Справочные правовые системы




Тема: «Документальные автоматизированные информационные системы в профессиональной деятельности»

(задание см. ниже)

Справочные правовые системы

В профессиональной деятельности постоянно требуется обращение к актуальной, полной и достоверной законодательной информации с учетом всех изменений и дополнений. Это является довольно сложной задачей, так как только органами высшей государственной власти России принимается ежедневно в среднем несколько десятков нормативных актов. Кроме того, часто требуются не только названные документы, но и те, которые создаются и принимаются субъектами Российской Федерации, а также на ведомственном уровне. При этом пользователям нормативно-правовой информации приходится еще:

- поддерживать информационную базу в актуальном состоянии (для практического применения такая актуализация должна проходить ежедневно);

- обеспечивать быстрый поиск необходимых документов (особенно задача усложняется, если о документе нет полных данных или требуется, например, тематическая выборка по какому-то вопросу);

- обеспечивать надежное хранение огромных массивов нормативной документации, а также их строгую систематизацию.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

Назначение СПС - формирование информационной основы для принятия управленческих решений, обеспечения хозяйствующих субъектов достоверной и полной нормативной и иной информацией.

Основными свойствами систем являются:

- возможность работы с огромными массивами текстовой информации с ежедневной актуализацией и хранением базы архивных документов;

- применение в СПС специальных поисковых программных средств, позволяющих осуществлять поиск во всем информационном массиве в режиме реального времени;

- гармоничное использование в работе СПС всех вариантов телекоммуникационных технологий, в частности, электронной почты, сети Интернет, режима on-line с эталонной базой данных, хранящихся на удаленном компьютере. В этом случае не расходуется дисковое пространство пользовательского компьютера. Хотя в настоящее время наиболее распространены варианты СПС с локализованными базами данных. Это объясняется пока что недостаточным качеством российских телефонных линий, необходимостью оплаты междугородных переговоров или использования трафика (канала связи) сети, малыми сервисными возможностями при работе в режиме on-line.

Как документ попадает в СПС

В основном правовая информация попадает в СПС официальным путем. Прежде всего, из официальных публикаторов. К официальным публикаторам федерального уровня относятся «Российская газета», журнал «Собрание законодательства», «Парламентская газета», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др. На региональном и местном уровнях существуют свои официальные публикаторы. Не все документы, которые выпускают различные ведомства, подлежат официальному опубликованию. Например, письма ФНС или Минфина не относятся к категории нормативных правовых актов, а значит, публиковать их в заранее определенных источниках ведомства не обязаны. Поэтому компании - разработчики СПС, как правило, заключают с государственными структурами договоры об информационном сотрудничестве и получают необходимые документы по официальным каналам. Например, у компании «Консультант Плюс» действует более 70 подобных договоров с федеральными органами исполнительной власти. Прежде чем ввести в свой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании - разработчика СПС проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, с какой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, разумеется, если в самом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электронную копию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами он связан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п. Многие документы попадают в правовые базы сразу же после официального издания.

Рынок программного обеспечения и информационных услуг СПС России представлен разработками более десяти фирм. Ряд СПС был создан в сотрудничестве с государственными учреждениями (прежде всего для обеспечения официальности или эталонности данных).

На рынке сегодня существуют следующие СПС:

Коммерческие системы. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

«Гарант» (НПП «Гарант-Сервис») - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы;

«Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс») - имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации, законопроекты, разъяснения к правовым актам, уникальные аналитические материалы; представлено законодательство России и всех 83 регионов;

«Кодекс» (Центр компьютерных разработок) - большое количество нормативно-технических документов - ГОСТов, СНиПов, РД и т.д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;

«Референт» (фирма «Референт-Сервис») - уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ, Москвы и МО по всем отраслям права - более молодая система в данном классе, что определяет как ее достоинства («свежий» подход к разработке, современный интерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшое количество материалов региональных арбитражных судов, по сравнению с аналогами).

Кроме того, на российском рынке представлены следующие системы: «ЮСИС» («Интралекс»); «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»); «Ваше право» и «Юрисконсульт» («Информационные системы и технологии»); «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» («1С»); «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: ИПС «Закон»; НТЦ «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ) - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР, Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Доктрины Российской Федерации; «Эталон».

Общие сведения о сервисных возможностях коммерческих СПС

Эксплуатационные требования к этим системам постоянно повышаются. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то в настоящее время необходимо проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных и пр. Поэтому разработчики постоянно совершенствуют свои системы.

Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать СПС. К ним можно отнести:

- полнота информации;

- оперативность поступления новых документов;

- достоверность и аутентичность (степень соответствия оригиналу) документов;

- объем информационного фонда;

- скорость поиска документов в базе;

- качество юридической обработки информации (выявление взаимосвязей между документами, их фиксация в разных вариантах, а также создание новых редакций документов);

- возможности удаленного доступа и обновления сведений у пользователей;

- возможность обучения работе с СПС и др.

Обновление информации

Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременно обновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи). Таким способом обычно обновляют СПС крупные компании, в которых есть IT-службы, а также те фирмы, которые постоянно нуждаются в оперативной информации. Большинство пользователей обновляют СПС еженедельно. Обновлять базы реже не рекомендуется - можно упустить важную информацию. У разных поставщиков СПС действуют разные стандарты обслуживания клиентов. Так, одни компании предлагают пользователям оплачивать каждое разовое пополнение базы. У других, например у компании «Консультант Плюс», стоимость обновлений не зависит от их частоты, а устанавливается за период - месяц (обновление можно получать в любом режиме - ежедневно, еженедельно и т.д.). В стоимость обновления включена оплата еженедельного выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется через телекоммуникационные каналы связи, клиент оплачивает не визит специалиста, а трафик. Таким образом, как часто пользователь будет обновлять СПС, зависит от многих факторов - от его запросов, технических возможностей, а также от того, каковы сервисные стандарты компании - разработчика СПС.

Технологии передачи информации

Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.

 

Задание:

  1. Дайте определение компьютерной СПС. Назначение СПС.
  2. Дайте определение термину «Официальный публикатор государственных документов», приведите примеры.
  3. Из каких источников пополняются СПС документами.
  4. Свойства СПС и параметры их оценки.
  5. Составьте список «Современные СПС в России» с указанием адреса их официальных страниц в Интернете.
  6. Опишите аспекты доступа пользователя к информационным базам СПС и аспекты их обновления.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: