Лекция: Начало Христианской Церкви. Апостольский век.




 

Апостол Павел пишет: «Когда исполнилась полнота времен, Бог послал Сына Своего единородного» (Гал. 4:4). Полнота времен – очень важный термин. Господь воплотился, когда человечество «созрело» для того, чтобы принять благую весть, когда для этого сложились все необходимые условия.

Начало Церкви совпало по времени с завершением в Римской империи создания универсального по духу и замыслу римского мира – pax romana. Благодаря этому миру процветала торговля, прекрасные дороги и безопасные моря весьма облегчали путешествия, а единый международный язык – греческий, способствовал интеллектуальному обмену.

Христианство не явилось в пустой мир: здесь уже были сложившиеся понятия вселенной, религии, греха, наказания, искупления и вознаграждения. Подавляющее большинство религиозно ищущих людей Римской империи чаще всего пытались найти ответы на свои вопросы в восточных религиях. Одной из таких восточных религий, имевших весьма широкую привлекательность, был иудаизм. Простота коммуникаций в римском мире, рассеяние (диаспора), торговля, рабы, воины облегчили процесс распространения восточных религий. И хотя эти религии были независимы от христианства и даже по многим параметрам соперничали с ним в первые три века нашей эры, они весьма углубили религиозные чувства по всей Империи и в этом смысле облегчили конечное торжество христианства.

Конечно, римский мир встретил христианство враждой и гонениями, но эту вражду Церковь смогла преодолеть, и мир услышал христианскую проповедь. Не случайно Евангелие написано на греческом языке, а богословие Церкви воплощено в греческих категориях мысли и в терминах, разработанных греческими философами.

Но у христианства было две родины: иудейские корни и греко-римский мир, то есть римская государственность, соединенная с эллинистической культурой.

Первые христиане были евреями. Они отличались от большинства своих соплеменников верой в то, что Иисус Назарянин был именно тем Мессией, Которого ожидал весь народ.

Евреи социально отличались от других народов: их отличали обрезание и абсолютный отказ от вкушения свинины и другой нечистой пищи. Евреи не могли садиться за стол с язычниками и не могли принимать участия ни в каких официальных церемониях, ибо это означало хоть и косвенное, но признание языческих божеств.

В 63 году до РХ Иудея была оккупирована римлянами и вошла в состав Римской империи как провинция. Всего в рассеянии проживали до 4 миллионов евреев при общем числе населения Римской империи в 50 миллионов и при том, что еврейское население Палестины составляло не более одного миллиона человек. Самый большой процент населения иудеи составляли в Александрии: во всем Египте (включая Александрию) проживали около миллиона евреев.

К этому времени четко выкристаллизовались религиозно-политические партии иудаизма. Аристократическая партия, в которую входили ведущие священнические семьи, получила известность под названием саддукеев. Этимология слова «саддукей» и его древность до конца не определены. Чаще всего слово толкуется как происходящее от Садока, основателя династии первосвященников (3Цар.22:35). Саддукеи придерживались буквы закона и не признавали его толкований, отрицали личное бессмертие и воскресение мертвых, отрицали существование духов, как добрых, так и злых, хотя понятие о духах присуще самому раннему иудаизму. Политически саддукеи были весьма влиятельны, но они не имели большой популярности в народе, который более почитал фарисеев, что значит «отделенные». При этом среди фарисеев можно было встретить довольно презрительное отношение к простому народу. Фарисеи подчеркивали необходимость соблюдения до малейших деталей всего закона, в его традиционном толковании. Они верили в существование духов, добрых и злых, верили в телесное воскресение и в будущие награды и наказания. Как и весь народ, они напряженно ожидали пришествия Мессии. Их набожность исходила из подлинного и глубокого религиозного чувства. Однако в фарисейской идеологии было и глубокое заблуждение: подход к религии как к соблюдению внешнего закона, что гарантировало божественные награды. Такой подход воспитывал в человеке лицемерие и гордыню. Именно за это Спаситель подверг фарисеев жесткой критике.

Мессианская надежда, которую фарисеи разделяли с простым народом, возросла на почве крепкого национального самосознания и веры в божественное заступничество. Особенно сильно она проявлялась после того как римляне назначили царем Израиля полуеврея Ирода (37-4гг.). Несмотря на все благосостояние, которое переживала Иудея благодаря его правлению и проведенную им великолепную перестройку Храма, народ воспринимал его как римскую марионетку и проводника языческого влияния. После смерти Ирода царство было разделено между тремя его сыновьями. В Иерусалиме власть была сконцентрирована в руках римского прокуратора. С 26 по 36 г. этот пост занимал Понтий Пилат. В такой чрезвычайно сложной политической обстановке надежда на избавление свелась к тому, что придет Мессия – национальный герой, который изгонит римлян из страны и восстановит царство Израиля. Широко была распространена вера, основанная на пророчестве Малахии (3:1), что пришествие Мессии будет предвозвещено Его предтечей.

 

Величайшим событием в жизни человечества является пришествие на землю Сына Божия. К нему Бог подготовлял людей, в особенности еврейский народ, в течение многих тысячелетий. Из среды еврейского народа Бог выдвигал пророков, которые предсказывали пришествие Спасителя мира – Мессии и этим закладывали фундамент веры в Него. Кроме того, Бог в течение многих поколений, начиная от Ноя, потом – Авраама, Давида и других праведников, предочищал тот телесный сосуд, от которого Мессия должен был принять плоть. Так, наконец, родилась Дева Мария, Которая явилась достойной стать Матерью Иисуса Христа. Мария была сиротой, и Ее опекал дальний родственник, престарелый Иосиф, живший в Назарете, одном из небольших городов в северной части Св. Земли. Архангел Гавриил, явившись, возвестил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Матерью Его Сына. Когда Дева Мария смиренно согласилась, Дух Святой сошел на Нее, и Она зачала Сына Божия. Последовавшее затем рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме, в котором раньше родился царь Давид, предок Христа. Время рождения Иисуса Христа историки относят к 749–754 годам от основания Рима. Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» начинается с 754 года от основания Рима. Имя, данное нашему Спасителю при рождении – Ешуа (греч. Иисус) означает в переводе спасающий. Греческое слово «Христос» тоже является переводом еврейского слова «Машиах», что означает Помазанник.

Жизнь, чудеса и беседы Господа Иисуса Христа описаны в четырех книгах, именуемых Евангелиями. Евангелия Матфея, Марка и Луки называются синоптическими, так как во многом схожи. Евангелие Иоанна носит более богословский характер.

До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил вместе со Своей Матерью в Назарете, в доме Иосифа. Когда Ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. О других подробностях жизни Спасителя в Назарете ничего не известно, кроме того, что Он помогал Иосифу плотничать. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от прор. Иоанна крещение в реке Иордане. Прежде чем начать Свое общественное служение, Он отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной. Общественное служение Иисус начал в Галилее, откуда Он 3,5 года путешествовал по Святой Земле, проповедуя о Царстве Божием и распространяя Свое Евангелие (благую весть).

Христос с самого начала избрал 12 свидетелей, чтобы они были с Ним, слышали Его Учение, видели Его дела, Его смерть, воскресение и прославление. И в ночь, когда Он входил в Свою Славу, Он им заповедал Царство по прославлении Своем дал им Силу не только поведать о Нем людям, но и приводить их к Нему, делать участниками Его Царства. В Пятидесятницу, «малое стадо» стало Его Церковью.

Чрезвычайно важно, что Церковь родилась в Иерусалиме, хотя апостолы были галилеянами. Пророчества, данные Господом Израилю, были исполнены. Столь долго ожидаемый Мессия пришел, и мессианское Царство наступает в Иерусалиме. Слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него, и в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения. Основа для христиан вера в божественное начало Церкви, вне которой вряд ли можно понять все дальнейшее ее развитие.

В начале своего существования христианство виделось маленькой сектой внутри иудейства. Петр начинает свою проповедь к Израилю словами: «Вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:39). Для первого христианского поколения, почти целиком еврейского по крови, обращение Израиля, которому принадлежит «усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим.9:4), представляется естественным завершением евангельской истории, исполнением прямого завета Христа, поручившего ученикам начать проповедь о Нем с Иерусалима и Иудеи.

На апостольскую проповедь откликнулись очень многие. По некоторым данным, за первое столетие существования христианства в него обратилось до трети всего еврейского народа. Вскоре и в Иерусалиме, и в пригородных районах Иудеи сложились общины евреев-христиан. Однако, мы знаем, что новая вера быстро достигла Дамаска и столицы Сирии - Антиохии, где язычники прозвали ее приверженцев «христианами», а те с радостью сами стали называть себя этой презрительной кличкой. (Иудеи до сих пор называют христиан одним из их первых самоназваний назаряне.)

Ранняя Церковь живет опытом Крещения, который вводит в новую жизнь, в Царство Божие. Центральным актом общины, в котором она исповедует свою сущность, как Царство Христа, является «преломление хлеба», заповеданное ей Самим Христом в ночь Его страстей. «Преломление хлеба» имеет форму общей трапезы, по примеру Тайной Вечери, на которой приносится «евхаристия», т.е. благодарение Богу за жертву Христа, после чего все присутствующие разделяют между собой вино и хлеб.

Евхаристия совершалась «по домам», т.е. в собрании общины, а не в Храме, куда христиане ходили для общих молитв. Для совершения евхаристии был выделен особый день «первый день», в который, по свидетельству апостолов, воскрес Христос. Это был «День Господень», выводящий христиан за рамки традиционной религии, делающий их, по слову Апостола, «странниками и пришельцами» в любом отечестве. В общепринятой неделе было всего семь дней. Бог сотворил мир за семь дней. Мир жил в седьмом дне. Он был последним. За ним следовал первый день новой недели. Восьмого дня в принципе не могло быть. Но тем не менее он был. Он был первым днем Нового Творения, днем Царствия Божия. Именно в него воскрес Христос, предвозвещая конец всего ветхого порядка вещей и приход нового. Первые христиане чтили восьмой день.

Служение Апостолов не ограничивается одной иерусалимской общиной. Благодаря их проповеди христианство выходит за пределы Иерусалима, и мы видим апостолов, регулярно обходящих все созданные ими общины для их утверждения. Утверждение это состоит прежде всего в низведении Святого Духа будущем таинстве миропомазания, которым крещенные вводятся в единство церковной жизни. Служение Апостолов связано со всеми Церквами, всех их соединяет между собой в единстве веры и Духа. В лице своей местной, постоянной иерархии, состоящей из епископа (надзирающий) и пресвитеров (старейшин), каждая Церковь получает полноту апостольских даров и учения. Апостолы уйдут, местная иерархия останется, чтобы хранить их свидетельство, продолжать их дело, передавать их дары и в согласии со всеми другими общинами осуществлять единство Церкви как народа Божия, собранного повсюду для возвещения новой жизни. Положительный идеал жизни этой общины идеал единства в любви. Церковь есть восстановление единства, разрушенного, разорванного грехом. В единстве этом крещенные, т.е. соединенные со Христом и живущие участием в Его жизни через преломление Хлеба, воссоединяются с Богом, а в Боге вновь обретают единство друг с другом. Оно проявляется в деятельной любви, которая требует общественной жизни. Самое распространенное слово в раннехристианской письменности - братья. Мы знаем о взаимной поддержке и заботе о всех, равно материальной и духовной. В иерусалимской общине вся собственность была общей. Этот первоначальный идеал христианской жизни позже воплотился в монашеской (монастырской) среде.

Распространение христианства вызвало такую острую озабоченность в синагогах, что сформировалось активное движение для подавления нового учения. Это движение было облечено властью из высших кругов Иерусалима и возглавлялось евреем из Тарса по имени Савл, он же будущий апостол Павел.

Савл был фарисеем, убежденным в совершенстве Закона Моисея, и это делало его яростным гонителем Христианской Церкви. Во время путешествия в Дамаск, куда он направлялся, чтобы расширить гонение на христиан, ему неожиданно явился воскресший Христос. С тех пор он стал настолько же убежденным христианином, насколько он был убежденным гонителем нового учения. В крещении он взял имя Павел и сразу начал проповедь, которой посвятил всю свою жизнь. Главную свою задачу Павел видит в проповеди христианской миссии для нееврейского мира. Для этого он предпринял 4 миссионерские путешествия. Плодом его деятельности стала целая сеть церквей по всей Империи. Павел очень серьезно относился к своему особому призванию «апостола языков», обладающего особой властью в церквах обращенных язычников. Это его отношение ярчайшим образом выразилось в письмах Павла к основанным им церквам (сам он считал свои письма куда более эффективными, чем свою же устную речь) и проявилось в том, как он посещал эти церкви и как представлял их интересы в переговорах с матерью-Церковью в Иерусалиме.

Проповедь среди язычников ставила весьма остро вопрос о необходимости соблюдения ими Закона Моисея. Павел был категорически против этого, когда как Петр в этом плане был менее решительным. Ответ на него должен был быть дан всей Церковью. В этом контексте и состоялся в 50 г. Иерусалимский апостольский собор (Деян.15).

В высшей степени промыслительно, что Церковь, будучи еще в младенчестве, сразу же нашла именно соборную форму для решения главных, основополагающих вопросов и определения дальнейшего пути. Именно пути, потому что собор по-гречески синод (σύνοδος, буквально значит «сопутствие»), т.е. путь, по которому вместе приходят к общей цели. Собор стал прототипом всех грядущих соборов. В нем приняли участие не только апостолы, но и пресвитеры, а через них вся Церковь во главе с Иаковом, братом Господним, первым епископом Иерусалима. Очень важна также формула соборного постановления: «Изволилось Святому Духу и нам», то есть признание действия Святого Духа в единстве, о котором повелел Христос Своим ученикам.

Апостольский собор, устами Иерусалимской Церкви, ставшей Матерью всех Церквей, признала, что обращенные из язычества действительно состоят в завете с Господом, даже если они не прошли через обряд обрезания. Единственные ограничения, которые вводились для них, это совет воздерживаться от участия в языческих ритуальных трапезах (в эллинистическом мире был обычай проводить банкеты в храмах, где бог считался одним из гостей), не вступать во внебрачные половые связи (в этом иудейские этические нормы были намного более строгими, чем языческие), не употреблять в пищу кровь животных и мертвечины. Главная идея утвердившееся на соборе - спасение даровано не только иудеям, но и всем людям.

«Деяния», описывающие жизнь ранней Церкви, заканчиваются в Риме. И это не случайно темой книги и был этот путь Церкви от Иерусалима до Рима, от Центра Израиля до Центра Мира. Как мы знаем, служение Апостолов завершилось их свидетельством не только словом, но и кровью. Пока после них остаются лишь малочисленные группы людей, рассеянные по всему миру. И все же первая победа одержана до концов вселенной прозвучала Благая Весть о Христе. Почти сорокалетний период истории Церкви от 70 до 107 г. остается одним из наиболее малоизвестных. Источники, освещающие жизнь Церкви за этот период, почти отсутствуют. По существу, единственный небиблейский источник, написанный в это время, это послание св. Климента, епископа Римского, к Коринфянам, датируемое концом 90-х гг. Именно из него мы знаем о мученической кончине апостолов Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: