ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость внесения поправок в проекты дополнительных соглашений (далее – Соглашения) по должности участкового врача терапевта и по должности участковой медицинской сестры, предложенные работодателем, связана со следующими их недостатками.
1. Предложенные проекты не обеспечивают в необходимой мере функцию стимулирования интенсивности и высоких показателей работы.
Работодатель предлагает установить ежемесячную выплату стимулирующего характера (далее – ЕВСХ) в относительно небольшом размере (4000 руб. – врачи, 2000 руб. – медсестры) при условии 100-процентного выполнения всех пяти заявленных критериев. При этом критерий 1.1 в редакции работодателя предполагает фактическое увеличение времени рабочей смены (за счет введения 5-часового амбулаторного приема) на один час, поскольку ни в Соглашениях, ни в локальных нормативных актах не прописываются меры по снижению нагрузки при выполнении вызовов на дом и исполнении иных должностных обязанностей работника.
Гибкое стимулирование по каждому из остальных четырех критериев (1.2-1.5) в проектах Соглашения работодателя не предполагается. Это приведет к тому, что обнаружив невозможность (в связи с какими-либо обстоятельствами) выполнения в объеме 100 % хотя бы одного из критериев, работник теряет интерес к более интенсивной работе и по всем остальным критериям. В итоге возможности заработать дополнительные средства лишается не только работник, но и медицинское учреждение, поскольку в отношении диспансеризации и оказания неотложной помощи, согласно Территориальной программе ОМС, оплата услуг осуществляется по фактическим объемам.
|
Высока также опасность появления приписок и снижения качества оказания медицинских услуг при желании работника любой ценой добиться 100-процентного выполнения всех критериев.
2. Неполное соответствие требованиям трудового законодательства.
2.1. Согласно смыслу ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре должны быть четко определены условия оплаты труда - в том числе «доплаты, надбавки и поощрительные выплаты».
В качестве критерия ЕВСХ в проектах Соглашений работодателя используется понятие «выполнение плановых объемов (показателей)».
В БУЗ УР «СГБ №1 МЗ УР» отсутствуют локальные нормативные акты, которыми для работников устанавливаются конкретные «плановые объемы (показатели)» как норма труда или трудовая обязанность. До работников не доведены в установленном законодательством порядке нормативные документы, в которых раскрывается понятие «плановые объемы (показатели)», определяется их размер. Не сделано это и в проектах Соглашений, предложенных работодателем. Все это создает условия для произвольной трактовки работодателем условий начисления ЕВСХ, изменения существенных условий труда в обход порядка, предусмотренного Трудовым кодексом РФ.
2.2. Работодателем БУЗ УР «СГБ №1 МЗ УР» в настоящее время осуществляется практика начисления надбавок за «расширение зоны обслуживания» в виде пропорциональной доплаты к должностному окладу за перевыполнение «плановых показателей» по количеству посещений пациентов. При этом данные выплаты не оформлены соглашением сторон трудового договора, как того требует ст. 151 ТК РФ и п.16 Положения об оплате труда, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 ноября 2015 г. № 501.
|
Предложенная работниками редакция проектов Соглашений призвана исправить эти недостатки.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Исключить критерий, предполагающий увеличение времени амбулаторного приема с 4 до 5 часов, поскольку его выполнение на настоящий момент не обеспечено организационными мерами.
2. Исключить пункт 2 (в редакции работодателя), согласно которому выплата производится при условии 100% выполнения всех критериев.
3. Ввести пунктом 4.6 систему более гибкого стимулирования путем начисления стимулирующих выплат пропорционально выполнению каждого критерия.
4. Предусмотреть в п. 4.6 право работодателя увеличить общий объем выплат пропорционально вкладу каждого работника при наличии у медицинского учреждения свободных финансовых средств.
5. Надлежащим образом оформить сложившуюся в поликлинике №3 практику доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличения объема работ) в виде «сверхпланового» приема.
6. Четко привязать критерии ЕВСХ к количественным показателям, действующих нормативных документов
6.1. Заменить критерий 100% «выполнения плана посещений по заболеванию» критерием выполнения функции врачебной должности (ФВД) по общему количеству посещений.
До разработки и принятия в СГБ №1 локальных нормативных актов о нормах времени амбулаторного приема на основе Приказа Минздрава РФ №290н и соответствующего приказа Минздрава УР, привязать объем ФВД к нормативам, установленным действующим Приказом Минздрава УР от 6 февраля 2001 г. N 29 (в ред. приказов Минздрава Удмуртской Республики от 13.04.2001 N 121; от 16.07.2002 N 198).
|
Среднее количество посещений (19 пациентов в день) в проекте Соглашения работников рассчитано исходя из определенной приказом МЗ УР №29 структуры рабочей смены - 27% рабочего времени (то есть 2,1 часа в день на прочие обязанности) и среднего времени на посещение пациентов участковым терапевтом 18 минут.
6.2. Четко определить понятие «плановых объемов амбулаторного приема» в рамках п. 4.8 через привязку к плановым заданиям Территориальной программы ОМС, утвержденным для БУЗ УР «СГБ №1 МЗ УР», и к штатному расписанию (количеству участков и должностей участковых терапевтов с действующими нормативами количества прикрепленного населения)
О стоимости критериев
Стоимость критериев 1.2-1.4 в проектах Соглашений работников исчислена на основе предложений работодателя в первоначальной редакции проектов Соглашений. Предложенная работодателем стоимость каждого критерия (500 руб.) была разделена на «плановое» количество посещений соответствующих видов, в устной, неофициальной форме доведенное до некоторых сотрудников:
- неотложная помощь – 1,5 пациента в день,
- диспансеризация 1-го этапа – 42 пациента в месяц,
- диспансеризация 2-го этапа – 12-13 пациентов в месяц.
Таким образом, предложения работников не увеличивают объем средств на ЕВСХ, предполагаемый проектом работодателя при 100-процентном выполнении критериев, но более четко и гибко регулируют порядок стимулирования.