20%) – 120 руб.

В целях упрощения примера предположим, что предприятие «А» в отчетном году совершило только одну сделку. Операции по этой сделке были отражены в учете предприятия следующими проводками:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 1200 руб. – отгружена продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 76 субсчет «НДС» – 200 руб. – начислен НДС по отгруженной продукции;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43 – 750 руб. – списана себестоимость отгруженной продукции;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 250 руб. – выявлен финансовый результат от сделки;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 720 руб. – поступила частичная оплата отгруженной продукции;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 – 120 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет по отгруженной и оплаченной продукции.

Задача 15

ООО «Сатурн» приобрело у ЗАО «Юпитер» материалы на сумму 1200 руб. (в том числе НДС – 200 руб.) с отсрочкой платежа на два месяца. В счет оплаты материалов ООО «Сатурн» выдало продавцу товарный вексель номинальной стоимостью 1320 руб.

Используя данные примеры, рассмотрим порядок отражения полученного векселя в учете продавца ЗАО «Юпитер». В данном случае векселедержатель определяет выручку в целях налогообложения по оплате.

Получение векселя будет отражено в бухгалтерском учете ЗАО «Юпитер» следующим образом:

ДЕБЕТ 62 субсчет «Векселя полученные» КРЕДИТ 90-1 – 1200 руб. – отражена выручка от реализации материалов покупателю;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 76 субсчет «НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции» – 200 руб. – начислен неоплаченный НДС;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Векселя полученные» КРЕДИТ 91-1 субсчет «Доходы по векселям» – 120 руб. (1320 – 1200) – отражена сумма превышения номинала векселя над стоимостью материалов.

 

Задача 16

Для осуществления предоплаты по импортному контракту российская фирма подает в банк заявку на покупку 1000 долл. США (USD). Контракт заключен на поставку импортных материалов, которые необходимы для производственной деятельности предприятия. Курс доллара США по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ на дату зачисления купленной валюты на специальный транзитный счет предприятия, – 25 руб./долл. Курс коммерческого банка на эту же дату составил 27 руб./долл.

За покупку валюты банк удержал с предприятия комиссионное вознаграждение в размере 270 руб., включая НДС – 45 руб.

Приняв заявку у предприятия, банк списал с его расчетного счета 27 270 руб. Указанная сумма денежных средств была распределена следующим образом:

– 27 000 руб. – сумма, эквивалентная 1000 долл. США по курсу коммерческого банка;

– 270 руб. – вознаграждение банку за услуги по покупке валюты.

Курс доллара США на дату перечисления авансового платежа поставщику установлен ЦБ РФ в размере 26 руб./долл. В целях упрощения примера предположим, что требование об открытии депозита к организации не предъявлялось.

В соответствии с принятой учетной политикой формирование фактической себестоимости материалов производится с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». Учет курсовых разниц, возникающих в течение отчетного периода, ведется на счете 98 «Доходы будущих периодов».

В учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 51 – 27 270 руб. – списаны денежные средства с расчетного счета;

ДЕБЕТ 52 КРЕДИТ 57 – 25 000 руб. (1000 долл. США ∙ 25 руб.) – купленная валюта зачислена на валютный счет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 57 – 270 руб. – отражено комиссионное вознаграждение банка;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 76 – 225 руб. (270 – 45) – комиссионное вознаграждение банка учтено при формировании фактической себестоимости ввозимых материалов;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 – 45 руб. – учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 45 руб. – зачтен НДС по комиссионному вознаграждению банка;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 57 – 2000 руб. (27 000 – 25 000) – разница между курсом коммерческого банка и курсом ЦБ РФ включена в фактическую себестоимость приобретаемых материалов;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 52 – 26 000 руб. (1000 долл. США ∙ 26 руб.) – перечислен авансовый платеж иностранному поставщику в счет предстоящей поставки материалов;

ДЕБЕТ 52 КРЕДИТ 98 – 1000 руб. (26 000 – 25 000) – отражена положительная курсовая разница, образовавшаяся в результате колебаний курса ЦБ РФ.

 

Задача 17

Российское предприятие приобрело в Белоруссии партию мебели. Покупная стоимость мебели составила 1000 руб. (в том числе НДС – 40 руб.). В России предприятие реализовало мебель оптом за 1500 руб. (в том числе НДС – 250 руб.). Допустим, российское предприятие реализовало партию мебели не оптом, а в розницу.

Предположим, что в регионе введен налог с продаж, ставка которого составляет 5%.

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 1000 руб. – оприходована партия мебели, полученная от белорусского поставщика.

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1 – 1500 руб. – отражена выручка от реализации мебели;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 71,43 руб. (1500 руб. ∙ 5%: 105%) – начислен налог с продаж;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 71,44 руб. ((1500 руб. - 71,43 руб. - 1000 руб.) ∙ 20%: 120%) – начислен НДС с разницы между продажной и покупной стоимостью товаров;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 – 1000 руб. – списана себестоимость реализованной мебели;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 1000 руб. – перечислены денежные средства поставщику в уплату за полученный товар.

 

Задача 18

ООО «Сатурн» приобрело у ЗАО «Юпитер» материалы на сумму 1200 руб. (в том числе НДС – 200 руб.) с отсрочкой платежа на два месяца. В счет оплаты материалов ООО «Сатурн» выдало продавцу товарный вексель номинальной стоимостью 1320 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» (покупателя-векселедателя) данная операция отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 субсчет «Векселя выданные» – 1000 руб. – оприходованы материалы, в оплату которых выдан вексель;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 субсчет «Векселя выданные» – 200 руб. – отражен НДС по материалам;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 субсчет «Векселя выданные» – 120 руб. (1320 – 1200) – отражена сумма превышения номинала векселя над стоимостью материалов.

ДЕБЕТ 20 (26...) КРЕДИТ 60 (76) субсчет «Векселя выданные» – отражены проценты, причитающиеся к уплате по векселю.

 

Задача 19

Малое предприятие, определяющее выручку по оплате (кассовый метод), выполнило работы на сумму 120 000 руб. Для осуществления работ были приобретены и использованы материалы на сумму 50 000 руб. При этом данные материалы были оплачены малым предприятием только в сумме 25 000 руб.

При кассовом методе определения выручки в учете предприятия делаются записи:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 50 000 руб. – оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 25 000 руб. – перечислены средства поставщику материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 25 000 руб. – списаны оплаченные материалы на выполнение работ;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 90-1 – 120 000 руб. – отражена выручка от реализации работ;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20 – 25 000 руб. – списана себестоимость выполненных работ;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 – 20 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99 – 75 000 руб. – финансовый результат.

Задача 20

Российское предприятие приобрело в Белоруссии партию мебели. Покупная стоимость мебели составила 1000 руб. (в том числе НДС – 40 руб.). В России предприятие реализовало мебель оптом за 1500 руб. (в том числе НДС – 250 руб.).

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 960 руб. – оприходована партия мебели, полученная от белорусского поставщика.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 40 руб. – выделен НДС, указанный в расчетных документах поставщика;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 – 1500 руб. – отражена выручка от реализации мебели;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 250 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 – 960 руб. – списана себестоимость реализованной мебели;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 1000 руб. – перечислены денежные средства поставщику в уплату за полученную мебель.

 

Задача 21

Момент перехода права собственности на реализованную продукцию является общепринятым, то есть совпадает с моментом передачи товара от продавца покупателю. За месяц выпущено 105 ед. продукции, из них реализовано 100 ед., нормативная себестоимость единицы – 8 руб., отпускная цена за единицу – 12 руб., в том числе НДС – 2 руб., фактические затраты на производство (оборот по дебету счета 20) составили в этом месяце 945 руб.

Отражение указанных операций в учете на счете 40 должно осуществляться следующим образом:

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 90 – 1200 руб. – отражена реализация продукции (100 ед. ∙ 12 руб.);

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 (76) субсчёт «Расчёты по НДС» – 200 руб. – начислен НДС по реализованной продукции;

ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20 – 945 руб. – списаны фактические затраты на производство продукции;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 40 – 840 руб. – списана нормативная себестоимость произведённой продукции (105 ед. ∙ 8 руб.);

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 – 800 руб. – списана нормативная себестоимость реализованной продукции (100 ед. ∙ 8 руб.);

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 40 – 105 руб. – отражено отклонение фактических затрат от нормативной себестоимости продукции (945 руб. – 840 руб.);

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 99 – 95 руб. – отражена прибыль от реализации продукции (1200 руб. – 200 руб. – 800 руб. – 105 руб.)

Анализируя приведённый выше пример, необходимо обратить внимание на следующее: на счёте 43 остаётся сальдо в размере 40 руб. (840 руб. – – 800 руб.), которое формируют оставшиеся на складе 5 ед. нереализованной продукции, оценённые по нормативной себестоимости (5 ед. ∙ 8 руб.).

Таким образом, применение счёта 40 приводит к принципиально иной оценке готовой продукции на складе (товаров отгруженных, выполненных работ или сданных заказчиком услуг) – не по фактической, а по нормативной себестоимости.

Задача 22

Организация «А» – производитель холодильников – заключает бартерный договор с организацией «Б» и поставляет партию холодильников в количестве 15 ед. по цене 8000 руб. (в том числе НДС – 1334 руб.) на общую сумму 120 000 руб.

Организация «Б» обязуется поставить в обмен партию электроплит в количестве 20 ед. по цене 6000 руб. (включая НДС) на ту же сумму.

Фактическая себестоимость изготовления одного холодильника составляет 6000 руб. Сумма фактических затрат на изготовление обмениваемых холодильников составляет 90 000 руб. (6000 руб. ∙ 15 ед.).

В бухгалтерском учете организации «А» выполнение требований бартерного договора будет отражено следующим образом:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 – 120 000 руб. – отражена стоимость отгруженных по бартеру холодильников;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 20 000 руб. – начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 – 90 000 руб. – списана себестоимость отгруженных холодильников;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 99 – 10 000 руб. – выявлен финансовый результат;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – оприходованы поступившие электроплиты;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 20 000 руб. – отражен НДС согласно счету-фактуре поставщика;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 – 120 000 руб. – произведено погашение взаимных задолженностей;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – списан к зачету НДС по оприходованным по бартеру электроплитам.

 

Задача 23

В марте 2002 г. предприятие, занимающееся производством товаров народного потребления, приобрело материалы на общую сумму 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). В счёт оплаты материалов продавцу был передан банковский вексель, приобретенный в качестве объекта финансовых вложений по номинальной стоимости 150 000 руб. Продавцу материалов вексель передается без доплаты, то есть по цене 120 000 руб.

Подобных операций, связанных с реализацией векселей, в отчетном периоде предприятие больше не производило.

В бухгалтерском учете предприятия данная операция была отражена следующим образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – оприходованы материалы для производства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 20 000 руб. – отражён НДС по материалам;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 58 – 150 000 руб. – списана балансовая стоимость векселя;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 – 120 000 руб. – отражена стоимость векселя, по которой он передан в счет оплаты продавцу материалов;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 – 30 000 руб. (150 000 – 120 000) – отражен финансовый результат;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 76 – 120 000 руб. – зачтена задолженность за материалы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – НДС по материалам зачтен из бюджета.

 

Задача 24

В результате поставки некачественных материалов (о чем своевременно был составлен соответствующий акт в сроки, оговоренные договором) предприятием допущен брак при производстве продукции на сумму 10 000 руб. Частично бракованная продукция оприходована по цене возможного использования в качестве металлолома (на сумму 500 руб.).

В бухгалтерском учете данная операция отразится следующим образом:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Потери от брака   20, 26 10 000
Оприходована часть бракованной продукции в качестве металлолома по цене возможного использования            
Признание претензии виновным лицом (поставщиком) или присуждение иска арбитражным судом   76–2     9 500
Компенсация потерь от брака поставщиком или   76–2 9 500
Некомпенсируемые потери от брака в случае отказа поставщика от претензии или арбитража от удовлетворения иска     20, 26         9 500

 

Задача 25

 

На склад покупателя (организации, занимающейся оптовой торговлей) поступает товар, полученный от поставщика по договору купли-продажи. Стоимость поставленного товара – 15 000 руб., включая НДС (20%) – 2500 руб.

В ходе приемки товара материально ответственным лицом в присутствии представителя поставщика обнаружен брак на сумму 120 руб., включая НДС (20%) – 20 руб. К поставщику предъявлена претензия. Представитель поставщика выразил согласие с тем, что недостатки товара возникли по вине поставщика. Принято решение о возврате бракованного товара поставщику. Составлен и подписан представителями обеих сторон (поставщика и покупателя) акт о браке. Оформлена накладная на возврат бракованного товара поставщику. Представитель поставщика вывозит некачественный товар. Остальной товар на сумму 14 880 руб., включая НДС (20%) – 2480 руб., оприходован покупателем.

Указанные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации-покупателя отражаются проводками:

ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60 – 120 руб. – отражена сумма претензии к поставщику на основании акта о браке;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 – 12 400 руб. – оприходован товар на склад покупателя;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 2480 руб. – выделен НДС по оприходованному товару;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 76-2 – 120 руб. – уменьшается задолженность перед поставщиком на сумму предъявленной претензии после сообщения поставщика о приеме возвращенного товара;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 14 880 руб. – произведена оплата поставщику за товар;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 2480 руб. – зачтен НДС по оприходованному и оплаченному товару.

 

Задача 26

 

Организация приобрела партию товара стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). В дальнейшем товар был реализован за 180 000 руб. (в том числе НДС). В целях упрощения примера предполагается, что расходов по транспортировке, аренде и т.д. организация не несет.

Товар был оприходован для реализации в розницу, однако был реализован оптом.

1. При приобретении товара в учете были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 41-2 КРЕДИТ 60 – 120 000 руб. – оприходован товар, поступивший от поставщика и предназначенный для продажи в розницу (включая НДС);

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 120 000 руб. – произведена оплата поставщикам.

2. Реализация товара оптом отражается проводками:

ДЕБЕТ 62 Кредит 90 – 180 000 руб. – отражена выручка от реализации товара по договору поставки (то есть оптом);

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 – 30 000 руб. – начислен налог на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 41-2 – 20 000 руб. – восстановлен НДС, выделенный в счете - фактуре поставщика и ранее учтенный в стоимости товаров;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 20 000 руб. – списан НДС по поступившему товару в возмещение (зачет) из бюджета;

ДЕБЕТ 41-1 КРЕДИТ 41-2 – 100 000 руб. – учтен товар как предназначенный для реализации оптом;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41-1 – 100 000 руб. – списана себестоимость реализованного товара;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 180 000 руб. – отражена выручка, поступившая от покупателей.

 

Задача 27

В январе 2002 г. предприятие заключило договор с иностранным партнером на поставку продукции. По условиям договора оплата за продукцию производится в долларах США, а общая сумма составляет 3500 долл. США.

Для оплаты продукции предприятие поручило уполномоченному банку приобрести иностранную валюту, перечислив ему 81 000 руб. Банк приобрел валюту по курсу 23 руб./долл. США. При этом официальный курс Центрального банка РФ на дату приобретения валюты составлял 22,39 руб./долл. США.

В бухгалтерском учете предприятия данная операция была отражена следующим образом:

ДЕБЕТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты» КРЕДИТ 51 – 81 000 руб. – перечислены средства банку на покупку иностранной валюты;

ДЕБЕТ 52 субсчет «Специальный транзитный валютный счет» КРЕДИТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты» – 78 365 руб. (3500 долл. США ∙ 22,39 руб./долл. США);

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты» – 2135,0 руб (3500 долл. США · (23 руб./долл. США – 22,39 руб./долл. США) – отражена разница между рублевым эквивалентом валюты по официальному курсу и курсу, по которому она была приобретена банком;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 57 субсчет «Средства, перечисленные банку на покупку валюты» – 500 руб. (81 000 руб. – 3500 долл. США х х 23 руб./долл. США) – банк возвратил средства, не израсходованные на покупку иностранной валюты.

За покупку иностранной валюты банк удержал с предприятия комиссионное вознаграждение в размере 3% от суммы сделки, что было отражено в бухгалтерском учете предприятия проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 51 – 2415 руб. (80 500 руб. ∙ 3%) – банк списал с расчетного счета предприятия комиссионное вознаграждение за покупку иностранной валюты.

 

Задача 28

 

В отчетном периоде в счет предстоящей поставки продукции получен аванс от покупателя в размере 108 000 руб., включая НДС – 18 000 руб. Отгружено продукции на сумму 72 000 руб., в том числе НДС – 12 000 руб. Себестоимость отгруженной продукции составила 50 000 руб., оставшаяся часть аванса (36 000 руб.) была возвращена покупателю.

В учете поставщика делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные» – 108 000 руб. – получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки продукции;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 68 – 18 000 руб. – отражена сумма НДС с полученного аванса;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 – 72 000 руб. – отгружена продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 – 50 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 – 12 000 руб. – отражен НДС по реализованной продукции;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 62 – 72 000 руб. – произведен зачет части полученного аванса;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные» – 12 000 руб. – восстановлен НДС с зачтенного аванса;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 51 – 36 000 руб. – произведен возврат части полученного аванса;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные» – 6000 руб. – восстановлен НДС с возвращенного аванса.

 

Задача 29

При прекращении договора простого товарищества участнику договора возвращается вклад в сумме 160 000 руб. путем возврата основных средств стоимостью 50 000 руб. (с начисленной амортизацией 30 000 руб. и денежных средств в сумме 140 000 руб.).

В обособленном бухгалтерском учете простого товарищества необходимо сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 – 20 000 руб. – отражена остаточная стоимость основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 – 30 000 руб. – учтен начисленный износ;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 – 20 000 руб. – основные средства возвращены по остаточной стоимости;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 140 000 руб. – возвращены денежные средства.

Возврат имущества из простого товарищества должен быть отражен в бухгалтерском учете простого участника совместной деятельности следующим образом:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 58 – 160 000 руб. – возвращен взнос в простое товарищество;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 76 – 20 000 руб. – на учет приняты основные средства;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 – 140 000 руб. – получены денежные средства.

Задача 30

В июне 2002 г. предприятие приобрело необходимые для производства материалы. Их общая стоимость составила 80 000 руб. (в том числе НДС – 30 000 руб.). Материалы были отражены на счете 10 «Материалы» по цене их приобретения, указанной в договоре купли-продажи (за вычетом НДС).

Однако для заключения договора на приобретение этой партии материалов предприятие направило в командировку своего работника (материалы приобретались в другом городе). Расходы на командировку работника составили 3710 руб., в том числе:

– суточные – 110 руб.;

– расходы на проживание – 1200 руб. (в том числе НДС – 200 руб.);

– расходы на проезд – 2400 руб. (в том числе НДС – 400 руб.).

При этом в бухгалтерском учете предприятия были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 150 000 руб. – отражена покупная стоимость оприходованных материалов;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 30 000 руб. – отражен НДС по оприходованным материалам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 180 000 руб. – материалы оплачены поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 30 000 руб. – НДС по материалам зачтен из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71 – 3110 руб. – отражена сумма командировочных расходов после утверждения авансового отчета;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71 – 600 руб. – отражен НДС;

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 51 – 3710 руб. – работнику возмещены командировочные расходы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчёты по НДС» КРЕДИТ 19 – 600 руб. – НДС зачтен из бюджета.

 

Задача 31

Организация «А» определяет выручку для целей налогообложения по моменту поступления денежных средств от покупателей (моменту оплаты). В сентябре 2002 г. организация «А» по договору № 1 отгрузила продукцию на сумму 150 000 руб., включая НДС (20%) – 25 000 руб. Себестоимость отгруженной продукции составляет 80 000 руб. (в целях упрощения примера общехозяйственные расходы, а также НДС, подлежащий возмещению из бюджета, не учитываются). В том же месяце покупатель произвел частичную оплату отгруженной продукции на сумму 75 000 руб., включая НДС (20%) – 12 500 руб. Указанные хозяйственные операции будут отражены в учёте предприятия «А» следующими проводками:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 – 150 000 руб. – отгружена продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 76-НДС – 25 000 руб. – начислен НДС по отгруженной продукции;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 – 80 000 руб. – списана себестоимость отгруженной продукции;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 99 – 45 000 руб. – получена прибыль от реализации продукции;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 75 000 руб. – получена частичная оплата от покупателя за отгруженную продукцию.

 

Задача 32

Организация приобрела партию товара стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС – 120 000 руб.). В дальнейшем товар был реализован за 180 000 руб. (в том числе НДС). В целях упрощения примера предполагается, что расходов по транспортировке, аренде и т. д. организация не несет. Товар был оприходован для реализации оптом, однако был реализован в розницу.

При приобретении товара в учёте были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 41-1 КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – оприходован товар, предназначенный для продажи оптом (без НДС);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 20 000 руб. – учтен НДС, выделенный в счёте-фактуре поставщика;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 120 000 руб. – произведена оплата поставщикам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19 – 20 090 руб. – списан НДС по поступившему товару в возмещение (зачет) из бюджета;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 – 180 000 руб. – отражена выручка, поступившая от покупателей – физических лиц;

ДЕБЕТ 41-2 КРЕДИТ 41-1 – 100 000 руб. – товар учтён как предназначенный для розничной продажи;

ДЕБЕТ 41-2 КРЕДИТ 68 – 80 000 руб. – восстановлен налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам и ранее списанный в возмещение из бюджета;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41-2 – 120 000 руб. – списана себестоимость реализованного товара;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68 – 10 000 руб. ((180 000 руб. – 120 000 руб.) х х 20%: 120%) – начислен НДС, подлежащий внесению в бюджет.

 

Задача 33

Фирма осуществляет оптовую продажу товаров для детей. При этом в ассортиментный перечень входят следующие виды товаров: игрушки, бумажные подгузники, марлевые подгузники. Стоимость товаров в ценах поставщика составила (без НДС): игрушек – 20 000 руб.; бумажных подгузников – 40 000 руб., марлевых подгузников – 60 000 руб.

За отчетный период все товары реализуются покупателям. При этом стоимость товаров в ценах реализации составила (без НДС): игрушек – 30 000 руб.; бумажных подгузников – 45 000 руб.; марлевых подгузников – 70 000 руб.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары, облагаемые НДС по ставке 10%» КРЕДИТ 60 – 120 000 руб. (20 000 + 40 000 + 60 000) – оприходованы товары, облагаемые НДС по ставке 10%;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 12 000 руб. (120 000 руб. ∙ 10%) – учтен НДС (10%) по оприходованным товарам;

ДЕБЕТ 60КРЕДИТ 51 – 132 000 руб. (120 000 + 12 000) – оприходованные товары оплачены поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС 10%» КРЕДИТ 19 – 12 000 руб. – зачтен НДС (10%) по оприходованным оплаченным товарам;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Реализация товаров, облагаемых НДС по ставке 10%» – 159 500 руб. ((30 000 руб. + 45 000 руб. + 70 000 руб.) + 10%) – реализованы товары (игрушки и бумажные подгузники) покупателям;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Реализация товаров, облагаемых НДС по ставке 10%» КРЕДИТ 41 «Товары, облагаемые НДС по ставке 10%» – 120 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Реализация товаров, облагаемых НДС по ставке 10%» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС (10%)» – 14 500 руб. ((30 000 руб. + 45 000 руб. + 70 000 руб.) ∙ 10%) – начислен НДС к уплате в бюджет.

Всего подлежит уплате в бюджет НДС на сумму 2500 руб. (14 500 – 12 000).

Задача 34

Предприятие получило от физического лица беспроцентный заём сроком на 6 мес в размере 20 000 руб. Заём должен быть возвращен полностью по истечении срока, на который он был предоставлен.

В учёте предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 66 – 20 000 руб. – получены денежные средства по договору займа от физического лица;

ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 50 – 20 000 руб. – возвращен заём физическому лицу.

Задача 35

По договору комиссии организация отгрузила товар посреднику (комиссионеру) для реализации. Товар облагается налогом с продаж. Себестоимость товара составила 6000 руб. Цена, по которой он был отгружен комиссионеру, составила 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Реализовать товар комиссионер должен за 12 000 руб., при этом его вознаграждение составляет 10% от стоимости реализованного товара – 1200 руб. Выручка от реализации поступает от покупателей наличными денежными средствами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: