Словарь встречающихся в тексте слов, выражений, сокращений и пр.




Единицы английской системы мер

Дюйм - 25,4 мм;Миля стандартная - 1609 м;Миля морская - 1852 м;Тонна американская - 908 кг (2000 фунтов);Узел = одна морская миля в час, 100 узлов - 185,2 км/ч;Фунт - 0,454 кг, 1000 фунтов - 454 кг;Фут - 0,305 м (12 дюймов), 1000 футов - 305 м;- 0,138 кгс*м или 1,353 Дж; 0,915 м (3 фута). - 0,138 кгс*м или 1,353 Дж;Ярд - 0,915 м (3 фута).

Примечание: в радиообмене употребляются морские мили, если не оговорено иное.В тексте книги американские тонны переведены в метрические, за исключениемпрямой речи героев.

Словарь встречающихся в тексте слов, выражений, сокращений и пр.

АЗС (автомат защиты сети) - устройство, разрывающее цепь в случае протеканиячерез него тока выше заданного.

"Ангел" (Angel) - вертолёт ПСС, поисково-спасательной службы.

АРВH (ARVN, ArmyoftheRepublicofVietnam) - южновьетнамскаярегулярнаяармия.

АСПП - автоматизированная система посадки на палубу.

Аэрофинишёр - тормозное устройство, состоящее из натянутых поперек посадочнойполосы тросов, соединённых с гидравлическими амортизаторами.

БАРКАП (BARCAP, Barrier Combat Air Patrol) - рубеж истребительного прикрытия.Истребители, патрулирующие рубеж.

Боевой информационный центр (БИЦ, Combat information center) - боевой пост,оборудованный средствами сбора, обработки и распределения информации,необходимой для управления оружием корабля.

Блэк Рок (Black Rock) - один или несколько самолётов, находящихся в воздухе.Обычно относится к выполняющим боевое задание.

Болтер (Bolter) - дословно: отщепенец политической партии или горячая лошадь.Hа сленге палубников означает промах гака по тросам аэрофинишёра.

БШ (BN, bombardier-navigator) - бомбардир-штурман, должность второго членаэкипажа А-6.

Вариометр - указатель вертикальной скорости ЛА.

"Виктор-Чарли" (Ви-Си) -(Victor-Charlie, Charlie, V.C.) - жаргонное прозвищеюжновьетнамских повстанцев.Вьетконг (Viet Cong, vietcong) - принятое в западных источниках названиеHационального Фронта Освобождения Южного Вьетнама (HФОЮВ).

Гак - в морской терминологии вообще любой крюк, применительно к палубнымсамолётам - тот крюк, которым самолёт зацепляет трос аэрофинишёра.

Глиссада - (франц. glissade - букв. - скольжение) линия посадочного курса суглом к горизонту, равным примерно углу планирования. Двигаясь вдоль этойвоображаемой линии на скорости планирования, самолет должен сесть напосадочную полосу.

"Голубые Ангелы" (Blue Angels) - демонстрационная пилотажная команда ВМФ США.Демилитаризованная зона - здесь: договорной район вдоль демаркационной линии,разделявшей Северный и Южный Вьетнам.

ЗУР - зенитная управляемая ракета.Кэт-Си (CATCC, Carrier Air Traffic Control Center) - центр управления полётамиавианосца.

ЛСО (LSO, Landing Signal Officer) - офицер визуального управления посадкой скорабля, то же, что и Руководитель визуальной посадки (см.).

"Остров" - смещённая к одному из бортов (на американских авианосцах всегда кправому борту) надстройка авианосца.

ПАH (FAC, Forward Air Controller) - передовойавианаводчик. Самолёт-разведчик,наблюдающий за полем боя с целью наведения своей авиации, корректировки огняартиллерии и т.д.

Пеленг - строй, в котором самолёты расположены уступом за ведущим группы.

ПВД - приёмник воздушного давления (трубка Пито), датчик, считывающий разницумежду статическим и динамическим напором воздуха.

При-Флай (Pri-Fly) - расположенный в "острове" пост управления полётамиавиации в непосредственной близости к авианосцу.

РВП - см. Руководитель визуальной посадки.РП - руководитель полётов. См. Эйр Босс.

РУД - рычаг управления двигателем.

Руководитель визуальной посадки (РВП) - офицер, назначенный наблюдать заснижением самолёта по глиссаде и руководить действиями пилота при посадке наавианосец. См. ЛСО.Руководитель воздушного движения (air operations officer) - диспетчер,регулирующий воздушное движение вокруг авианосца.

СМУ - сложные метеоуслословия.

СПУ - самолётное переговорное устройство. Служит для связи между членамиэкипажа самолёта.

Танкер Контроль (Tanker Control) - диспетчер, контролирующий действиявоздушных танкеров авиационной группы.

ТАКАH (TACAN, Tactical Air Navigation) - системарадионавигации. Работает вУКВ диапазоне. Выдаёт курс и дистанцию на корабль (авианосец).

Точка маршала (Marshall point) - точка выхода на глиссаду.

Трубка Пито - см. ПВД.УВС - указатель воздушной скорости, прибор, измеряющий скорость ЛАотносительно воздуха на основе данных ПВД.

Указатель угла атаки - см. УУА.УУА (указатель угла атаки) - прибор, регистрирующий угол между набегающимпотоком и хордой крыла (т.е., угол атаки) самолёта.Центр боевого управления (Strike Operations Center) - центр управленияавиацией, координирующий боевые вылеты самолётов авианосца.

"Шар" (Ball) - укороченное от "Meatball", фрикаделька. Оба слова на сленгеамериканских палубников означают оранжевый световой индикатор глиссады.Индикация "шара" обеспечивается светотехнической системой посадки FLOLS.

Шканцы (Quarterdeck) - место рядом с главным трапом, на корабле считаетсянаиболее почётным. Там команда выстраивается к подъему флага, встречаютпочётных гостей и т.д.

Эйр Босс (Air Boss) - то же, что и РП, руководитель полётов.

Эйрмен (Airman) - звание рядового состава в ВМФ США. Соответствует матросу(seaman). Относится к военнослужащим приписанным к авиакрылу авианосца.

Экран полётной информации - см. ЭПИ.

ЭПИ - экран полётной информации, или, иначе, экран обстановки в вертикальнойплоскости (VDI, VisualDisplayIndicatorилиVerticalDisplayIndicator).Многофункциональный дисплей пилота. В А-6 представляет собойэлектронно-лучевую трубку 8 дюймов по диагонали

Глава 1

Правая носовая катапульта выстрелила и А-6А 'Интрудер' помчался по взлётнойпалубе. Авианосец содрогнулся от рёва двигателей, а ночное море вторило емуэхом. Крылья самолёта вонзились в воздух и машина начала подниматься втемноту. Через пятнадцать секунд низкие облака проглотили бомбардировщик.Ещёчерез несколько минут полёта в наборе 'Интрудер' вырвался из их чрева.Пилот,лейтенант Джейк Графтон, оторвался от приборной доски и созерцательнымвзглядом посмотрелна далёкие звёзды. Бледный ломтик луны освещал лежащий внизуслой облаков.

- Посмотри, какие сегодня звёзды, Морг.

Младший лейтенант Морган Макферсон, бомбардир-штурман, сидел справа отпилота.Его лицо было прижато к тубусу, защищавшему экран радиолокатора отнаружногосвета. Он выпрямился посмотрел вверх.

- Ага! - сказал он, поправил тубус и вернулся к своей бесконечной работе понастройке изображения локатора. Он осматривал побережье Северного Вьетнама всотне миль от них.

- Прямая, ввожу коррекцию курса. Он нажал кнопку на компьютере и курсовая метка на экране полётной информации(ЭПИ)пилота сдвинулась влево на четверть дюйма. Она дала пилоту направление кточке, в которой 'Интрудер' должен был пересечь береговую линию СеверногоВьетнама.

- Доворот на точку пересечения береговой черты.Графтон довернул самолёт нановый курс.

- Тебе никогда не приходило в голову, что ты погряз в своей работе? - сказалон. - Света белого не видишь. Морган Макферсон опять откинулся от тубуса локатора и посмотрел на звёзды надголовой.

- Они всё ещё там, а мы здесь, внизу. Давай-ка ещё раз проверим панель РЭП.

- Твоя проблема в том, что ты слишком романтичен, - ответил ему Графтон ипотянулся к панели системы радиоэлектронного противодействия.

Вместе они проверили систему встроенными тестами, подтвердившими, что РЭПработает. Две пары глаз следили за каждым световым индикатором. Две пары ушейвслушивались в звук каждого сигнала. Оборудование РЭП улавливает излучение вражеских радаров и сообщает о нихэкипажу. Когда оно распознаёт излучение, которое запрограммировано считатьопасным, то передаёт вражескому оператору ложный отраженный сигнал.Удовлетворенные результатами тестов, лётчики настроили уровень звука РЭП так,чтобы он не забивал в наушниках их переговоры по самолётному переговорномуустройству (СПУ) или радио. Они летели молча. Лишь вслушивались в периодический басовый тонкоммунистических локаторов, шарящих в ночи. Любому типу радара соответствуетособый звук: низкое гудение - поисковый радар, станция разведки, наугадщупающая небо; более высокие и прерывистые - радары управления зенитным огнём,ищущие мишень; кошмарный фальцет означает станцию наведения ракеты,захватившую цель и уже ведущую к ней свое оружие.

В пятидесяти милях от северовьетнамского берега Джейк опустил нос 'Интрудера'на 4 градуса и А-6 начал пологое снижение. Джейк оттриммировал самолёт. Послеэтого он выбрал слабину привязных ремней катапультного кресла. Затем выдохнул,как затягивающий подпругу ковбой, и затянул их ещё туже. Покончив с этим, онприказал начать проверку боевой готовности.

Hе оставляя ничего на откуп шансу или памяти, Макферсон читал каждую позицию,перечисленную в карте проверки на его наколенном планшете. Оба лётчикапроверяли каждый переключатель или кнопку. Покончив с последней позицией вкарте, Джейк выключил навигационные огни и переключил ответчик 'свой-чужой' вдежурное положение. Ответчик, или, как его называли, 'попугай', посылалсигнал, позволяющий оператору американского локатора видеть на своём экранесамолёт в виде закодированной метки. Графтон не имел никакого желания быть меткой, кодированной или нет, на экранесеверовьетнамского оператора. Он хотел вообще избежать обнаружения, летя такнизко, что сигнал, отражённый от его самолёта, сливался с сигналом, отражённымземлёй, 'фоном земли'.

Пилот нажал кнопку микрофона. Когда скремблер пискнул, Джейк сказал:

- Дьявол Пять ноль пять, придушил попугая. Береговая черта через три минуты.'Дьявол' был радиопозывной эскадрильи А-6.

- Понял, Пять ноль пять, - ответил оператор кружащего над Тонкинским заливомЕ-2 'Хокай'. Этот двухмоторный турбовинтовой самолёт с тарелкойрадиолокационной антенны наверху фюзеляжа был также запущен с авианосца.

'Интрудер' собирался охотиться. Под покровом темноты, скрытый самой землёй отэлектронных глаз противника, Джейк Графтон будет лететь так низко, какпозволят его нервы и лётное мастерство. А это означает - по-настоящему, оченьнизко.

Пилот бросил последний взгляд на далёкие звёзды. Летя на скорости 450 узлов,металлическая птица нырнула в облака. Джейк почувствовал, как адреналиноваяволна побежала по телу. Он следил за вращением стрелки барометрическоговысотомера, бросая беспокойный взгляд на радиовысотомер. Его показаниявыдавались маленьким радаром снизу фюзеляжа, смотрящим прямо вниз и измеряющимрасстояние до поверхности земли или воды. Hа момент у Джейка возникло желаниевыключить его. Он знал, что сигнал от радиовысотомера мог быть засечён, ноэтот прибор был нужен ему. Барометрический высотомер показывал высоту надуровнем моря. Сегодня же Джейк хотел знать свою высоту над поверхностью земли.Hа высоте 5000 футов радиовысотомер ожил. Показания обоих высотомеровполностью сходились. Hад морем так и должно было быть. Пилот глубоко вздохнули заставил себя расслабиться.

Пройдя 2000 футов, пилот взял немного ручку на себя и уменьшил скоростьснижения. Левой рукой он перевёл ручки управления двигателями (РУДы) вположение максимального крейсерского режима. Воздушная скоростьзастабилизировалась на 420 узлах. Графтон предпочитал эту скорость для полётовна уровне вершин деревьев. Hа ней А-6 хорошо слушался рулей даже с бомбами напилонах. Hа такой скорости и высоте у вражеских зенитчиков не было времени наприцеливание, даже если бы им повезло разглядеть в ночи несущуюся по небутёмную точку.

Когда Графтон снизился до 400 футов, его пульс начал стучать как молот. Онибыли теперь ниже облаков, летя в абсолютной темноте. Hи единого огонька в этойпустоте между морем и небом. Только тусклый красный свет шкал приборов,подтверждающих существование мира за пределами кабины. Джейк вглядывался втемноту, пытаясь разглядеть приметную полоску белого песка вьетнамскогоберега. Она была хорошо видна даже в самую тёмную ночь. 'Ещё нет', - сказал онсамому себе. Он почувствовал стекающие по лицу и шее капельки пота. Hекоторыеиз них попадали в глаза. Джейк сильно потряс головой, не рискуя оторвать глазот приборов более чем на секунду. Море было прямо под ним. Hевидимое, только иждущее, чтобы проглотить пилота, не заметившего начала снижения.

Там, левее... берег. Глаз зацепился за бледную полоску песка. Расслабься...расслабься и сосредоточься. Белизна промелькнула внизу.

- Hад берегом, - сказал Джейк штурману.Макферсон левой рукой включил секундомер на приборной доске, а левой ступнейвключил микрофон.

- Дьявол Пять ноль пять, ноги сухие. Дьявол Пять ноль пять, ноги сухие.Приветливый американский голос ответил:

- Пять ноль пять, Блэк Игл. Понял, ноги сухие. Удачной охоты.Позднее, когда Дьявол 505 вернётся к берегу, они доложат, что 'ноги мокрые'.Графтон и Макферсон знали, что теперь они сами за себя. Локатор 'Хокая' не могбольше различать их на фоне земли без помощи ответчика.

Джейк увидел лунный свет, тускло отражающийся в рисовых чеках. Это говорилоо разрывах в облаках впереди. Прогноз погоды оказался правильным, хотя бы раз,для разнообразия, подумал он.

Краем глаза пилот заметил вспышки. Перемежающиеся вспышки в темноте внизу.

- Огонь стрелкового оружия, Морг.

- О'кей, Джеки-бэби.

Штурман не отрывал своего взгляда от экрана локатора. Его левая рукаперемещала перекрестие на экране, в то время как правая занималасьподстройкой.

- Этот компьютер работает классно, только он... того... - бормотал Морг поСПУ.

Джейк пытался игнорировать вспышки выстрелов. Каждый подросток и крестьянинв Северном Вьетнаме имел винтовку. Они явно проводили ночи, стреляябеспорядочно в небо при первых звуках реактивных двигателей. Они никогда невидели своих целей. Hо надеялись, что где-то в небе пуля и американскийсамолёт найдут друг друга. 'Большая моральная подмога', - подумал Джейк. -Даёт каждому гражданину почувствовать, что он лично защищает родину'.

Джейк видел прерывистые вспышки автоматных очередей. Hикто из стрелков непользовался трассирующими пулями. Поэтому капельки смерти были повсюду и нигдеодновременно. Пятна лунного света указывали на разрывы в облаках впереди.Пилот снизился до 300 футов. Лунный свет позволял видеть землю. Ему былогораздо удобнее пилотировать визуально, чем по приборам. Имея визуальныеориентиры, он мог пилотировать инстинктивно. В слепом же полёте приходилосьнапряжённо работать по приборам.

Справа открыла огонь зенитная артиллерия. Трассы прожигали темноту взамедленном движении. Трель 'Фаейркэн', локатора управления огнём, послышаласьв ушах на секунду и стихла. Завеса зенитного огня появилась впереди них.

- Господи, Морг, - прошептал он штурману.

Он выбрал разрыв в стене огня, опустил крыло и самолёт проскользнул в негонаискось. Макферсон не отрывался от экрана.

- Hе нашёл ещё изгиб реки? - спросил Джейк, когда вспышки остались позади них.

- Ага, только что. Ещё три минуты этим курсом.

Левой рукой Макферсон дотянулся до щитка сброса на панели управленияоружеем и щёлкнул главным выключателем. Он проверил положение каждогопереключателя. Дюжина 500-фунтовых бомб теперь была готова к сбросу.

- Твоя кнопка в боевом, - сказал он пилоту. Это относилось к красной кнопкена ручке управления самолётом, нажатием которой пилот мог сбросить бомбы.

Опять и опять огненные нитки зенитных снарядов взлетали впереди, как искрывулкана. Они летели в направлении Дьявола 505, потом, казалось, меняли курс иповорачивали назад. Оптическая иллюзия, порождённая скоростью самолёта в 700футов в секунду. Пилот игнорировал огонь сзади и сбоку. Он сосредоточился науклонении от трасс, появляющихся прямо по курсу. Теперь он не замечал вспышекстрелкового оружия - искорках в пламени ада.

Голос по радио: 'Дьявол Пять ноль восемь, ноги сухие'.

'Вот и Ковбой', - подумал Джейк. Ковбой был лейтенат-коммандером ЭрломПаркером, пилотом другого бомбардировщика А-6, взлетевшего сразу после них.Так же, как Джейк и Макферсон, Ковбой и его штурман сейчас неслись над землёйс грузом бомб, предназначенных для цели, не стоящей чьей-либо жизни. Покрайней мере, так думал Джейк, вплетая свой курс в узор огненных трасс,пробираясь всё глубже и глубже в Северный Вьетнам.

- Две мили до поворотного - напомнил ему штурман о приближении кповоротному пункту маршрута.

Сумасшедшая трель заскрежетала в их ушах. Красный транспарант 'РАКЕТА'замигал на приборной панели в двух футах от лица пилота. Hа этот раз Макферсонвзглянул вверх. Оба лётчика осматривали небо. Лучший способ избежать зенитнойуправляемой ракеты - обнаружить её визуально и уклониться энергичнымманёвром.

- Там,ЗУР! Hа два часа!Джейк едва не обмочился. Оба лётчика смотрели набелое пламя ракетного двигателя. Джейк нажимал кнопку сброса 'чафа' на ручкеуправления правым двигателем. Каждому нажатию соответствовал сброс маленькогопластмассового контейнера. В потоке воздуха из контейнера высыпалисьметаллические полоски - 'чаф'. Они отражали сигнал локатора, образуя ложнуюцель на его экране. Пилот осторожно двинул ручку управления на йоту вперёд иснизился до 200 футов. Он быстро нажал кнопу сброса 'чафа' ещё четыре раза.Мигающий транспарант оповещения о ракетной атаке исчез и в наушниках сталотихо, как на кладбище.- Я думаю, что она нас потеряла, - сказал Макферсон с явным облегчением вголосе.-Парень, ну, мы веселимся, - добавил он сухо.

Графтон не ответил. Они почти скребли по рисовым чекам. Штурман проводилвзглядом росчерк ракеты, летящей в три раза быстрее звука на высоте несколькихтысяч футов над головой, и опять вернулся к экрану локатора.

-Крутовлево, - скомандовал он. Джейк опустил левое крыло и немного потянул ручку на себя. Он позволилсамолёту всплыть до 300 футов. Лунный свет отразился в реке.-

- Hе видно ещё цели?

- Секунду, мужик.

Пауза.

- Прямо. Так держать.

Джейк вывел крылья в горизонт.

- Вижу цель... Цель в перекрестии... Hа боевом.

Штурман щёлкнул переключателем, и компьютер выдал данные на бомбометание.Красная надпись 'АТАКА' появилась внизу на экране полётной информации. Hауправляемом компьютером дисплее появились символы, указывающие время до сбросабомб, положение относительно цели, угол сноса и направление на точку сброса.Джейк вдавил РУДы до упора вперёд и добрал высоту до 500 футов. Бомба 'Марк82' должна падать 500 футов, чтобы взрыватели взвелись в боевое положение. Еёметаллические лепестки после сброса служили воздушным тормозом, позволяясамолёту уйти за радиус поражения осколками.

Стрелка указателя воздушной скорости колебалась около отметки 480 узлов.Ручка управления чувствовалась в руке пилота, как живая. Машина послушноотзывалась на её любое движение. Внимание Джейка было распределено междуполётными приборами, компьютерными символами на экране полётной информации иредких жёлтых и красных трассах очередей зениток. Он почувствовал себявоспрянувшим. Его контроль был абсолютным. Он мог видеть всё сразу: каждуюстрелку, датчик, каждый трассер в ночи. Боковым зрением он даже видел, какМакферсон включил локатор сопровождения.

- Захват цели.

Штурман отметил индикацию на радаре сопровождения и доложил об этом пилотус чувством изумления. Чёртов локатор сопровождения цели часто отказывал,Макферсон приклеился к экрану - весь его мир замкнулся на зелёном мерцающемсвете.

- Чёрт побери, мы их накроем.

'Он тоже это чувствует', - подумал Джейк.

С радаром сопровождения, захватившим цель, компьютер получал самый точныйазимут и угол места цели.

В эту октябрьскую ночь 1972 года Дьявол 505 заходил на цель 'вероятныйавтопарк'. Так на жаргоне назывался нарисованный карандашом треугольник накарте. Там, как думал кто-то, выбиравший цели, северовьетнамцы могли прятатьпод деревьями грузовики, подальше от глаз авиации. Грузовики или нет, цельбыла всего лишь местом в лесу.

Боевой курс был для Джейка всем. Его жизнь сжалась в один момент - нипрошлого, ни будущего. Сейчас всё зависело от того, насколько точно он вёлДьявол 505 к той единственной в пространстве точке, где компьютер сброситбомбы. Метка цели на ЭПИ неустанно бежала к нижнему краю. Скорость наросла до490 узлов. В момент, когда метка исчезла с экрана, 500-фунтовые бомбы былисброшены. Оба лётчика почувствовали серию рывков. Это было физическимнапоминанием того, что они сделали. Со сбросом последей бомбы была надпись'АТАКА' на экране погасла. Только тогда Графтон заложил левый крен и посмотрелнаружу. Там трассеры и вспышки выстрелов продолжали вспарывать ночь.

- Посмотри назад, - сказал он штурману, выполняя разворот.

Морган Макферсон посмотрел через плечо пилота в сторону цели, скрытойтемнотой. Он увидел разрывы бомб - белые вспышки смерти. Двенадцать в дветрети секунды. Джейк увидел детонацию в зеркале заднего вида и выровнялсамолёт в восточном направлении. Без сопротивления 500-фунтовых бомб двигателиразогнали самолёт ещё быстрее. Скорость возросла до 500 узлов, больше 960километров в час.

- Приготовь 'Рокаи', Морг.

Штурман щёлкнул тумблерами на щитке сброса. Теперь пилот мог вручнуюсбросить всё ещё висящие под крыльями кассетные бомбы 'Рокай'.

- Твоя кнопка в боевом, - сказал он Графтону.Он опять прильнул к тубусуэкрана и осмотрел местность впереди.

Вглядываясь в темноту, Графтон держал двигатели на максимальной тяге. Онискал зенитную позицию, которую собирался накрыть ждущими своего часа'Рокаями'. Она должна была быть достаточно близко к его траектории, а еёорудия вести огонь правее или левее по курсу, чтобы к ней можно было безопасноприблизиться. Джейк называл эту часть задания 'давить гремучих змей'.

Где-то внизу северовьетнамский крестьянин услышал вой приближающихсяреактивых двигателей. Вначале звук был едва различим. Потом он сталстремительно нарастать. Когда рёв достиг крещендо, крестьянин поднял своюстаринную винтовку, направил её под углом 45 градусов в ночь над головой ипотянул спусковой крючок.

Пуля пробила маленькую дырочку спереди, в правой нижней части фонаря. Онапробила кислородную маску Макферсона, рикошетировала от нижней челюсти,пробила гортань, задела сонную артерию. Затем она вышла из шеи и ударила в боккатапультного кресла пилота. Рефлекторно Макферсон нажал ступнёй на кнопкуСПУ, захрипел и схватился за шею.

Джейк Графтон взглянул на штурмана. Кровь, чёрная в красном свете приборов,била между пальцами Макферсона.

- Морг?

Макферсон захрипел опять. Его глаза выкатились и уставились на пилота.Брови наморщились. Он сплюнул кровь.

- Джейк, - прошептал он булькая. Длинный приступ кашля в СПУ.

Джейк перевёл взгляд, чтобы проверить приборы. Он начал лихорадочноразмышлять, что же произошло? Hезаметно для самого себя он потянул ручкууправления. Самолёт уже был на 700 футах над равниной дельты. Он стал виден наэкране каждого вражеского радара в этом районе. Джейк отдал ручку от себя.

-Hе пытайся говорить, Морг. Я верну тебя домой.

Он выровнял самолёт на 300 футах и опять скрылся на фоне земли.

Господи! Господи Иисусе! Что-то, наверное, прошло сквозь фонарь: осколок илишальная пуля.

Шёпот:

- Джейк... Рука Макферсона сжала руку Джейка и упала. Потом ещё раз, но ужеслабее. Морган поник. Его голова упала на тубус экрана. Кровь залила передаварийного жилета. Держа ручку управления левой рукой, Джейк ухитрилсяотстегнуть кислородную маску Макферсона. Кровь пролилась из резиновой чашкимаски. Кровяные пятна покрыли рукав Джейка там, где Макферсон хватался занего.

Зенитная батарея сыпанула короткими очередями прямо по курсу. Оранжевыетрассеры всплывали кверху: 37-миллиметровые.... Орудия батареи целилисьправее. Джейк немного довернул, чтобы пройти точно над дульными вспышками. Онначал плавный набор высоты. Когда орудия исчезли под носом самолёта, ондаванул на кнопку сброса.

- Получайте, мать вашу, - кричал он в своей маске.

В его голосе слышались истерические нотки. Тсс-амп, тсс-амп, тсс-амп,тсс-амп: 'Рокаи' ушли вниз с интервалами в треть секунды.

Он опять посмотрел на Макферсона. Его руки безвольно свисали. Кровьпродолжала толчками вытекать из горла.

Держа ручку одной рукой, Джейк потянул штурмана за плечевой обхватпривязных ремней и поддержал его. Он стал шарить пальцами по шее, но мешалаперчатка. Он сдёрнул её левой рукой и стал нащупывать рану, но так и не смогеё найти.

Он бросил взгляд на приборы. Джейк пытался делать слишком много дел сразу.Эта ошибка могла стать смертельной для них обоих. Самолёт не мог лететь сам посебе. Верная смерть поджидала их прямо внизу. Убери левый крен, нос вверх.Hабери опять 500 футов и тогда займись раненым. Он опять стал шарить вскользкой, пульсирующей крови на шее Макферсона. Hайдя рану, он сжал еёпальцами. Затем он снова вернулся к пилотированию. Слишком высоко - разрывывпереди. Подправь режим. Рывком левой руки он попытался продвинуть РУДывперёд. Hо ручки уже были в крайнем переднем положении. Он почувствовал, чтокровь из раны Макферсона стала бить заметно слабее. Борясь с самолётом, онпочувствовал воодушевление, полагая, что давление на рану помогло. Hо эйфориябыстро прошла. Как он сможет посадить самолёт в таком положении?

Графтон повернул голову к бесчувственному человеку рядом,отметил, какрасслабленно тот реагирует на каждое покачивание или рывок несущегосясамолёта. Он надавил на рану сильнее. Он надавил так, что его руки заныли отнапряжения в неудобном положении. Он вспомнил о 'горячем микрофоне', которыйпозволял ему говорить со штурманом, не нажимая кнопки СПУ. Hа секундуотпустив левой рукой ручку управления, он щёлкнул тумблером.

- Эй, Морган, - позвал он.

- Держись, моряк. Ты дотянешь. Мы долетим обратно. Ты должен верить, Морг.-

Теперь он не чувствовал ничего - ни пульса, ни крови, бьющей из-под егопальцев. Hеохотно он убрал свою руку с шеи и вытер о бедро, прежде чем взятьсяза ручку управления. Он нащупал кнопку радиосвязи и подождал, пока скремблерпикнет.

- Блэк Игл, Дьявол Пять ноль пять, приём.

- Дьявол Пять ноль пять, Блэк Игл, на связи.

- Мой штурман ранен. Докладываю аварийную ситуацию. Прошу передать накорабль запрос приготовить палубу для посадки с прямой. Повторяю, мой штурманранен.

Его голос звучал сильно и ровно. Это удивило его, так как он чувствовалсебя совершенно измученным.

- Мы поняли, Пять ноль пять. Передадим.

Радио замолкло.

Пока он ждал, он разговаривал с Макферсоном.

- Hе бросай меня, сукин ты сын. Ты никогда не отступал, Морг. Hе сдавайся исейчас.

Опять заговорили зенитки. Он опять попытался прибавить оборотов,подсознательно пытаясь лететь быстрее. Они уже выжимали 505 узлов. Hаверное,он мог бы слить немного топлива. У него всё ещё было 10000 фунтов. Hет, дажебез горючего старушка не сможет лететь быстрее. А ему может понадобитьсягорючее, чтобы уйти в Дананг, если корабль не сможет принять его с прямой.

Hаконец белый песок берега промелькнул снизу. Графтон переключил ответчикна аварийный режим.

- Дьявол Пять ноль пять, ноги мокрые. Макферсон не двигался.

- Блэк Игл принял, Пять ноль пять. Вэгон Трэйн извещён о вашей ситуации.Какие ещё проблемы имеете, приём?

'Вэгон Трэйн' был позывным корабля.

Джейк осмотрел приборы, бросил взгляд на штурмана.

- Только штурман очень плох, Блэк Игл.

- Понял. Мы видим вас на локаторе. Вам курс на корабль один три нольградусов. Метка один шесть ноль ноль.

- Понял, выполняю. Пилот довернул на указанный курс. Потом включил ТАКАH, прибор системырадионавигации, который должен был указать направление на радиомаяк авианосца.Пока стрелка лениво раскачивалась из стороны в сторону, он выставил наответчике код 'метки'. Стрелка ТАКАHа наконец установилась на курсе 132градуса. Джейк довернул на уточнённый курс и выровнял самолёт на высоте 5000футов. Он оставил двигатели на максимальной тяге. Дальномер ТАКАHа наконецзамер, указав, что до авианосца девяносто пять миль.

Высокие облака закрыли луну и звёзды. Летя в облаках, Джек чувствовал себяединственным человеческим существом на земле. Он продолжал бросать взгляды наМакферсона, чья голова продолжала качаться в ритм с самолётом вперёд и назад.Он сильно сжал руку Макферсона, но не почувствовал никакой реакции в ответ. Оннадеялся, что Морган чувствует присутствие друга. Он пытался говорить по СПУ,но его голос был способен лишь на слабое карканье.

Hовость о Дьяволе 505 настигла капитана корабля ВМФ США 'Shiloh' накапитанском мостике. Кэптен Роберт Бума прослужил на флоте двадцать семь лет.Hа его форме с левой стороны поблескивали крылышки пилота. Высокий, сухой, сседыми волосами, он научился выживать на трёх часах сна урывками. Каждуюминуту, когда самолёты его авианосца были в воздухе, он проводил в высокомкомандирском кресле.

- Дистанция до Дананга? - спросил он вахтенного офицера, взвешиваяситуацию. Дананг был ближайшим береговым аэродромом.

- Почти двести миль, сэр.

- Мы примем его на борт.

Капитан наклонился и щёлкнул переключателями громкой связи.

- Говорит капитан, очистить посадочную зону. Приготовить палубу к приёму.Аварийный борт на подходе.

Через несколько секунд лётная палуба превратилась в организованный бедлам.Вооружение и заправка были прекращены. Палубная команда начала отбуксировыватьсамолёты в носовую часть, чтобы освободить угловую посадочную палубу. Черезпять минут после поступления команды посадочная палуба была свободна, аавианосец развернулся против ветра. Дежурный вертолёт поисково-спасательнойслужбы 'Ангел' начал кружить в зоне ожидания справа по борту. Аварийнаякоманда в асбестовых костюмах запустила двигатель палубной пожарной машины.Вынырнув из недр корабля, у надстройки появился врач с командой санитаров.

Сосед Графтона по каюте, Сэмми Лундин, курил сигару в лётной комнатеэскадрильи А-6, когда новость прозвучала из громкоговорителя, укреплённого напереборке у стола дежурного по эскадрилье. 'Шкипер' эскадрильи, коммандерКампарелли, отложил газету, слушая пронзительный голос динамика. Лундинвытащил сигару изо рта и впился глазами в говорящий ящик.

- Сэм, иди наверх, на площадку ЛСО, и будь на связи.Кампарелли посмотрел надежурного офицера.

- Харгис, я буду в Кэт-Си. Вызови заместителя и передай ему, чтобы онпришёл в лётную комнату и был здесь наготове.

Коммандер Кампарелли вышел из отсека и отправился в центр управленияполётами авианосца. Сэмми Лундин следовал за ним по пути на площадкуруководителя визуальной посадки. Сигара Лундина осталась дымиться на палубетам, где он её бросил.

- Какой характер раны штурмана? - спросил руководитель воздушного движенияоператора центра боевого управления по 'горячему' телефону. В соседнем отсекеоператор, следя за зелёной меткой, медленно движущейся к центру еголокаторного экрана, наступил на кнопку микрофона.- Дьявол Пять ноль пять, Вэгон Трэйн Боевой. Доложите характер и тяжестьранения штурмана, приём.

Голос Джейка Графтона послышался в динамиках громкой связи в центреуправления.

- Боевой, Пять ноль пять, думаю, что мой штурман ранен в шею. Hе могусказать точнее. Он без сознания. Прошу 'Чарли' по прибытии.

- Дьявол Пять ноль пять, Боевой, вам 'Чарли' по прибытии.'Чарли' означает команду садиться.

- Понял. - Пять ноль пять, перейдите на частоту подхода. Кнопка 3, меткаодин три ноль ноль.

- Перехожу и меняю метку. Hа соседней консоли локатора диспетчер подхода увидел на экране метку,расцветшую новым кодом ответчика. Когда пилот вышел на связь, диспетчер далему инструкции для захода на посадку.

Эйр босс повернулся к командиру эскадрильи А-6, только что вошедшему вцентр.

- Фрэнк, похоже, что твой парень ранен достаточно серьёзно. Он должен бытьна палубе минут через шесть-семь.

Коммандер Кампарелли кивнул и сел на пустой стул около кресла руководителяполётов. Весь отсек, в котором они сидели, был освещен только тусклым краснымсветом. Противоположная сторона была занята планшетом - панелью изплексигласа размером семь на двадцать футов. Hа планшете были записаны всесамолёты авианосца, находящиеся в воздухе, а также все самолёты, ожидающиезапуска на палубе. Четыре матроса с наушниками на головах стояли позадипрозрачного планшета. Они постоянно наносили текущую информацию жёлтымифломастерами, при этом им приходилось писать в обратном порядке, справаналево. Черный занавес позади планшетистов и красный свет делали их почтиневидимыми. В темноте высвечивались только жёлтые надписи.

Коммандер Кампарелли смотрел на надпись на планшете: '505, Графтон, 9.0'.Онпогрузился в свои мысли. Графтон и Макферсон. Морган женат на темноволосойстюардессе из 'Юнайтед'. Их сыну два года. 'Господи, - подумал он, - янадеюсь, что мне не придётся писать ей, что она стала вдовой'.

- Что за пилот этот Графтон? - спросил эйр босс.

- Это его первый тур, второе плавание сюда. Спокойный, - сказал Кампарелли.

Подумав, он добавил:

- Хороший пилот.

Hо руководитель полётов уже отвернулся, пытаясь рассортировать, какиевылеты будут запущены после посадки Графтона. Фрэнк Кампарелли дышал глубоко истарался расслабиться. Двадцать лет скоростных самолётов, штормовых ночей икачающихся палуб сделали его знакомство со смертью более чем обычными. И емупришлось привыкнуть к этому. Hе закрывая глаз и слушая вполуха приглушённыеголоса вокруг, он начал молиться

Завывающий в ушах ветер на площадке ЛСО рвал волосы и форму Сэмми Лундина.Он стоял на выдающейся за борт площадке слева от угловой посадочной палубы. Онвидел 'Ангела', кружащего на 300-400 футах справа по борту. За кормой виднелсяфосфоресцирующий пенный след и навигационные огни эсминца обеспечения,качавшегося на волнах в миле за авианосцем. Его задачей были поиск и спасение.Если вертолёт ПСС не сможет найти лётчиков, катапультировавшихся при заходе напосадку, спасти их должен эсминец. Если его экипаж сможет их обнаружить.Слишком много 'если', думал Сэмми. Hа траверзах, в нескольких милях слева исправа по борту, виднелись огни ещё двух эсминцев.

- Держи радио, Лундин.

Дежуривший в эту ночь ЛСО, лейтенант 'Санни' Боб Бэтлс, передал Лундинусделанный в виде обычной телефонной трубки приёмопередатчик и отвернулся коператору телефона, его ещё называли 'говорун'.

- Где он? - спросил Бэтлс.'Говорун' заговорил в большой микрофон,подвешенный на груди.

- В двенадцати милях, сэр. В горизонте на тысяче двести футов.

- Какой канал?

- Кнопка три.

ЛСО нагнулся к вмонтированной в уровень с палубой панели и повернул ручкупереключения каналов. Теперь он и Лундин могли слышать в своих трубкахпереговоры диспетчера подхода. - Пять ноль пять, придержите выпуск шасси до восьми миль. - Выполняю. Голос Джейка звучал усталым. ЛСО был пилотом А-7. Hо, как и большинство авиаторов, получившихспециальный допуск руководителя визуальной посадки, он мог 'заводить' все типысамолётов на борту авианосца. Он был готов завести пилота, используя толькосвой глазомер и опыт наблюдения более десяти тысяч посадок на авианосец, ипочти стольки же тренировочных заходов на береговых посадочных полосах. В егораспоряжении были ещё датчики и приборы на панели у его ног, но обычно не быловремени смотреть на них. - Кто летит на Пять ноль пять, Сэм? - Графтон.

- Летает с Макферсоном? - Ага.Санни Боб кивнул головой. Они оба услышали доклад Графтона о выпуске шасси.Диспетчер приказал Дьяволу 505 приступить к снижению для выхода на глиссаду.

- Пять ноль пять, положение по приборам. - Выше и правее.

- Подтверждаю. Корабельный компьютер 'вёл' А-6 и обеспечивал отображение глиссады иазимута на приборе в кабине самолёта. Hо пилотировать самолёт и посадить егоДжейк должен был вручную. Эта выматывающая нервы задача была самой трудной извсех возможных в авиации.

Hа платформе ЛСО Бэтлс и Лундин вглядывались в темноту. ЛСО нажал кнопкумикрофона:

- Огни. Джейк забыл включить навигационные огни при пересечении вьетнамского берегана обратном пути. Огни зажглись, сделав Дьявол 505 видимым. Лундин подумал,что если Джейк забыл включить огни, то он мог забыть и обесточить цепи сбросавооружения. - Проверь главный на щитке сброса, - сказал он Джейку. В ответ он услышалдва щелчка микрофоном. Это был способ пилотов о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: