Рекомендуемое обращение с отходами




 

Для снижения нагрузки на очистные сооружения предлагается проводить локальную очистку сточных вод от мойки автомобилей на установке импеллерной флотации. Образуемый осадок сточных вод рекомендуется утилизировать на специализированных полигонах ТБО с наличием барьерных систем, предотвращающих загрязнение окружающей природной среды. Образуемый шлам необходимо утилизировать в газогенераторах и котлах утилизаторах с предварительной регенерацией углеводородсодержащих компонентов в цепные углеводороды, т.е. углеводород содержащие отходы целесообразно отдавать на переработку в другим организациям.

Оценивая существующую схему управления образующимися производственными отходами можно сделать вывод о некотором проценте безотходности принятой схемы, однако более детальное изучение компонентов отходов подлежащих вывозу на полигон указывает на необходимость пересмотра подхода к утилизации некоторых видов отходов.

Так, например, вывозимые на полигон фильтры воздушные содержат в своей массе 60% металла, 30% бумаги, 10% нефтепродуктов; фильтры масляные - 40% металла, 53% бумаги, 7% нефтепродуктов; фильтры топливные - 40% металла, 53% бумаги, 7% нефтепродуктов; тормозные накладки отработанные – железо 90%, асбест 10%; пыль абразивно-металлическая - SiO2 60%, Al2O3 10%, Fe 30%;

Предварительная оценка указывает на то, что количество извлекаемых ценных компонентов в виде металлов при фактическом объеме образования данных видов отходов будет составлять:

 

Наименование отходов Количество образования. т/год Кол-во ценных компонентов т/год Кол-во побочных продуктов т/год
Фильтры воздушные 0,3 - железо (0,18) - бумага (0,09) - нефтепродукты (0,03)
Фильтры масленые 0,250 - железо (0,1) - бумага (0,1325) - нефтепродукты (0,017)
Фильтры топливные 0,250 - железо (0,1) - бумага (0,1325) - нефтепродукты (0,017)
Тормозные накладки 0,3 - железо (0,27) - асбест (0,03)
Пыль абразивно-металлическая 0,1 - железо (0,03) - алюминий (0,01) - кремний (0,06)  
Итого 1,2 - железо (0,68) - алюминий (0,01) - кремний (0,06) - бумага (0,355) - нефтепродукты (0,064) - асбест (0,03)

 

Таким образом, из каждой тонны отходов количество извлекаемых компонентов будет распределяться как: железо – 0,68 т; алюминий – 0,01т; кремний - 0,06т;

Для извлечения ценных компонентов отходов необходимо предусмотреть линию по последовательной обработке отходов. Принципиальная схема линии представлена на рисунке 5.3.

 

Рисунок 5.3. Принципиальная схема линии по переработке отходов

 

ЭТАП 1ЭТАП 2

 


На первом этапе происходит помол отходов в единую массу. На втором этапе образовавшаяся масса проходит на конвейерной ленте под магнитом, где и происходит отделение ценных компонентов из общей массы отходов.

Эту операцию целесообразно производить отдельно для разных видов отходов.

Дальнейшее использование образовавшихся отходов определяется остаточной ценностью всех его компонентов. Извлеченной железо целесообразно передавать с массой железного лома на переработку, массу бумаги и нефтепродуктов необходимо сжигать с утилизацией образовавшегося тепла и обезвреживанием отходящих газов, асбест целесообразно вывозить на полигон ТБО.

Данная схема также может быть использована для утилизации аналогичных отходов смежных предприятий Горэлектротранспорта.

Целевая группа может состоять из таких предприятий:

- КАТП -2022

- Коминтерновское депо

- Троллейбусное депо №2

- Октябрьское депо

- Троллейбусное депо №3

- Салтовское трамвайное депо.

Эти виды отходов необходимо собирать в отдельные емкости, хранить на месте их возникновения до накопления транспортировочной партии, а затем перевозить к месту их переработки.

 

5.4 Технико-экономический расчет

 

Расчет технико-экономических показателей предлагаемых мероприятий сводится к определению следующих показателей:

-цена установки;

-себестоимость очистки 1 м3 воды;

Основная часть сточных вод предприятия (80 %) образуется в результате мойки и ремонта автомобилей. Существующие очистные сооружения не обеспечивают необходимую степень очистки. Вследствие чего на предприятии не функционирует система оборотного водоснабжения. Эти проблемы будут решены, при реализации запланированных мероприятий.

Исходные данные.

1. Концентрация загрязняющих веществ в исходной воде

Нефтепродуктов20,7 мг/л

взвешенных веществ750 мг/л

2. Суточный расход производственных сточных вод – 5,19 м3/сут.

3. Годовой расход производственных сточных вод 1816 м3/год

4. Стоимость воды 0,95 грн./ м3

5. Стоимость канализации 2,92 грн./ м3

Итого: 3,87 грн./ м3

Плата за использования чистой воды из горводопровода при существующей схеме производства без учета сверхнормативного сброса загрязняющих веществ составляет - 7027,92.

Тоже с учетом сверхнормативного сброса загрязняющих веществ составляет – 7027,92+20733,63 (раздел 6 п. 6.4.) = 27761,55 грн./год

 

5.4.1 Расчет себестоимости очистки 1 м3 воды

Технические характеристики оборудования представлены в таблице 5.4.

 

Таблица 5.4.Техническая характеристика оборудования серии "Флотатор" для очистки сточных вод

Показатели Установки серии "Флотатор"
МНФ
АУ АМ
Назначение Мойка автомобилей с оборотным водоснабжением
Производительность м3/час    
Число ступеней очистки    
Потребляемая мощность, кВт 2.4 2.4
Габариты, мм длина, L ширина, B высота, H 1720 1295 1970 2100 1800 1730
Масса нетто, кг    
Стоимость с установкой грн. 68 000 73 000

 

Принят флотатор серии АУ.

Энергозатраты. Мощность 2,4 кВт. Рабочий день 8 часов. Стоимость 1 кВт для предприятия составляет 0,258 грн.

Плата за электричество:

 

Пэ = 2,4×8×260×0,258 = 1287,9 грн.

 

Заработная плата

Численность обслуживающего персонала – 0,5 человек (совмещение).

Зарплата = 185 грн.. в месяц (0,5 ставки от минимальной заработной платы).

Итого за год: 185 грн./мес.´12мес.= 2200 грн.

 

Вывоз образовавшихся отходов на полигон:

Наименование КО Кол-во образования, т Тариф за вывоз грн Плата за загр. Общая сумма грн.
Осадок   1,356 4,27 0,3 6,19
Нефте шлам   0,035 4,27 0,75 0,1757
Итого 6,36

 

Определение амортизации.

Согласно налоговому методу начисления амортизации в п. 8.6 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятии», квартальные нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов. Сооружения, передаточные устройства – группа 1.

Квартальная норма амортизации составляет 2%.

Годовая норма амортизации за первый год составляет:

 

Нач. Стоим. Грн. % аморт ∑АМ. 1 кв. 2 кв.нач. стоим ∑АМ. 2 кв 3 кв.нач. стоим ∑АМ. 3 кв 4 кв.нач. стоим ∑АМ. 4 кв ∑АМ за год
  2%     1332,8 65307,2 1306,14 64001,05 1280,02 5278,96

 

Годовые затраты на очистку воды представлены в таблице 5.5.

 

Таблица 5.5. Затраты на очистку воды на установке АУ в год.

Вид затрат Ед. из. Цена за ед., грн. Количество Стоимость, грн.
Энергия кВт×час 0,258   1287,9
Зарплата чел.   0,5  
Вывоз ТБО т См выше См выше 6,36
Амортизация грн   За первый год экспуатации. 5278,96
Итого 8773,22

 

Себестоимость очистки 1 м3 воды:

 

 

Проведя технико-экономические расчеты можно сделать вывод, что себестоимость очистки на ЛОС в 1,243 раза дороже чем себестоимость очистки на городских очистных сооружениях. Однако в нашем случае имеет место сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в городскую канализационную сеть с общим отрицательным экономическим эффектом в 20733,63 грн. Оптимальным решением в этой ситуации является использование локальных очистных сооружений для снижения затрат на сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Экономия средств в этом случае будет равняться разнице между затратами на очистку и платой за сверхнормативный сброс загр. веществ и составлять 12360,41 грн.

Также использование этой схемы имеет положительный эффект относительно окружающей природной среды. Экономия воды из водопровода составляет 98-99 %, а так же не наносится ущерб окружающей природной среде.

 


6. Экономическая оценка использования природных ресурсов

 

6.1 Расчет сбора за выброс от стационарных источников выбросов предприятия

 

Сумма сбора, которая взимается за выбросы стационарными источниками загрязнения (Пвс), вычисляется плательщиками сбора самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, исходя из фактических объемов выбросов, нормативов сбора и определенных по местонахождению этих источников корректирующих коэффициентов, приведенных в приложении к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды и взыскания этого сбора, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 году N 303, и определяются по формуле (согласно «инструкции про порядок определения и оплаты сбора за загрязнение окружающей среды» №162/379 от 19.07.1999г. р.6; п. 6.1. абз. 1):

 

 

где Мi — фактический объем выброса i-того загрязняющего вещества, т; Данные приняты на основании отчета по результатам контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по автотранспортному предприятию 2022 и представлены в разделе 3 таблица 3.1 настоящего диплома.

Нбі — норматив сбора за тонну i-того загрязняющего вещества, (грн./т) принят по приложению 1 к Порядку установления нормативов сбора и оплаты этого сбора за загрязнения окружающей природной среды» утвержденного КабМином. Украины от 01.03.99 г. №303;

Нормативы сбора, который взимается за выбросы основных загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения показаны в таблице 6.2.

Для загрязняющих веществ, которые не вошли в таблицу 6.2., нормативы сбора следует применять в зависимости от установленного класса опасности загрязняющего вещества в соответствии с таблицей 6.3.

Для загрязняющих веществ, которые не вошли в таблицу 6.2 и на которые не установлены класс опасности, нормативы сбора применяются в зависимости от установленных ориентирующе-безопасных уровней влияния в соответствии с таблицей 6.4.

Для загрязняющих веществ, на которые не установлены класс опасности и ориентировочный безопасный уровень воздействия, нормативы сбора устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ І класса опасности.

Кнас— корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от численности жителей населенного пункта.

Кф—корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта.

Расчет суммы сбора за загрязнение стационарными источниками загрязнения приведен в сводной таблице 6.1.

 

Таблица 6.1. Расчет сбора за загрязнение стационарными источниками загрязнения.

Наименование вещества КО ОБУВ Суммарный выброс т/год Норматив принят на основании Норматив сбора грн/т П. Коэф. Сумма сбора грн.
Керосин   1,2 0,00091962 ОБУВ   2,373 0,01
Пыль абразивно-металлическая   0,4 0,002 ОБУВ   0,03
Ангидрид сернистый     0,00466 Таб. 6.2   1,99
Этилен     0,000001296 К.О. 19,5 0,0001
Изобутилен   0,1 0,00000594 ОБУВ   0,0025
Водород хлористый     0,000000162 Таб. 6.2   0,000003
Дибутилфтолат   0,1 0,0000000972 ОБУВ   0,000042
Углерода оксид     0,1391 Таб. 6.2   2,23
Углеводороды предельные     0,0338 Таб. 6.2 4,5 0,81
Пыль древесная   0,4 0,004446 ОБУВ   0,07
Натрия гидроокись   0,01 0,0000936 ОБУВ   0,14
Ксилол     0,01128 К.О. 19,5 1,17
Уайт-спирит   1,0 0,01824 ОБУВ   0,29
Кислота серная     0,0016416 К.О.   1,15
Азота диоксид     0,0258 Таб. 6.2   11,02
Бенз(а)пирен     0,000000368 Таб. 6.2   0,20
Свинец     0,00000198 Таб. 6.2   0,04
Железа оксид     0,0001939 К.О. 19,5 0,02
Марганец     0,0000207 Таб. 6.2   0,07
Сажа     0,00251 К.О. 19,5 0,26
Бензин     0,1925 К.О. 4,5 4,63
ИТОГО 24,14

 

Согласно постановления КМ Украины от 21.07.05 г. №626 необходимо учитывать поправочный коэффициент = 2,373.

 

Таблица 6.2. Норматив сбора за выбросы стационарными источниками загрязнения.

Наименование вещества Норматив сбора, грн/т Наименование вещества Норматив сбора, грн/т
Азота оксиды   Марганец и его соединения  
Аммиак   Никель и его соединения  
Ангидрид сернистый   Озон  
Ацетон   Ртуть и ее соединения  
Бензапирен   Свинец и его соединения  
Бутилацитат   Сероводород  
Ванадия пятиокись   Сероуглерод  
Водород хлористый   Спирт бутиловый  
Углерода окись   Стирол  
Углеводороды 4,5 Фенол  
Газообразные фтористые соединения   Формальдегид  
Твердые вещества   Хром и его соединения  
Кадмия соединения      

 

Таблица 6.3. Нормативы сбора, в зависимости от установленного класса опасности загрязняющего вещества

Класс опасности Норматив сбора, гривен/тонну
I  
II  
III 19,5
IV 4,5

 

Таблица 6.4. Нормативы сбора, в зависимости от установленных ориентирующе-безопасных уровней влияния

ОБУВ Норматив сбора, гривен/тонну
Менее 0,0001  
0,0001-0,001 (включительно)  
0,001-0,01 (включительно)  
0,01-0,1 (включительно)  
0,1-более 10  

 

Таблица 6.5. Коэффициент, который устанавливается в зависимости от численности жителей населенного пункта

Численность населения, тыс. чел Коэффициент
До 100  
100,1 - 250 1,2
250,1 - 500 1,35
500,1 - 1000 1,55
свыше 1000 1,8

 

Численность жителей г. Харькова согласно данным управления статистики на 1 января 2007 составляет 1441,6 мил. чел. следовательно Кнас=1,8;

 

Таблица 6.6. Коэффициент, который устанавливается в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта

Тип населенного пункта Коэффициент
Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые центры местного значения с преимуществом аграрно-промышленных функций.  
Многофункциональные центры, центры с преимуществом промышленных и транспортных функций. 1,25
Населенные пункты, отнесенные к курортных. 1,65

 

Город Харьков относится к многофункциональным центрам, следовательно Кф=1,25;

 

6.2 Расчет сбора за выбросы передвижными источниками загрязнения

 

Сумма сбора за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками выбросов (Пвп) вычисляется плательщиками сбора самостоятельно исходя из фактических объемов использованного топлива и его вида, на основании нормативов сбора за эти выбросы и определённых по месту налоговой регистрации плательщиков корректирующих коэффициентов, приведенных в таблицах 2.1., 2.2. приложения 2 к Порядку, и определяется по формуле из редакции приказа Министерства охраны окружающей природной среды №383/587 от 07.10.2004, раздел 6, абзац первый пункта 6.2.:

 

,

 

где Мі – количество использованного топлива і-го вида в тоннах(т);

Нбі – норматив сбора за тонну і-го вида топлива, в гривнях (Таблица 1.4. Норматив сбора, который определяется за выброс в атмосферу передвижными источниками загрязнения из инструкции про порядок установления сбора за загрязнения окружающей среды и взымания этого сбора утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1,03,99 г. №303.)

- Бензин неэтилированный - 4,5(грн./т);

- Дизельное топливо - 4,5(грн./т);

- Природный газ - 3(грн./т);

По таб 2.1. приложение 2 к постановлению КМ Украины № 383/587 от 07,70,2004г.;

Кнас – корректирующий коэффициент, который учитывает численность жителей населённого пункта = 1,8. Таблица 6.5.

Кф – корректирующий коэффициент, который учитывает народно-хозяйственное значение населённого пункта = 1,25. Таблица 6.6.

Расход топлива принят на основании «Отчетной техдокументации по инвентаризации выбросов вредных веществ от стационарных источников коммунального предприятия 2022», представлен в разделе 3 настоящего диплома и составляет:

- Годовой расход бензина – 115 т.

- Годовой расход дизтоплива – 133 т.

- Годовой расход газа – 432 т.

Сумма сбора составляет:

 

грн.

 

Согласно постановления КМ Украины от 21.07.05 г. №626 необходимо учитывать поправочный коэффициент 2,373.

С учетом поправочного коэффициента сбор за выбросы от передвижных источников составляет 12878,27 грн.

 

6.3 Расчет сбора за размещение отходов предприятия в окружающей природной среде

 

Суммы сбора, который справляется за размещение отходов (Прв), вычисляются на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора (Таблица 1.9. Норматив сбора, который устанавливается за размещение отходов из порядка установления сбора за загрязнения окружающей среды и взимания этого сбора утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1,03,99 г. №303.) и корректирующих коэффициентов, приведенных в таблицах 2.1, 2.2 порядка, и определяются по формуле из инструкции про порядок определения и оплаты сбора за загрязнение окр. пр. среды утвержденной приказом министерства охраны окружающей природной среды и налоговой администрации Украины от 19.07.99 № 162/379:

 

Прв =(Млi× Нбі × Кт × К0) + (Мпі × Н,бi ×Кт×К0×Кп), где

 

Млі - объем отходов і-того вида в границах лимита (в соответствии с разрешениями на размещение), принят на основании паспорта и ведомости инвентаризации пром. отходов и представлен в приложении 3 таблица 3.1. настоящего диплома в тоннах (т);

Мпі - объем сверхлимитного размещения отходов (разность между объемом фактического размещения отходов и лимитом) і-того вида, в тоннах (т);

Нбі - норматив сбора за тонну отходов і-того вида в границах лимита, в гривнах за тонну (грн/т); Норматив сбора, в зависимости от класс опасности отхода показан в таблице 6.8.

Кт - корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещение отходов, приведен в таблице 6.9. Место размещения отходов (Полигон в с. Дергачи) находится в пгт. Дергачи, следовательно Кт=3;

Ко - корректирующий коэффициент, который учитывает характер оснащения места размещение отходов, приведен в таблице 6.10. Место складирования отходов - полигон обеспечивает защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения, следовательно К0=1;

Кп - коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов - 0.

Таблица 6.7. Отходы образующиеся на предприятии КАТП – 2022

Наименование отходов Характеристика Кол-во т/год Лимит КО Направ. движ.
Лампы накаливания отработанные Твердые, не горючие, не растворимые в воде; стекло 15%, вольфрам 1%, металл 84%. 0,050 0,05 Полигон ТБО
Ветошь обтирочная замасленная Твердые, горючие, не растворимые в воде. Ткань 88%, нефтепродукты 10%, механические примеси 2%. 0,150 0,3 Полигон ТБО
Рабочая одежда Твердые, горючие, не растворимые в воде. Ткань 88%, нефтепродукты 10%, механические примеси 2%. 0,50 0,5 Полигон ТБО
Стружка, опилки деревянные пропитанные нефтепродуктами. Твердые, горючие, не растворимые в воде. Древесина 95%, нефтепродукты 5%. 0,05 0,05 Полигон ТБО
Песок пропитанный нефтепродуктами. Твердые, не горючие, не растворимые в воде. Грунт 80%, нефтепродукты 20%. 0,30 0,30 Полигон ТБО
Отходы красок, эмалей Твердые, горючие, не растворимые в воде. Смеси смол. НЦ 50%, ПФ, ГФ 20%, пигменты 20%, растворители 10% 0,150 0,2 Полигон ТБО
Фильтры воздушные Твердые, горючие, не растворимые в воде. Металл 60%, бумага 30%, нефтепродукты 10%. 0,30 0,3 Полигон ТБО
Фильтры масляные Твердые, горючие, не растворимые в воде. Металл 40%, бумага 53%, нефтепродукты 7%. 0,250 0,25 Полигон ТБО
Фильтры топливные Твердые, горючие, не растворимые в воде. Металл 40%, бумага 53%, нефтепродукты 7%. 0,250 0,25 Полигон ТБО
Тормозные накладки отработанные Твердые, не горючие, не растворимые в воде. Железо 90%, асбест 10%. 0,3 0,3 Полигон ТБО
Осадок механической очистки сточных вод Пастообразный. Не горючий. Песок, глина 40%, нефтепродукты 7%, вода 53%. 0,2 0,2 Полигон ТБО
Строительный мусор Неорганические твердые: алебастр 15%, цемент 15%, песок 30%, кирпич 40%. 5,0 5,0 Полигон ТБО
Круги абразивные Твердые, не горючие не растворимые в воде. 0,030 0,03 Полигон ТБО
Пыль абразивная металлическая Твердые, не горючие не растворимые в воде. SiO2 60%, Al2O3 10%, Fe 30%. 0,10 0,10 Полигон ТБО
Отходы древесины Твердые, горючие, не растворимые в воде. Древесина 100% 0,250 0,25 Полигон ТБО
Смет с территории Твердые, горючие, не растворимые в воде. Песок 60%, бумага 10%, (пластмасса стекло) 20%, пищевые отходы 10%   15 Полигон ТБО

 

Таблица 6.8. Норматив сбора, который взимается за размещения отходов

Класс опасности Уровень опасности Норматив сбора, отходов
І чрезвычайно опасные 82,5
II Высокоопасные  
III Умеренно опасные 0,75
IV Малоопасные 0,3

 

* Норматив сбора для: оборудования и приборов, которые содержат ртуть, элементы с ионизирующим излучением, - 83 гривен/1 единицу; люминесцентных ламп - 1,5 гривна/1 единицу.

За размещение отходов, на которые не установлены класс опасности, за норматив сбора берется норматив, установленный за размещение отходов І класса опасности.

Норматив сбора за размещение малоопасных нетоксичных отходов горнодобывающей промышленности в размере 0,03 гривны/тонну применяется с 1 апреля 2003 года. (Сноску к таблице 1.9 дополнен абзацем в соответствии с Постановлением КМ N 2053 от 26.12.2003)

 


Таблица 6.9. Коэффициент, который устанавливается в зависимости от места (зоны) размещение отходов в окружающей естественной среде

Место (зона) размещение отходов Коэффициент
В административных границах населенных пунктов или на расстоянии меньшее 3 км от них  
За пределами населенных пунктов (на расстоянии 1 большее 3 км от их границ)  

 

Таблица 6.10. Коэффициент, который устанавливается в зависимости от места размещения отходов

Характер места размещение отходов Коэффициент
Специально созданные места складирования (полигоны), которые обеспечивают защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения  
Свалки, которые не обеспечивают полное исключение загрязнение атмосферного воздуха или водных объектов  

 

Сбор за размещение отходов 2 класса опасности:

 

Прв =(Млi× Нбі × Кт × К0) = (0,150×3×3×1)+(0,3×3×3×1) = 4,05

 

Сбор за размещение отходов 3 класса опасности:

 

Прв =(Млi× Нбі × Кт × К0) = (0,05×0,75×3×1)+(0,5×0,75×3×1) +(0,15×0,75×3×1) +(0,3×0,75×3×1) +(0,25×0,75×3×1) +(0,25×0,75×3×1) = 3,37

 

Сбор за размещение отходов 4 класса опасности:

 

Прв =(Млi× Нбі × Кт × К0) = (0,3×0,3×3×1)+(0,2×0,3×3×1) +(5×0,3×3×1) +(0,03×0,3×3×1) +(0,1×0,3×3×1) +(0,25×0,3×3×1) +(15×0,3×3×1) = 18,79

 

Сбор за загрязнение окружающей среды с учетом поправочного коэффициента принятого в соответствии с постановлением КМ Украины от 21.07.05 г. №626 составляет – 26,212×2,373 = 62,2 грн.

Суммарный сбор за загрязнение окружающей природной среды автотранспортным предприятием 2022 составляет:

 

П=Пси + Ппи + По= 12878,27+24,14+62,2 = 12964,61 грн.

 

6.4 Расчет платы за сброс сточных вод предприятия в городскую канализационную систему

 

Величина платы за сброс сточных вод в городскую канализационную систему определяется по формуле из редакции приказа Госстрой Украины от 19 февраля 2002 года № 37; абзац первый пункта 3.1 раздела 3:

 

грн/год;

 

Где: Т – тариф, установленный за предоставления услуг водоотведения предприятиям, отнесенных к определенной категории абонентов;

Т=2.92 грн/куб.м;

Vдог – объем сброса предприятием сточных вод в пределах, обговоренных договором, куб. м. (Vфак =Vдог= (Схозст=4,05 м3/сут – 1418 м3/год;Спрст=5,19м3/сут – 1816 м3/год; Vфак =3234 м3/год) принято в соответствии с «Паспорт водного хозяйства», представлено в разделе 3, п. 3.4. рисунок 3.2.)

Лимит на сброс в горканализацию 3500м3/год по договору.

Vсдог – объем сброшенных сточных вод сверх договора, м3;

Vсз – объем сброшенных сточных вод со сверхнормативным загрязнением, м3;

К – коэффициент кратности, учитывающий уровень опасности сброшенных загрязнений для технологических процессов очищения сточных вод и экологического состояния водоема, рассчитывается по формуле (согласно «Инструкции про установление и взимание платы за сброс промышленных и других сточных вод в городскую систему канализации):

 

 

Где: Сф – фактическая концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых водах, г/м3. (паспорт водного хозяйства КАТП 2022)

Дк – допустимая концентрация загрязняющих веществ при сбросе в канализацию (раздел 4.2.3. таблица 4.10. настоящего диплома).

Коэффициент кратности составляет:

 

 

Н – установленный норматив платы за сброс сверхнормативных загрязнений в систему канализации,(2,92 грн/м3);

Превышений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятия, в соответствие с расчетом ДК (раздел 4 настоящего диплома), имеет место по таким компонентам как: взвешенные вещества, нефтепродукты, железо общее, ХПК.

Для данного предприятия Vсдог = 0; Vсз = расход производственных вод сбрасываемых без предварительной очистки в канализацию (паспорт водного хозяйства, раздел 3 настоящего диплома) = 1816 м3/год – расход производственных сточных вод (паспорт водного хозяйства).

 

грн/год.


6.5 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий

 

В качестве природоохранного мероприятия предлагается реконструкция существующих очистных сооружений, возобновление работы оборотной системы.

Реконструкция существующих очистных сооружений предполагает замену нефункционирующей нефтеловушки на флотатор (см. р. 5 настоящего диплома). Это позволит достичь соответствующего качества очищаемой воды и сократить объемы водопотребления при её использовании в оборотной системе водоснабжения.

Капитальные затраты на реализацию мероприятия составляют 68000 грн. (см. раздел 5), в состав этих затрат входит приобретение, доставка, пусконаладочные работы.

Эксплуатационные затраты 8773,22 грн./год. Стоимость очистки 1 м3 воды составляет 4,83 грн/м3. (см. раздел 5).

Сумма платы за сброс сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ определена в п.4 этого раздела и составляет 30176,9 грн./год

После внедрения мероприятия из горводопровода будет изыматься вода на пополнение оборотной системы водоснабжения и хоз-бытовые нужды. При этом в канализацию будет сбрасываться только хоз-бытовые стоки имеющие концентрации загрязняющих веществ не превышающие ДК.

При этом сумма сбора за сброс в канализацию Пс будет составлять:

 

Пс= Т х Vдог грн/год;

 

где Т – тариф, установленный за предоставления услуг водоотведения предприятиям, отнесенных к определенной категории абонентов, Т= 2.92 грн/куб. м;

Vдог – объем сброса сточных вод предприятием. м3.. После проведения мероприятия в канализацию будет сбрасываться Qст.х/б, объем которых в соответствии с паспорта водного хозяйства (раздел 3, балансовая схема предприятия) будет составлять 4,05 м3/сут – 1418 м3/год.

 

Пс= Т*Vдог =2,92 × 1418 = 4140,56 грн./год.

 

Экономическая эффективность природоохранного мероприятия в общем виде оценивается по формуле:

 

Э=Р-3>0

 

где Р - результат природоохранных мероприятия – разница между суммами сбора до и после осуществления природоохранных мероприятий, грн.,

3 - затраты на осуществление данного мероприятия, грн.

Результатом являются денежные средства предприятия, сэкономленные в результате уменьшения выплаты за сброс в канализацию и забор свежей воды.

Окупаемость проекта можно рассчитать по формуле Э = З/Р

Экономия денежных средств предприятием после проведения мероприятия Робщ рассчитывается по формуле:

 

Робщ = Р12 = 26036,34+1466,42 = 27502,76 грн/год

где Р1 – сэкономленные денежные средства в результате прекращения сброса производственных сточных вод. Определяется, как разность суммы платежа за сброс в канализацию до и после мероприятия. Рассчитываем по формуле:

 

Р1с до- Пс после=30176,9-4140,56=26036,34 грн./год

Р2 – сэкономленные денежные средства в результате возобновления работы оборотной системы водоснабжения. Определяется, как разность суммы платежа за забор воды из горводопровода до и после мероприятия. Рассчитываем по формуле:

 

Р2= П забор вод до- П забор вод после=3072,3 – 1605,88 = 1466,42 грн./год

П забор вод до = Т х Vдо = 0,95 × 3234 = 3072,3 грн/год

П забор вод после = Т х Vпосле = 0,95 × 1690,4 = 1605,88 грн/год

 

где Т – тариф, установленный за забор воды из горводопровода, отнесенных к определенной категории абонентов, Т=0,95 грн/куб. м;

Vдо, Vпосле – объем забора воды предприятием из горводопровода: Vдо= 3234 м3/год (паспорт водного хозяйства; р. 3 диплома); Vпосле = 1690,4 м3/год состоит из воды забираемой на хоз/бытовые нужды (1418 куб.м/год) и восполнения безвозвратных потерь оборотной системы рассчитывается как 10-15% от общего объема воды функционирующей в оборотной системе = (1816×15)/100=272,4м3/год.)

Затратами являются капитальные затраты на осуществление мероприятия, эксплуатационные затраты и платежи за сброс в канализацию.

Затраты на осуществление мероприятия, при условии, что все капитальные расходы будут проведены в первый год проекта, рассчитываются по формуле:

 

3 = К + ∑С1(1 + Е + а)t

 

где К - капитальные затраты на осуществление мероприятия, грн.; С - эксплуатационные расходы первого года действия; Е - коэффициент дисконтирования, принимаем его равным 0,17; α- коэффициент инфляции, принимаем равным 0,02; t - оцениваемое время действия проекта (в годах). Расчеты экономической эффективности проводим с учетом того что последующие капитальные затраты будут осуществлены через 10 лет эксплуатации установки в качестве затрат на капитальный ремонт. Расчет экономической эффективности представлен в таблице.

 

Таблица 6.4 Экономическая эффективность предложенного мероприятия

Год Кап. затраты грн./год Эксп. затраты грн./год Плата, грн./год Стоимость проекта на конкр. дату грн./год Стоимость проекта в опред. году грн./год Рез-т, грн./год Общий. рез-т на конкр. дату грн./год Р-З, грн./год
    8773,22 1605,88 78379,1 78379,1 27502,76 27502,76 -50876,3
  0,00 10440,13 1910,997 90730,23 12351,13 32728,28 60231,04 -30499,2
  0,00 12423,76 2274,087 105428,1 14697,84 38946,66 99177,7 -6250,37
  0,00 14784,27 2706,163 122918,5 17490,43 46346,52 145524,2 22605,72
  0,00 17593,28 3220,334 143732,1 20813,62 55152,36 200676,6 56944,47
  0,00 20936,01 3832,198 168500,3 24768,2 65631,31 266307,9 97807,58
  0,00 24913,85 4560,315 197974,5 29474,16 78101,26 344409,2 146434,7
  0,00 29647,48 5426,775 233048,7 35074,25 92940,5 437349,7 204300,9
  0,00 35280,5 6457,862 274787,1 41738,36 110599,2 547948,9 273161,8
  0,00 41983,79 7684


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: