Глобальные научные революции: от классической к




постнеклассической.

 

Глобальные научные революции – это преобразование всех компонентов и оснований науки. В истории науки можно обнаружить четыре таких революции. Первая 17 века – становление классического естествознания. Идеалы и нормы классической науки осуществлялись и конкретизировались с учётом доминанты механики. Идеал – «абсолютная истина» строилась на основе наглядных, вытекающих из опыта онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. Каноны механики и были общенаучной картиной мира того времени. Господство идей механицизма присуще 17-18 столетиям. Сам разум дистанцировался от вещей, а результат наблюдений ничем другим не детерминировался, кроме свойств и характеристик изучаемых предметов. Сами изучаемые объекты рассматривались как малые системы. Соответственно этому формировалась категориальная сетка:

-количество элементов системы (ограничено ли?);

-рассматривалось их сильное воздействие:

-связи жёстко детерминировались;

-оценочные параметры (категории, вещь, часть, целое, пространство и время, причинность).

Идеи механицизма пронизали и философию и с её объяснением мира. Основной способ познания – наблюдение и экспериментирование. Разум дистанцировался от самих объектов изучения. Роль наблюдателя сводилась к детерминированию накоплений опыта к предпосылкам.

Вторая революция (18 век и первая половина 19 века) - дисциплинарно организованная наука. Её проявление уже наблюдается в биологии, химии и других областях, Объяснение строится на базе эволюционного развития. Общеобразовательная установка сохраняет правила классического направления. Но влияние новых идей потребовало выдвижение на передний план синтеза наук, классификации их. Проблема дифференциации наук превратилась в философскую проблему поиска единства наук.

Первая и вторая научные революции связаны с развитием классической науки. Третья глобальная научная революция обусловлена становлением нового неклассического естествознания (19 век – первая половина 20 века): появление новых наук – физика ядра, релятивистская и квантовая теории, принцип нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, кибернетика, теория систем.

Этому периоду свойственно формирование идей и принципов неклассической науки. Эти идеи связаны с изучением сложных систем, в которых задействованы были специфические законы микро -, макро- и мегамира в физике и космологии, изучение механизмов наследственности в тесной связи с изучением недоорганизованных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи, т.е. создавались предпосылки для построения целостной картины мира, в которой просматривалась иерархическая организованность вселенной как сложное динамическое единство. И хотя на этом этапе картины реальности отдельных наук сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые потом включались в общую картину мира, целостную картину природы. Последние рассматривались не как окончательный вариант, портрет, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания в мире. Все эти радикальные сдвиги в представлении о мире сопровождались формированием фундаментальных оснований науки.

Идеи исторической изменчивости научного знания и относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялись с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он уже рассматривался не как отделённый от объекта познания, а как находящийся внутри него, детерминированный им (ограниченный). При этом происходит понимание, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством её самой, но и способом постановки наших вопросов, которые зависят от исторического развития методов и средств познавательной деятельности.

Таким образом, возникает новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п. При этом изменяется онтологическая подсистема философских оснований науки.

Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности, необходимости, вещи, процесса, состояния и др. Эта «категориальная сетка» вводила новый образ объекта, который представлялся в исследованиях как сложная система.

Новый образ объекта представлял в себе идею несводимости целого к сумме его частей. К этому подключались категории случайности, потенциальной возможности и действительно лаплассовское понимание причинности, дополненному вероятностно - причинными связями.

Новым содержанием наполняется категория объекта: он представляется не как себетождественная вещь, а как процесс, воспроизводящий не только некоторые устойчивые состояния, но и изменяющийся в ряде других характеристик. Такое расширение понятийных границ объекта объясняется не только вторжением науки в новые предметные области с их новым содержанием, но и изменением места и функций науки в общественной жизни и особенно усилением производственной роли науки.

Смысл третьей научно- технической революции связан с кризисом мировоззренческих установок классического рационализма и формированием в различных сферах духовной культуры нового понятия рационализма, когда сознание, постигающее действительность, постоянно настраиваться на ситуации своей погруженности в неё, ощущая свою зависимость от социальных отношений, которые определяют его ценностные и целевые ориентации.

В последнюю треть 20 века вновь появились радикальные изменения оснований науки. Они характеризуются как четвёртая глобальная научная революция, породившая постнеклассическую науку. Эти изменения связаны с интенсификацией научной деятельности:

- революцией средств получения и хранения знаний (компьютеризация наук, усложнение приборных комплексов, обслуживание исследовательскими коллективами, как на производстве);

- междисциплиниризацией исследований;

- комплексностью исследований в связи с этим;

- приоритетностью исследований по всем видам деятельности,

- подготовкой специальных кадров, финансированием направлений;

- выдвижением на первую линию оценки приоритетности;

- экономической и социально политической целесообразностью.

Реализация комплексных программ создаёт особую ситуацию сращивания теоретических и экспериментальных исследований. В связи с этим:

- усиливаются межотраслевые «прививки» в научных исследованиях;

-усиливается роль междисциплинарных исследований (синергетических) с использованием проблемно- ориентированного поиска;

- объектами современных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, которые и начинают определять характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной постнеклассической науки.

Исторически развивающие системы представляют собой более сложный объект даже по сравнению с саморазвивающимися системами. Эти системы – своеобразный срез исторического объекта, устойчивая стадия его эволюции. Историческая эволюция – это переход от одной относительно устойчивой системы к другой с новым уровневым порядком и саморегулированием. Моменты этих переходов от одной относительно устойчивой формы к другой возникают в точках бифуркаций (в точках неустойчивости). Деятельность учёных в такие моменты может привести к появлению новых структур, а также потребовать принципиально новой стратегии. Чтобы вызвать их к жизни, необходим новый особый способ действия, совсем не обязательно «революционный». Изменения могут вызываться и путём незначительного воздействия, вызывающего коренные изменения в системе. В этом значительную роль играют «синергетические эффекты» с их принципиальной необратимостью. Человеческое воздействие (взаимодействие) при этом не является чем - то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле её возможных состояний. Человек работает в это время как бы со своеобразными «созвездиями возможностей». Выбор оказывается необратимым, но не может быть однозначно подсчитан, предсказан.

Идея историзма из биологии, науки о Земле постепенно перекидывалась на физику через космологию (большой взрыв). Появились новые физические объекты, в процессе развития и метагалактика, для объяснения которых науке потребовались идеи термодинамики неравновесных процессов.

Вариабельность поведения исследуемого объекта предполагает применение особых способов описания и предсказания его состояний, построения сценариев возможных линий развития системы в таких бифуркациях. В частности, используются теоретические описания и компьютерные программы. ЭВМ дают возможность оценить каким-то образом развитие в точках бифуркаций, может быть даже с какой - то степенью вероятности. Особую роль в этой оценке играет сетка «запретов» на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. При этом учитываются и этические аспекты для определения границы возможного влияния со стороны на систему.

Научное сознание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, с ценностными установками, которые ориентируемы и мировоззренческими положениями.

Историческая изменчивость философских оснований принуждает «категориальную матрицу» тоже трансформироваться, обеспечивая понимание и познание развивающегося объекта. Возникают новые понятия категорий пространства и времени: учёт исторического времени системы, иерархия пространственных и временных форм, категориальные возможности и действительность, идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркаций. Категория детерминации (предшествующая история) определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия.

 

4.4 Исторические типы научной рациональности.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях – дисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как отдельными этапами развития, существуют «перекрытия», причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующую, а только ограничивало сферу её действия, определяя его применимость к определённым типам проблем и задач.

Если представить схематично эту деятельность как отношения «субъект (С) – средства (Ср) – объект (О)», включив в понятие «субъекта» ценностно – целевые структуры деятельности, знания, навыки применения методов и средств, то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии к самой научной деятельности.

Классическая рациональность предполагает независимость содержательной сущности исследуемого объекта ни от субъекта, ни от средств исследования, а также от всего того, что определяют ценностно – социальные отношения.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций действий (Ср+О), но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает связанность (соотнесённость) получаемых знаний не только с особенностью средств и операций действий, но и с ценностно – целевыми структурами (С+Ср+О).

Представленная этой цепью развития методов научного познания схема свидетельствует, что техногенная цивилизация должна вступить в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска.

 

 

Оглавление

 

1 Строение науки как традиции

1.1 Понятие куматоида

2 Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

2.1 Понятия теоретического и эмпирического

2.2 Внутренняя структура эмпирического знания

2.3 Структуры теоретических исследований.

2.4 Особенности функционирования теории

2.5 Основания науки

3 Динамика научного познания.

3.1 Взаимодействие научной картины и опыта

3.2 Формирование частных теоретических схем и законов

3.3 Выдвижение гипотез и их предпосылки

3.4 Процедура конструктивного обоснования теоретических схем

3.5 Логика открытия и логика оправдания гипотезы

3.6 Логика построения развитых теорий в классической физике

3.7 Особенности формирования научной гипотезы

3.8 Парадигмальные образцы решения задач

3.9 Особенности построения развитых теорий (математизированных)

в современной науке

4 Научные революции и смена типов научной рациональности

4.1 Феномен научных революций

4.2 Научная революция и выбор новых стратегий исследования

4.3 Глобальные научные революции: от классической к

постнеклассической

4.4 Исторические типы научной рациональности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: