ЗАКЛЮЧЕНИЕ. МАГИЯ, РЕЛИГИЯ И НАУКА




Вот мы и подошли к концу нашего исследования. Мы определили цель и вкратце рассмотрели приемы ассирийской магии. Теперь мы можем попытаться обозначить ее место между религией и наукой.
Как мы констатировали, как устные, так и операциональные ритуалы базировались на представлении о том, что подобное порождается подобным. Магия вовсе не обращалась к сверхъестественному, она не стремилась совершать чудеса; она лишь использовала в своих целях силу, симпатию, влияние которой представлялось ей таким же постоянным и естественным, как действие силы тяжести или теплоты. Уничтожение изображения влекло за собой разрушение оригинала, подобно тому, как огонь заставляет кипеть воду. В этом нет мистики, и все превосходство мага состоит во владении рецептами, логически выведенными из принципа симпатии, подобно тому, как преимущество химика или физика заключается в знании свойств веществ. Если же ожидаемый от ритуала эффект почему-либо не достигается, он делает вывод не о том, что он и не мог быть достигнут, но, как и в случае лабораторного эксперимента, что не были обеспечены все необходимые условия. Первые физики рассматривались как маги, и первые элементарные понятия их науки назывались натуральной магией. В действительности в глазах непосвященных, которые наблюдали, как маги и физики без божественного вмешательства получают результаты, одинаково удивительные для их невежества, разницы между научными и магическими практиками не существовало.
Напротив, упор часто делался на различия, отделяющие магию от религии, и официальные религии, римская или христианская, не считали грехом преследовать то, что расценивали как бесчестное соперничество. Одно из наиболее часто называемых отличий состоит в том, что магия пользуется помощью демонов, в то время как религия обращается к богам. Второе отличие, являющееся не чем иным, как следствием первого, заключается в том, что магия — запрещенное искусство, в то время как религия представляет собой упорядоченную и легитимную функцию социального организма. Я не думаю, что эти различия справедливы и, в частности, что они применимы к ассирийской магии. В любой магии, и особенно в той, которую мы только что изучили, имеется огромное количество обрядов, которые действуют сами по себе, без вмешательства какого-либо духа, доброго или злого. Можно даже сказать, что ассирийская магия знала демонов лишь с точки зрения того, как с ними бороться, настолько неприметной была роль добрых демонов. Более того, когда она не действовала напрямую, она обращалась, скорее, к богам, нежели к демонам, и мы видели, что она стремилась использовать могущество самых верховных богов ассирийского пантеона. Она могла делать это без всякого кощунства и при этом отнюдь не считалась осуждаемым и незаконным искусством. Маги фигурировали в официальных церемониях, цари официально нанимали их, и дошедшие до наших дней заклинания хранились именно в царской библиотеке.

---------------
В древней Месопотамии маг выполнял одновременно обязанности современного священника, современного целителя-экстрасенса и современного психотерапевта. Царь не просто нанимал его, а пожизненно брал на государственную службу. Таким образом, в отличие от средневековой церкви, храмовый культ древнего мира не отличал магию и религию, магия не была в это время запретной и официально осуждаемой деятельностью. Безусловно осуждалась только порча, наводимая на человека неведомыми злыми колдунами по частному заказу.

Если верно то, что под наименованием магии часто подвергались преследованиям чуждые и запрещенные религии, и если Плиний мог числить среди предпринимаемых против магии мер декреты Тиберия против друидов1, то именно в этом заключается шовинистическое и клерикальное представление, которое не может претендовать на роль критерия. Следовало бы сделать вывод: то, что является религией по эту сторону границы, оказывается магией по другую. В период правления Домициана христианство было не чем иным, как магией, и в тот день, когда оно восторжествовало, оно не менее официально сохранило многое из собственно магических ритуалов. В странах, где антагонизм между магией и религией получил развитие, чужеземные боги, исключенные официальной религией, естественно пополняли магический пантеон, в то же время как в магический ритуал вливались более или менее деформированные религиозные обряды. Этот феномен наблюдается на протяжении истории, главным образом греко-римской и европейской магии периода средневековья, и очень хорошо проявляется в неполной абсорбции греко-римской религией культов Средиземноморья и сохранении языческих божеств после обращения Европы в католичество. Однако вклад чужеземных религий, настолько значительный, каким он был, является лишь вторичным, по крайней мере хронологически. В Риме, как и в Вавилоне, магия существовала раньше каких бы то ни было иностранных влияний и, по всей очевидности, долгое время существовала без всяких гонений со стороны религии.
Если рассмотреть факты подробнее, то магия и религия представляются, скорее, как две сестры — правда, иногда враждующие,— чем как два существенно различающихся способа изменения естественного хода вещей. Если понаблюдать, каким образом действуют боги, то придется признать, что они напоминают настоящих магов. Подобно колдуну или экзорцисту они считаются обладателями формул, которые повелевают материей и духами. В поэме о сотворении2 мы видим богов, готовящихся передать верховную власть Mapдуку, приглашающих его самому констатировать могущество своего слова: «Тогда они положили посередине между собой одеяние; старшему над собой Мар-дуку так сказали они: „Пусть воля твоя, о господин, будет верховной над всеми богами; уничтожение и сотворение, что ты ни скажешь, и это будет явлено. Открой свой рот, и это одеяние исчезнет. Дай ему противоположный приказ, и одеяние снова появится". Мар-дук открыл рот, и одеяние исчезло; он дал ему противоположный приказ, и одеяние снова появилось». Вновь посвященный маг не стал продолжать пробовать свои силы другими способами. Словом, та магическая власть, которой наделили Мардука боги, — это и есть способность повелевать вещами и изменять миропорядок посредством подходящей формулы. Мардук, мне это известно, является богом-чародеем по преимуществу. Однако другие боги действуют не иначе, чем он. Во всех случаях, когда они не пользуются естественными средствами, они прибегают именно к магии: например, если они не уверены в том, что их оружия достаточно для того, чтобы обеспечить победу, они стремятся упичтожить своего оппонента каким-нибудь проклятием. В тот момент, когда Мардук нападает на Тиамат, она «читает заклинание и произносит свою формулу»3. Слово является основным инструментом богов: по-видимому, оно лучше, чем физическое усилие, соответствует возникшему высокому представлению об их могуществе; гимны восхваляют неодолимую силу их слова; именно посредством его они принуждают одушевленные и неодушевленные существа служить их замыслам; короче говоря, они используют почти исключительно устные ритуалы магии. Тем не менее им случается действовать и посредством своих рук. Богиня Аруру сотворила Энкиду вовсе не посредством простого приказания: предварительно омыв руки, она размяла глину, из которой и вылепила этого героя4. Впрочем, текст не дает нам никаких подробностей по поводу того, каким образом она оживила тело. Боги пользуются даже амулетами и талисманами. О поясе Иштар мы уже говорили. Мардук, отправляясь на сражение с Тиамат, нес в руке магическое растение (шсгммин тами)5.
Итак, власть богов по существу не отличается от власти, приписываемой магам, и, поскольку человек ограничивается тем, чтобы посредством заклинания заполучить и применить ее, религиозный феномен в этом акте, собственно говоря, отсутствует, имеет место лишь косвенная или двухступенчатая магия. «Под религией,— говорит г-н Фрэзер,— я понимаю заступничество и посредничество сил, стоящих над человеком, которые, как считается, направляют и контролируют жизнь природы и человека»6. Для большей точности следовало бы добавить: и понимаются, как способные по своей прихоти содействовать или отказывать в помощи. В этом и кроется единственное, по-настоящему серьезное и объективное, различие между магией и религией: магический обряд принуждает, религиозный — согласовывает. Маг претендует на то, чтобы повелевать богами, как простыми демонами или стихиями, жрец не ожидает от богов ничего, кроме доброй воли, которую и силится склонить. Несомненно, и этого следовало бы ожидать, нет религии, которая бы не восприняла и не хранила более или менее официально значительное число магических практик, в которых находят применение освященная вода, особые одеяния, реликвии и прочие амулеты. Более того, один и тот же обряд может, в зависимости от точки зрения, рассматриваться как магический или религиозный или, скорее, представлять собой неразрывное соединение магического и религиозного. Жертвоприношение Робигалия, при котором убивали рыжих собак с целью получения урожая такой спелости, при которой он приобретет цвет этого символа (rufae canes immolabantur ut fruges flavescentes ad maturitatem perducerentur — рыжих собак убивали, чтобы урожай, приобретая золотистый цвет, доходил до спелости1}, было религиозным, если приношение считалось способом склонить богов, и магическим, если результаты ожидались от симпатической связи между цветом жертвы и урожая. Однако это никак не повышает ценность нашего различения и доказывает лишь глубокое взаимопроникновение магического и религиозного.
Остается сказать пару слов по поводу туманного вопроса о хронологических отношениях магии и религии. Наше различение, если оно допустимо, должно пролить на пего некоторый свет. Его неоднократно пытались решить путем наблюдения за примитивными пародами. Однако прежде чем принимать сведения, доставленные путешественниками и невежественными или предубежденными миссионерами, в качестве основания для теории, касающейся столь сложного предмета, следовало подвергнуть их суровой критике8. Если принять то определение магии, к которому мы подвели исследование ассирийской магии (искусство изменять естественный порядок вещей, основанное на принципе симпатии, понимаемом как необходимый), то кажется, что ее следует считать предшественницей религии, а это очень далеко от того, что она, как это часто пытаются утверждать, представляет собой искажение и извращение религии. Утверждая, что подобное порождается подобным, человек лишь применяет к природным явлениям закон своего разума. На самом деле подобие есть один из принципов, согласно которым в сознании возникают и сменяют друг друга мысли. Однако скептицизм, вопрошающий, присущи ли необходимости нашей мыслительной способности и всем остальным явлениям, не является естественным состоянием человеческого разума, который непринужденно и без колебаний идет к утверждению и допускает сомнение в своих силах только после неоднократного уличения во лжи и многочисленных неудач. Значит, очень похоже на правду, что первобытный человек принимал за природные законы собственного разума, и эта ошибка могла лишь укрепить другое представление, равно примитивное и благоприятное для развития магии, а именно, уверенность в своем всемогуществе. Следующий этап в истории человеческой мысли, я не говорю «отрадного прогресса», должен знаменоваться представлением о силе, превосходящей его собственную, которая больше не мыслилась как слепая, но как обладающая свободной волей.
Пока человек считал, что может изменять ход событий благодаря применению принципа симпатии, он имел по крайней мере туманное представление о том, что феномены упорядочение и механически следуют определенным законам. Следовательно, маг был в некотором смысле предшественником физика, с которым его впоследствии и путали. Как и магия, наука строится на том принципе, что одни и те же причины всегда и с необходимостью порождают одни и те же результаты, однако она замещает химерическую причину, симпатию, необходимым и постоянным антецедентом, истинной причиной. Бечуана, сжигающий вечером говяжий желудок, чтобы вызвать дождь, «потому что, говорит он, черный дым вызовет скопление туч»9, совершает магическое действия. Физик, который посредством взрыва вызывает конденсацию атмосферной влаги, совершает действие научное. Однако и маг и физик, не обладая одинаково ясным мышлением и к тому же апеллируя к весьма отличным ценностям, тем не менее, оба опираются на универсальный детерминизм природы. Химия вышла из алхимии только за счет естественного развития. Значит, можно полагать, что религиозное представление о свободной силе, стоящей выше всякого принуждения и всякого закона, антинаучная идея о произвольности и о своенравном божестве, очень долго отвлекало человека от изучения истинных причин неудачности его действий, приписывая их злой воле какого-либо божества и, в качестве основного результата, тормозя естественную эволюцию, в результате которой должна была появиться современная наука.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1. Ветхий Завет также достаточно беден информацией о потустороннем мире, чтобы г-н. Ж. Деренбург смог утверждать, что «идея бессмертия души в иудаизме есть не более чем след, оставленный философией Платона» (Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, 15 сентября 1882).. Г-н И. Галеви энергично возразил ему (Melanges de critique et d'histoire, стр. 365-380). Однако сам факт возникновения подобной дискуссии прекрасно показывает недостаточность нашей осведомленности.
2.Assyrian and Babylonian Letters, 5 т. Londres, 1892-1900.
3. Харпер, № 275, 394, 2, 389.
4. Там же, № 31.
5. Сепнахериб, надпись Бавиана, ст. 27-30.
6. По поводу порчи и ритуалов разрушения (гл. IV и VII) я даю все интересные отрывки из серии Шурпу;
все то, что я говорю о колдунах и роке (гл. III и VII), заимствовано из серии Маклу. Что касается текстов ниш кати, то они являются, скорее, гимнами, чем заклинаниями (ср. гл. XII).
7. Assyrisches Handworterbuch, Lei pzig, 1896.
8. В ценной работе Бецольда Catalogue of the cuneiform tables in the Kouyunik collection of the British Museum, т. 5, Лондон, 1889-1899, можно найти библиографию, относящуюся к каждому из моих текстов. Заметим, что большинство из них никогда не переводилось, даже частично, хотя они и были опубликованы более двадцати пяти лет назад.
9. Ср. Comptes-rendus Академии Надписей, заседание 30 октября 1901 г.
10. Тем не менее я должен указать на любопытную аналогию структуры ассирийских заклинаний серии Маклу и Les inscriptions mendantes des coups de Khouabir, научным изданием которых мы обязаны г-ну Поньону. Однако демонология полностью отлична.
11. L 'Astrologie grecque, 1899.
12. Transactions du second Congres international des orien-talistes, Londres, 1874. Semitic section, стр. 21.
Источники

1.82-5-22,508.
2. Наряду с данными сборниками, абсолютно едиными и не допускающими никакого чуждого элемента, мы также располагаем компиляциями, в которых, как кажется, были объединены с особой целью отрывки из
очень разных произведений. Текст II R 17-18 (наш № 1), похоже, является одним из таких искусственных сборников.
3. Первая до сих пор не обнаружена.
4.Maqlu,Vll,72-77.
5. IV R 4 а 35-46; 6 а 38, 55, и др.
6.82-5-22,508.
7. По поводу таблички, датированной двадцать девятым днем месяца Абу года Белдан, ср. ZDMG, 1899, стр. 117,прим.2.
8. Messerschmidt, Tabula babylonica, V A, Th. 246, Musei berolinensis, Kirchhain, 1896.
9. IV R CAPut!’ a, 38, 40, 42; 25 b, 15, 16, 17, 22, 23, 29.
10. V R3i f 22-23.
11.BKBR.cтp. 38.
12. Magic, стр. XX.
13. Не следует считать, что выражения «ассирийская магия», «ассирийское заклинание», которые мы употребляем для краткости, являются отражением нашего мнения об ассирийском происхождении верований и ритуалов, которые нам предстоит изучить.
Глава I

1.Surpu,V, 12-14.
2. Surpu, VII, 20-26.
3. IV R 4 я, 32-34; ср. ASKT, №11, кол. IV, 44-45; ASKT, № 12, 27-28.
4. IV R 6 b Sr. Ср. IV R 18 а 26-27. Одно заклинание призывает пребывать в голове у больного Мардука и Гишбара (ASKT, № 11, кол. IV, 5-7-11-17); а другое -Ишума (ASKT, кол. IV, 47-51. Ср. IV R 15- b 48-49).
5.LaMagie, стр. 181-2.
6. Например, King, Magic, I, 38.
7.King,Magic,50, 12-13.
8. Ср. «бог, который меня породил», IV R 17 Ь 24.
9. King, Маgiс, 9, 16-17; IV R 212 a 12-13.
10. «Да вернется мой рассерженный бог». King, Magic, 4, 45.
11. IV R 17 я 39.
12. Histoire de I'art, т. II, стр. 497-8.
13. IV R 16 а 16-22. Ср. неполные перечисления, IV R 1a а 27, 45; 5 с 69-70; 6 Ь\ 2; 16 b 65; 27 b 60; ASKT № 11, кол. II, 60. Несколько иной порядок в IV R 29, № 2 и V R 50 а 38-62, которые, впрочем, не являются простым перечислением.
14. VI R 1a а 14-26; Ia Ь 18; 2 а 59; 5 а 13; b 65, 68; 15616, 22, 24, 36, 38, 48, 66, 68 и везде.
15. Название утукку происходит от шумерского udug, этимология которого неизвестна.
16. ASKT, №11, кол. I, 2-3. Утукку гробницы может быть только этемму; ср. ниже.
17. IV R I a 3-8, 13, 23; 2 и 2; 6 с 16.
18. IV R 1 a 19; 1a а 12; 2 а 5, 42; 5 а 2, 13-26, 32-33; b 31, 68-71;6с37, 47.
19. \V R 5 а 28, b25.
20. IV R 2 а 13,52.
21. IV R Ia a 6-8; 2 а 19; 21 a 45 и примечание. 22.IV R 1 в 17. 23. IV R 2 а 15. 54. 24.1V R 16 а 36.
25. IV R 5 а 76, b 33-43; 15 b 58.
26. IV R 5 а, 51. Ср. ASKT № 11, кол. Ill, 46-58; IV R 68, 16-18,
27. IV R I a 25-35. Cp. I- a 58; 16 а 57-64; 6 b, 16-18.
28. IV R 16 а 66.
29. IV R 2а 57; 5 а 27-29.
30. IV R la Ь 20, 24; 2 а 9, 46-48.
31. IV R 1 в 37-39; 27 а № 5, 9-13.
32.IV R 1a28,36; 16 b 9-28. 33IV R1 a 22.
34. IV R 27, № 5, 15-21; 18a № 6, 9-14; V R50b 45-53.
35. IV R 2 а 7, 40, 44; ЕА, II, стр. 240, 12.
36. IV R2 а 11,50.
37. IV R 5 а 15-22. 38.IV R 5 a4-5. 39. IV R 2 а 37-38. 40.IV R 15 b 22. 41.IV R 15 b 24.
42. IV R 15 b 26-28, 40-42; 16b2.
43. IV R 15 b 44. 44.IV R 15 b 5.
45. IV R 15 b 32-34.
46. IV R 15 b 60 и далее.
47.Perrot, Histoire de I'art, II, стр. 495-496. По поводу других примеров того же демона, ср. Scheil R Т. XVI, 33-36.
48. Впервые опубликовано Клермон-Ганно, Rev. arch., т. XXXVIII'
49. Относительно первого регистра, ср. гл. XI, Амулеты.
50. Я должен добавить, что, возможно, это те семеро, о которых говорят заклинания (V, выше, стр.).
51. Perrot, Histoire de I'art, II, стр. 362-7. Ср. рис. 6, стр. 62. 52.IV.R 1a 48. Ср. IV R 28- № 3, 11; 16^49. 53. IV R2b 2-12. Ср.А5КТ№. 11, кол. 66-70. 54.IV/? 18 №4, 3-7.
55. IV R 29 № 2.
56. IV R 16 a 45-53; ASKT №11, кол. Ill, 46-57.
57. IV R 30-а 28, b 28-32.
58.Sa etemmasu pdqida la isu. NE, XII, кол. VI, 9.
59. VR 6, 75.
60. NE, XII, кол. VI, 8: etemmasu inа ersetim ul salil. 61.V R 47 a 46: sulum lemnu ittasa aptussu, злой шулу
вышел из своего дома; и комментарий: sulum etemmu.
Cp.I Sam.,XXVIII, 11-15.
62. ASKT № 11 кол. II, 6-15.
63. ASKT № 11 кол. 1,8; IV R 18 №4,3; 16 b 6;V R50 a
46. 64.IV R 16 b 6; VR50 a 46.
65.ASKT № 11 кол. II, 22-29.
66. IV R 16 b; другой текст предписывает этемму и галлу покинуть город: etemmu и alu istu all lisu, К 2968,
т. 14. 67.1V R30a a 16.
68. IV R Ia b 15.
69. Winckler: Die Thontafeln von Tell-el-Amama, алфавитный указатель.
70.V R 52a 19-20.
71.VR l5a b48.
72. V R 50 a 52. Ср. ASKT № 11 кол. I, 6; где речь идет об утукку.
73.Maqlu,III, 146.
7A.Maqlu, IV, 45; IVR55 № 1 a 33. 38, 39; b3,4, 8, 9, 10, 11, 26, 56 а \\\Ь 28; 58 а 34, и т.д.
75. IV R 22 а 5.
76. IV R 56 b 39-40. Ср. IV R 58 Ь 35-36.
77. IV R58 d 38.
78.ASKT № 11 кол. 11,30.
79.Delitzch A W, стр. 151.
80. V R 50 а 60: sa ardat lili ihirusu.
81.11 R 62 № 1 кол. Ill, 9: haru sa lili.
80. Исаия, 34, 14 (пер. с фр.). Ca'up, козел, демон в облике козла. Ср. синодальный перевод: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой».
82.Buxtorf-Fischer, Lexicon chaldai'cum, 579 а.
83. Congres des Orientalistes, Paris, 1897. PSBA XII, стр. 300; XIII, стр. 587.
84. IV R 16 a 22; 29 № 1 Ь 22.
85.ASKT № 11, кол. I, 45-48.
86. Descente d'Istar, 68-74.
87. V R 21 c-d28. 88.IV R 28a №;3, 11. 89.IVК lа b 9-11.
90. Ill R69 №5, 73.
91.ASKT № 11, кол. II, 62; IV R 27 b6\, и т.д.
92.ASKT № 11, кол. II 62; IV R 16 а 18.
93. Descente d'Istar aux enfers, 67.
94. Это определение кажется мне более точным, чем предложенное Робертсоном Смитом, который называет демонов «сверхприродными силами, которые не имеют регулярных сношений со своими соседями-людьми» (The religion of the Semites, стр. 122, внизу). Во всяком случае, мне представляется невозможным допустить вместе с этим автором (там же, стр. 121), что джинны — это в основном чужаки и враги. У всех пародов есть добрые духи, которые не являются богами.
95. Согласно весьма правдоподобной этимологии, Энлиль, с которым семиты отождествляют своего Ваала, в при-
митивной религии шумеров был всего лишь главным из демонов. Демоны называются богами: IV R.
Глава II

1a а 14-20.
1.V R23h5.
2. Смысл «знать» в зу отсутствует, так как ушзу эквивалентно кишпу и руху, которые означают просто колдовство. Против — Delitzsch, HW, s. v. kassapu, и Tallquist, Maqlu, стр. 115, прим. 4.
3.Ст. 15.
4. Trois livres de charrnes, стр. 126. Цитируется Tuchmann:
Fascination, в Мё1usinе, II, стр. 410.
5. Цит. по: Tuchmann, Mel., II, стр. 412.
6. Maqlu 1,18.
7. Maqlu m, U, 54.
8. Тим же, III, 113: tula 'inni. Талькист переводит неверно, «утомленный». Ср. Delitzsch HW s. v.
9. Maqlu IV, 99-103. Ср. Ill, 78 и IV R 58 d 14.
\0. Maqlu \,50-5\.
\\.Maqlu\\, 188.
\2.Тамже, IV, 3, ср. IV,62; V, 51; V,82; II 191.
}З.Тамже, VI, 105. Аналогичный предрассудок можно встретить в Бретани. «Завихрения ветра, которые разрушают мерлоны (маленькие стога), — это не что иное, как невидимые колдуны, но когда их узнают, они теряют силу. Некто Мишель из Гигона приобрел репутацию человека, способного их остановить и помешать им совершить что-либо злое с урожаем. Он ограничивался тем, что произносил следующую формулу:
«Остановись там, колдун, я знаю твоего отца и твою
мать; иди своей дорогой и ничего не говори»; и ветер немедленно прекращался». Decombre, Le diable at la sorcellerie en Haute-Bretagne. В Melusine III, 62.
14.MaqluV,2; VI, 56.
\5.Тамже, V, 133.
\6.Тамже, VI, 119.
\7.Тамже, III, 1-4.
18.Тамже, III, 95-98.
\9.Тамже, V, 170-175, ср. II, 64.
20.Тамже, III, 48.
2\.Тамже, V, 82.
22.Там же, V, 12.
23.Тамже, VII,119.
24.Тамже, V,64; IV,CAPut!’-22; VII,124. Ср. BKBR, No 52.
25. Maqlu IV, 45.
26. Там же, I, 4-6; III, 114.
27.Там же, III, 50.
28.Там же, III, 46.
29.Там же, 59-61. Тамже, VII, 6; IV, 90; I, 92, а также по поводу приготовления чар днем.
30.Там же, I, 1, 30.
31. Maqlu, III, 6; I, 133; VI, 55.
32.Там же, III, 13.
33.Там же, I, 132-3.
З4.Тамже, I. 91; V, 75.
35. Там'же, III, 8-12. Слова dutu и kuzbu были неверно переведены Тальквистом
(любовь, очарование); в этом и в других текстах, собранных Деличем (HW s. v.), они могут означать лишь мужественность и плодовитость. Возможно,
именно на эту власть ведьмы намекает частый эпитет zermasitu, «та, которая
уничтожает семя» [Чтение аккадского слова неверно. «Kulmasitu —
женщина, посвятившая себя (или посвященная) божеству, одержимая им. — Прим. ред.}.
36. Там же, III, 52; ср. 1,107.
37. Там же, III, 109, 115; V, 73.
38.0. Jahn, Uber den Aberglauben des bosen Blicks bei den Alien, в кн.: Berichte der Gesellschaft der Wissens-chaften zu Leipzig, 1855, и Elworthy, The evil eye, London,1895; Tuchmann, La fascination в кн.: Melusine, II.
39.ASKT №11, кол. I, 31; IV R Ia a 46; 6 a 10-24, 26.
40.IV R 6 а 26.
41.ASKT № 11, 32-33; IV R 1 a 52; Ia a 46; № 11, 14;
№2,20; 16 b 61.
42.Мaqlu VII,75;1,89.
43.ASKT № 11, кол. I, 35-43; несомненно, по тем же причинам, что и женщина в период менструаций и родов.
Ср. Frazer. Golden Bough, I, 325, слл. 44.ASKTM" 11, кол. I, 11-12; IV R 1 я 51.
Глава III

1.0т таких случайностей не застрахованы даже боги. Ср. IV R 16 я 2-14.
2. Циммерн перевел sabti и kasi как заключенный и связанный, такой смысл эти слова действительно имеют выше, в строке 29. Известно, что в ассирийском причастие имеет то страдательное, то действительное значение. Здесь следует искать действительное значение, дабы не прийти к бессмыслице. Ср. аналогичный оборот в серии Маклу, III, 121-122: ana episti episima iqbu, ana sahirti sahrima iqbu, — [тот, кто] сказал колдунье, околдуй, тот, кто сказал ведьме, очаруй.
3.\V R 17 a58,b3.
4.Исх.21, 2. Ср. Втор. 15, 12; Лев. 25, 40. 5.Surpu, 111,54.
6. Лев. 6, 30.
7. Ст. 97.
8. Ст. 99-104.
9.Surpu, III 117-125. 10.Тамже.УШ 51. 11. IV R 26 №5, 7-17. 12.Surpu,44. 13.Surpu, III 25-26. Ср. VIII 33-34.
14. Frazer. The golden bough II, 211, слл.
15. Ср. Thompson. The reports of the magicians and astrologers of Nineveh and Babylon. (Londres, 1900), № 60.
16. Если следовать Исаие (58, 9), то, по-видимому, у евреев поднятие большого пальца расценивалось как тяжкое оскорбление. Этот жест считается невежливым еще и в наши дни. В таком случае эта мамит проистекала из оскорбления, нанесенного богу света.
17. Возможно, в этом можно увидеть недостаток уважения.
18.Surpu, III 16, 18,23,43. 19.Тамже,III 15,27-29, 46-49; VIII 31,34.
20. Там же, III 19-20, 44.
21. Относительно могилы можно предположить, что речь идет о нарушении границ захоронения или просто о прикосновении к могиле; тогда неосторожный был бы поражен духами мертвых, которых он потревожил, или осквернен посредством приближения к трупу.
22. King, Magic, везде.
23.Там же, 12, 63.
24. Ср. Томсоп, цит. соч. и Boissier, Documents assyriens relatifs aux presages. Paris, 1894.
25. IV R 3 а 2-30; b 28-40, 43.
26. IV R 22 а 2-13.
27.\V R3a 6, 18, 22;22 и 17, 18,31,33. 28.IVR 22 a 20.
29. IV R 22 a 38-45.
30.ASKT № 11 кол. I 18-22.
31. IV R 29 a 16 и везде.
32.ASKT № 11 кол. I 25-26; кол. II 47, 51.
Глава IV

1-Меры емкости.
2. Части лодки.
3.V, например, Сенпахериб, Цилиндр Тэйлора VI, 40-1,
та arhi seme, йти mitgari. 4. В К В R № 56, 3 и passim.
5. Harper № 23, 21-23; amelu masmassu йти limne Id tabu nis qati Id inassi.
6.V. Гемерологии для прибавляемого месяца Элуль и месяца Таммуз, IV R 32-33.
7. Maqlu VII, 152, 69; VIII, 76. Cp. BKBR 130, 34-35; 170, ниже 4.
8. IV R 21 b реверс 2.
9.Де Марикурт, в Bull. Soc. Anthrop., 3 серия VI, 34 (1883); цит. по Тушмапп, в кн. Melusine, IV 289.
Глава V
1. Maqlu I, 102. Ср. III, 113: ты, который меня осквернил.
2. II R 51 b 5-7. Ср. IV R 16 b 56.
3. Maqlu VII 72-77; ср. 148-9; IV R 3 Ь 20.
4. IV R 5 с 67; 13 а 52-54; 16 Ь 37, 40; 22 b 15; 3 b 16.
5.BKBR 138, 20; ср. № 59, 2.
6 IV R 14 № 2,2-13.
7. Sarzec-Heuzey, Decouverts en Chaldee, pi. 2, № 2, кол.
Ill, ст. 5; I R 3 № XII, 1 и 2; V R 33 кол. III, ст. 33. 8.IVR22b 11-15.
9. IV R 26 №7, 34.Cp.25b 9.
10.MaqluW, 116. 11.IV R 1 b 59.
12. IV R 16 b, 30-32. Cp. 26 № 7, 35-39.
13. Maqlu VIII, 73-75.
14.IV R 3 b 16; 13 b 54; 16 b 37; 59 b 9;ASKT № 11 кол. III, 3-8.
15.ASKT № 11 кол. III, 1-8.
16. IV R 13a 52; 16 b 45; 25 а 53. Maqlu VII, 115, 143;
IV R 16 b 45. 17.IV.R 13 а 53.
18. Ср. другое часто выражение: те si pti, воды закли-нания.
19. IV R5 c 67; 25 b 9; 26.No 7, и т. д.
20.Surpu,V,37.
2\. BKBRi32,53.
22.Там же, 126, 22.
23.Тамже, 130, 35-36.
24. IV R 21 b 2; 30- b 2-4. Ср. Харпер, № 20, 14: amelu masmassu subdtu sdrnu illabbiis, маг облачится в черное одеяние.
25. IV R 4 b 24-43; 20 b 2-5; 28 № 1, 14-17. 26 IV R 13 а 56.
27. IV R28a, реверс 7-13.
28. IV R 5 с 65; 16 b 47; ASKT № 12, 14, и Кинг, Magic, 33, 39.
29.Бурашу, Aristololochia antiquitatis (?), согласно Офелю (ZA. XV, 110), который утверждает, что, сгорая, кипарис не издает благовонного запаха; однако burasu определенно представляет собой строительную древесину. Ср. Саргон, Annales, ст. 419.
30. King, Magic 33, 39.
31. King, Magic 12, 74: niknakku burdsi та isdti isn asagi tasarraq; cp. BKBR 130, 38.
Глава VI

1. Посредством воды, употреблявшейся при омовении,
можно навлечь чары на себя. V, стр. 58. 2.Surpu V/Vl,40-57.
3. Закона, божественного или человеческого, религиозных предписаний и пр.
4. То есть порча семян, символизируемая этими семенами.
S.SurpuV/Vl, 123-143.
6.SurpuV/Vl,60-i22.
7.Тамже, 172-186. Ср. II R 51 Ь 14-26.
8.ASKT №» 12, реверс 12-23.
9. Maqlu, I 96, ср. I, 131 и везде.
10. Maqlu, 1,135-138. \\.BKBR 172, выше 2-12. 12.Maqlu,IV,A3. 13. Maqlu, IV, 37-38.
14.Maqlu, IV,27-36.
15. Maqlu, VII, 97-99.
16. Maqlu, III, 94.
17. Maqlu, VII, 66.
18. Maqlu, IV, 112-113. Ср. I, 135. \9.Maqlu,IV,9,55.
20. Maqlu, II, 63.
21. Концов, оформленных в виде рогов, таких, какие, как мы видели, изображаются на памятниках и особенно на цилиндрах. См. Menant, Recherches sur la glyptique orientate, t. I, рис. II, № 4.
22.Maqlu, III, 128-132; ср. 123-126.
23. Maqlu, III, 119-120.
24. IV R 55, № 1 Ь 37-38; 56 Ь 26.
25. Maqlu, 11, 36.
26.Maqlu,II, 187; VIII, 10.
27. Maqlu, II, 169; VIII, 8.
28.Maqlu.Vm, 13-14.
29.Maqlu,VIII,82.
30.Maqlui,VIII, 19.
31. Maqlu, 11, 68.
32.
Глава VII

1. Maqlu, VIII, 57, 83. Cp. 67, которое следует читать: iria eli dunane qdtdsu limsi, над изображениями он омывает руки.
2. Maqlu, VIII, 59-60: salam kasgdpi и kassapti sa kimu ina libbi en nasme tessir, что следует переводить как:
изображение колдуна и колдуньи, которых мукой ты нарисуешь в сосуде для омовения.
3.IV R 16 b 49-56.
4. Ср. стр. 58-59. 5.Surpu,V/Vl, 180-6.
6. Maqlu, I, 34; VI, 40-41; IV, 58-59.
7.ASKT, № 11, кол. II 45-53. Cp. 55-72.
8. IV R 3 а 43-46; 3 Ь 3-14; 5 с 31-36.
9. IV R 5 с 31-36; Surpu, V/VI, 152.
10. IV R №7, 38. \\.ASKT № 11 кол. II.
12. IV-R 22^13-22.
13. Экзорцист.
14. То есть, в которую вошло заклятие.
15. Посредством антифразы. \6.Surpu,V/Vl, 144-171. 17. IV R 55 № 1 b36; 56Ь25. 18.IV R 50 b 43.
19. V R 50 b 58-60.
20.Лев. 16,21.
21./. A. 0. S. 1900, t. XXI, стр. 1722.
22. V, примечания в конце книги.
23. Les premieres civilizations, II, стр. 196-7. 24.IV R 27 b №6,43.
25. Assyrian and Babylonian religious texts, London, 1897, т. II, стр. 5, № 2.
26.Textes religieux assyriens e.t babyloniens, Paris, 1900, стр. XI, 28-30. В конце этой книги под № 46 можно найти новый перевод этого куска.
27. Мк 5, 12-13.
Глава VIII
1.H W, 670 b. Ср. Legend e d'Etana,гл. I.
2.Gilgames XI,298.
3. Мне представляется, что я нашел правдоподобную идентификацию для питру (pitru==KAN.KAL). Арабское батрату (batratu) означает разновидность солодки дикой (Astragalus glycyphyllos - астрагал слад-колистный), которую должны были знать ассирийцы. Эти два названия соответствуют буква в букву.
4. IV R 26, № 7, 45; 28- № 3, реверс 3; 29a а З.
5.Maqlu, I, 13: sa ersetim malata.
6.Там же,1,24: sa seam maldta.
7. И мат мути, плевок смерти; ср. ASKT № 11, кол. I, 60 69, имат балати, плевок жизни, ср. IV R 29 № 1 а 38 в гимне Мардуку: «У тебя плевок жизни».
8. Maqlu, 1,103-104.
9.Мaqlu,1,106.
9. IV R 26 № 7, 43-49; 28 a, № 3 b 3-5; King, Magic, XI, 45:
XII, 102; LI, 13; LVIII, 8; XII, 76. 8, 15, 116.
Глава IX
1.Maqlu, III, 104-116.
2.Maglu,VII,80-86.
3. См. особенно IV R 15 b. Гирра, доведенный демонами до изнеможения, отправляется искать Ану, который частично открывает ему природу и происхождение демонов и советует ему обратиться к Мардуку. Он же обращается с вопросом к своему отцу Эа, который соглашается рассказать ему о нравах этой семерки и средстве успешной борьбы с ними. Сайс (Hibbert Lectures, стр. 469-70) понимает смысл этого отрывка в корне неверно.
4.BKBR, 152, 1-14. Ср. IV/?1 а 48-52.
5.Maqlu,I, 135.
6. Там же, IV, 9-10.
7.Melusine, VII, стр. 241.
8. На ассирийском hablu, habiitu значат разрушитель,
разрушительница. Ср. Surpu, III, 136; IV R 1 a 66-b 2;
ASKT No 11, кол. II, 16-19.
9. IV R 5-6.
10. Присутствие в заклинании повествования о сотворении, от которого, впрочем, мы располагаем только па-чалом (опубликовано: Pinches, JRAS, 1891, стр. 400), пока остается необъяснимым.
11. ASKT №11, кол. III. 9-12. Ср. IV R 6 b 16-18; 5 с 69-80;
I* а 50-60; 6 а 5-6; 30- а 12-32; 16 а 16-68.
12. Maqlu, 111,145.
13. IV R 14, № 2, реверс 2.
14. IV R 14, № 2, реверс 2, 25-28.
15. IV R 14, №2, 20.
16. Maqlu, V, 132-136. \7. Maqlu, V, 166-179. 18.Там же, III.151-153.
19.Там же, 111,174.
20. Там же, V, 9. 2\.Surpu,\V,4-6.
22. Maqlu, V, 154-165.
23. Maqlu, V, 39-43.
24. ASKT No 11, кол. IV, 32-38.
25. Maqlu, 1,34-35.
26. Maqlu, \, 41.
27.Тамже,V,125-\30. 28.IVR 55 b 1-\2.
29. IV R 55 a 33-35; 14 № 2, 21. Ср. стр. 72.
30.Maqlu, 1,27. 31. Там же, V, 9.
32.Там же, V, 5. Ср. 1,28-32.
33.Там же, VII, 105. Ср. V,138; VII,13,132,148. 34.IV.R 1 a 43.
35. См. гл. XII.
36. А именно, см. IV R 55.
37. Заклинания чаш из Кхуабира, происходящие из средневекового Ирака, также содержат множество таких лишенных смысла мест. Г-н Поньон (цит. соч., стр. 15 и прим.) видит в них ошибки невежественных или небрежных переписчиков. Возможно, это до некоторой степени верно, особенно, если мы желаем говорить о первоначальном источнике галиматьи. Однако представляется, что повторение в разных местах одних и тех же невразумительных слов прекрасно показывает, что в конце концов им приписали магическое значение и стали сознательно вводить в текст.
38. Maqlu, I, 1-31. Ср. WR 3 b 18.
Глава Х

1.L. 10-11.
2. ZA, XI, 50-62.
3. Кинг отказался от перевода текста этого прямоугольника, который действительно достаточно неясен. Мой перевод тем менее надежен, что сам текст установлен плохо. Кинг прочитал один и тот же знак, как LU на стр. 51 и как KU па стр. 58. Я предпочитаю именно это второе прочтение, которое транскрибирую как subtu, что дает удовлетворительный смысл, не противоречащий тексту на обороте.
4. Или Ашшур?
5. Или Бел? Ср. Brunnow, № 10, 417.
6. То есть: я дарую им мудрость.
7. Гл. I. стр. 78-82.
8.Recherches sur le culte de Venus, pi. XVII, № 1.
9. BOR, III, стр. 17.
10. Orientalise he Letteratur Zeitung^wA 1901, стр. IPS-I80. Четвертый экземпляр был опубликован Шейлем, RT. XX, стр. 59, пятый, до сих пор неизданный, был упомянут Кингом: Baby Ionian Religion and Mythology, 1899,стр.43.
11. IV R 35 № 2.
12. Коллекция Клерка № 86.
13. Например, для цилиндра, представленного в кн. Perrot II, рис. 225. Ср. Menant, Glyptique orientale, I, 66, слл.
14. Там же, рис. 33 h. Ср. рис. 337.
15. Таб. 1.кол. II 36-41.
16. Коллекция Клерка I, pi. V, № 47, 48; VI 49-52; XXXI
335-40; XXXIII 360-1. Т. II, рис. III, № 50, 51,52, 55,58. \7. Histoire de I'art, т. II, стр. 674. 18. Choix de texts cuneiformes, № 26. \9. sibbu aban aladi. IV R 31 и 54.
20. II R 40 № 2, 10-15.
21. Perrot, Histoire de I'art, t. II, рис. 443, 444, 446, 448, 449.
22.Maqlu,VI,123.
23.Там же,VI, 15.
24. BKBR, 150, 1-12. Дневной путь делился на двенадцать БЕРУ: «Шестой день месяца Нисан, день и ночь равны; шесть БЕРУ днем и шесть БЕРУ ночью» (III R № 1). Следовательно, при расчете расстояния БЕРУ равняется пути, который можно пройти за два часа.
25. IV R 12 b 27-38.
26. BKBR, 166 ниже 12, 16. Perrot, цит. соч., рис. 6, 123,124. 27.Sarg. Khors. 189. Senn. Kouj. 4. 43; Const, 94, 80. Asarb.
V 41, VI 53. Nab. Grot. II, 55; Grot. cyl. I 44-46,
V R34. 1, 19-23. 28. Выше, ср. стр. 25. 29.1R 67 а 26-32.
30. V R 64 Ъ\ 6-17. Ср. Агумкакриме V R 33 d 50-54.
31. Botta, Monument de Ninive V, 168-9.
32. Layard, Niniveh and its remains, 6-е изд. II стр. 37.
33. Smith, Assyrian discoveries, стр. 78.
34:.Тамже,стр. 429. Ср. стр. 75.
35. См. факты, собранные Elworthy в кн. The evil eye, 1895,
стр. 234-241, и Trumbull, The Threshold Covenant, 1896,
стр. 75.
36.IVR 21 b 21-31. 37.IV R 30 a a 6-8.
38. Названном именем путешественника, который привез его во Францию в 1800 году, опубликован в I R 70. Количество известных кудурру достигало десяти, раскопки г-на де Моргана в Сузе почти удвоили это число.
39. Zl.GA=nasahu.
40. То есть, размер, границы его владения.
41. Pinches, Guide to the Nimroud Central Saloon, стр. 40-60. A2.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 89,
ст. 16-22. A3.Memoires de la Delegation en Perse, t. I, стр. 167-170.
44. V R 55-59.
45. Layard. Discoveries among the ruins of Nineveh and Babylon, 1853, стр. 179: рисунок воспроизведен в кн.: Mittheilungen aus den Orientalischen Sammulun-gen, Heft XI. Ausgrabungen in Sendschirii I, стр. 21. Г-н В. Лушап собрал все изображения одного и того же рода и снабдил их астролого-мифологическим комментарием, украсил цитатами, выводы из которых, однако, совершенно чужды математической точности. — Необходимо добавить бронзовую пластинку, которую мы уже описали, стр. 30-33.
46. Здесь пропуск после определителя, который предшествует имени каждого бога.
47. Стела Бел-Харран-бел-уцура, R Т. XVI, стр. 76.
48.111R41.
49.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 91.
50.Scheil, RT. XXII. Thureau-Dangin, OLZ, IV, 5.
51. CIS, II, 1 стр. 225 и след.
52. Vidal-Lablache, Commentatio de titulis funebribus grsecis in Asia Minore (1872), стр. 7.
53. IV R 4 a 35-46.
55. Восьмиугольная призма, происходящая из Кал'ат Шер-гат(Ашур), 1^9-16.
Глава XI

1. Бел нимеки, господин мудрости, машмашшу, маг, — таковы эпитеты, которые чаще всего к нему применяются; экзорцист является посланником Эа, IV R 30" а 30-32.
2. То есть, в тех же самых выражениях, что и выше, как показывает начало его речи: «Ламашту вышла из глубины моря».
3. Лакуна в несколько строк.
4. Surpu VII, 1-95. Ср. IV R 22 a A8-b 8.
5. IV R 3 а 31; b 2, 41-56; 26 № 7, 30; 27 № 6, 41;
V R50 b 5.
6. Maqlu,1,55: idi sipatsu sa apkal ill Marduk: читай заклинание мудрейшего из богов, Мардука.
7. Там же, 1,62: bel asiputi', IV, 8: masmass ildni.
8. IV R 21 b 41.
9. Maqlu, V, 5-10. Ср. 138 и везде. Ср. IV R I b 11-54;
1a a 62-b 6; b 20-28.
10. Surpu, IV, 67-87. 11. Surpu, 11,130-191. \2. Maqlu, II, 97-\03.
13. King, Magic, 2,11-25.
14. IV R 14 № 2 реверс 7-23; 21 b реверс 13-22.
15. IV R 17 и 2-37; 17 b 8-22; а 38-66; 20 а 2-18;
28 № 1, 2-22; 59 а 1-23; 60 а 30-38; IV ^ 50 а 1-30;
ASKT №7,8-11.
16. IV R 29 № 1, 10-b14; King, Magic, № 11-18.
17. IV R 21 a 31-46, 21aa 1-7. 18.Legende de Gilgames, XI, 162.
19. Я не знаю в ассирийской литературе неоспоримого примера собственно магического жертвоприношения, то есть жертвоприношения, призванного просто покормить бога, чтобы у него стало больше силы и способности успешно действовать на пользу человека.
20. Maqlu, I, 46-40. Ср. IV R 17 а 56.
2\.BKBR, 122-124. Ср. IV R 25 b 13-24; 25 а 58-70.
22.BKBR, 154, 1-CAPut!’. Ср. 156, 1-25.
23.BKBR, 172 выше, 3-10.
24. К которым было обращено предыдущее заклинание.
25.BKBR, 160,1-8.
26.BKBR, 164, №52.
Глава XII
1. Histoire naturelle, XXX, 1, 4.
2. Табличка IV, CAPut!’-26.
3. Табличка IV, 91.
4. Legende de Gilgames, I, кол. 2, 34-35.
5. Creation, IV, 62.
6. Golden Bough, I, стр. 63.
7. Festus, стр. 285. Ср. Frazer, Golden Bough, I, стр. 15-67.
8. Lang, Magic and Religion, 1901, категорически возражает Фрэзеру по поводу того, что некоторые народы, подобно арунта в Австралии, обладают магией, но не имеют религии.
8. Цит. по Frazer, Golden Bough, I, стр. 102.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: