Методы и приемы использования видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.




Аннотация. Основной сравнение и ведущей содержание целью Теоретические в преподавании активное иностранного уроках языка компетенция в общеобразовательной видеоматериалов школе типа является внешнем формирование подхода коммуникативной компетенции компетенции, учебные которая видеоматериалов и определяет Методы содержание ……………………………………………………………… и методику предъявлены обучения формирования иностранному обучения языку. Задачей путей учителя обучении является что создание видеоматериалов реальных подхода и воображаемых подходящий ситуаций деятельность общения начале на уроке www иностранного обучения языка, коммуникативной используя творческим для речь этого языку различные речевой средства иностранному и методы видеоматериалов обучения (ролевые методики игры, творческим дискуссии, пассивной творческие academic проекты создания и др.). Не Теоретические менее также важной аспектов задачей для является коммуникативной приобщение посредством учащихся возможно к культурным источник ценностям учащихся носителей отметить языка, направления при Видеофильм этом газет большое Базовый значение формирование приобретает слуховой использование запоминания аутентичных видеоматериалов материалов.

Использование самими учебных иностранному видеоматериалов группы способствует повышению реализации языка главной обществе цели поставленная обучения ситуации иностранному речь языку – формированию разработать коммуникативной пола компетенции отражают учащихся ucoz как прибегать основной язык и ведущей аудиторий цели особенности в преподавании Содержание иностранного которая языка изучение в общеобразовательной высказывания школе, проблемный а также задач повышению процессе их мотивации экспериментальную к изучению Специально иностранного темами языка.

Определение языка эффективности teaching методики экспериментальную использования информационно видеоматериалов эмоционального на уроках жанрово-тематической иностранного технологий языка специально на среднем для этапе продуктивно обучения учащимся с целью текстов формирования устной коммуникативной всех компетенции возрастов учащихся.

Ключевые слова: видеоматериалы, комплекс упражнений, различные виды игр, видеофильм.

Уроки начинались с одного из видов коммуникативных упражнений – условная беседа, которое способствовало стимулированию условно-коммуникативной, неподготовленной речи учащихся на иностранном языке. Ситуация по теме «Health»:

T.: I'm very glad to see you, children. So, Vadim, how are you getting on?

P1: I'm fine, thank you.

T: Masha, how are you keeping?

P2: I feel good, thanks.

T: Server, are you OK?

P3: Everything is good, thank you.

T.: Let's imagine that I have a sore throat, what would you advise me? (Учитель предлагает подумать об ответной реплике, помогает в случае затруднения).

P1: You have to see your doctor.

P2: You should stay in bed and drink a lot of tea.

P3: You should take a medicine.

P4: You should put a warm compression.

Данный вид упражнения с самого начала урока способствовал созданию благоприятного климата на уроке, помог снять трудности психологического характера[1].

Далее, чтобы снять трудности лингвистического плана перед просмотром видеоматериала, учитель выписал на доске список неизвестных для учащихся слов по теме "Health".

Учитель дает эталон чтения данных слов, затем просит 2-3 учащихся прочитать вслух слова на доске. Дается время на запись слова и его перевода в специально отведенную тетрадь для новых слов. Учитель задает на дом найти и записать транскрипцию каждого слова.

Для снятия психологических трудностей перед просмотром видеоматериала, учитель задает те же вопросы, что задаются незнакомым людям в видео. Учащиеся стараются дать максимально полный ответ на поставленные учителем вопросы. Рассмотрим ход данного этапа:

T:Lena, do you have a healthy lifestyle?

P1:Yes, I do. I think I have a healthy lifestyle.

T: Sasha, and what about you?

P2: I think I don't have a healthy lifestyle.

T: Vadim, what do you do to stay healthy?

P3: I eat a lot of fruit and vegetables, do sport, go to the gym.

T: Irina, what about you?

P4: As for me, I go to the gym too, I eat a healthy food, do yoga and keep diet. T: Masha, what do you do if you are ill?

P5: I stay in bed and see my doctor.

T: Lena, and what about you? P6: I take some medicine and wear warm clothes.

Данные задания способствовали стимулированию учащихся к началу просмотра видеоматериала.

Выполнив данные упражнения, учащиеся, были готовы к осознанному восприятию видеоматериала, предлагаемого учителем. Учителем заранее подготовлены нужные ТСО и видеоматериалы. Получив коммуникативную задачу, учащимся предлагается просмотреть интервью, проводимое молодым корреспондентом Джоном Миллером. Корреспондент опрашивает случайных прохожих об образе их жизни, задавая им вопросы:

1. Ведете ли вы здоровый образ жизни?

2. Что вы делаете, чтобы оставаться здоровым?

3. Что вы делаете, когда вы больны?

Таким образом, предыдущий ряд упражнений обеспечивал понимание диалога учащимися: осознание лексических единиц и речевых клише, восприятие утвердительной, вопросительной и отрицательной форм предложений. Для полного понимания учащимися видеоматериала, учитель включает его дважды, заранее убедившись, что класс полностью сосредоточен на просмотре.

Следующий этап - обсуждение видеоматериала. Учителем задаются вопросы Данный вид задания способствовал эффективному развитию навыков говорения, так как учащиеся обсуждали с учителем ответы опрашиваемых.

Приведем ход урока:

T: So, what were the strangers' answers? What do they do to stay healthy? And what do they do if they are ill? Misha, tell us please.

P: The man says that he usually stays in bed, eats a lot of fruit and drinks water.

T: OK, Lera your answer please.

P:...

T: Olya, what about the second question? What do they do if they are ill?

В течение всего урока прослеживалась учебная мотивация; упражнения и игры были подобраны в соответствии с возрастом и интересами учащихся; в ходе урока использовались фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы. Цель урока была достигнута, количественные данные представлены в графической форме.

Мы можем отметить, что данный комплекс упражнений способствовал эффективному усвоению учащимися учебного материала. Им удалось овладеть основными коммуникативными навыками по теме «What do you do to stay healthy?».

Кроме того, в ходе формирующего этапа нами проводились различные виды коммуникативных упражнений, направленных на развитие навыков говорения учащихся, некоторые из которых были разработаны нами. Например, интересной и эффективной формой работы, используемой нами в ходе проведения формирующего этапа эксперимента, были групповые игры, направленные на поиск пары и координацию действий согласно речевой ситуации. Каждый обучающийся в группе имел свою пару, о которой не догадывался, целью участников игры было найти свою пару, задавая другим участникам вопросы. Игры имели ситуативную обусловленность и коммуникативный характер, что отражает основное содержание понятия коммуникативная компетенция. Игра «Meet your partner» непосредственно была направлена на формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством говорения. Используя раздаточный материал (карточки с заданиями) участникам было предложено совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия, записанные в индивидуальной карточке участника игры.

Рассмотрим упражнение по теме "Travelling":

You can go

1) to Italy

to France

to England

to Spain

to USA

2) by air

by car

by train

by ship

3) for a week

for a month

for a year

4) in spring

in summer

in autumn

in winter

Задачей общающихся было найти себе спутника для поездки. С этой целью сначала каждый выбирал подходящие ему условия, а затем подходил поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, пытался убедить поехать вместе с ним/нею.

Данная игра способствовала повышению учебной мотивации учащихся, снятию психологических и лингвистических трудностей, создавала реальную ситуацию общения, имела коммуникативную направленность, раскрывала творческие способности учащихся. Данная форма работы была новой для них, способствовала активному участию всех учеников в группе и ведению диалога в соответствии с конкретной ситуацией общения и коммуникативной задачей. Структура построения диалога отображалась на доске в виде функциональной опоры. Данная форма работы помогла вовлечь всех учащихся в учебный процесс, а также оценить работу каждого учащегося на уроке.

На последующих уроках были использованы различные ситуации, коммуникативные упражнения, различные виды игр по изученным темам. Использовался весь комплекс упражнений и заданий, для наиболее эффективного усвоения учащимися учебного материала, использовались такие формы работы как фронтальная, индивидуальная, групповая, парная[2].

Существует множество путей проведения уроков с использованием видео. Выбор этих путей зависит от таких факторов, как цель, тип текста, уровень владения языком учащимися, и т.п. Мы хотели бы предложить один из путей проведения урока с использованием видео материалов.

1. Этап перед просмотром видео. Главная цель этого этапа вызвать интерес у учащихся и ввести в ситуацию.

Перед тем, как приступить к просмотру, создайте условия для того, чтобы учащиеся подумали и обсудили то, что им предстоит посмотреть. Используйте наглядность, такую, например, как реальные предметы и картинки. Задайте вопросы или поговорите о жизненном опыте учащихся, который касается темы видео. Активизируйте знания учащихся по теме и помогите им построить версии о содержании текста, который они будут смотреть. На этом этапе не следует обращать внимание на ошибки, которые сделают учащиеся. Потому, что цель этого этапа не аккуратность говорения, а создание интереса, который способствует повышению мотивации к видео просмотру.

2. Обучение ключевым словам или фразам до просмотра видео.

До видео просмотра следует обучить учащихся тем ключевым словам и фразам, без которых понимание текста будет затруднено. Так или иначе, учитель должен определить те трудности, которые могут возникнуть у учащихся при просмотре и разработать стратегию, как иметь с ними дело. В тексте должно быть максимум пять незнакомых слов. Имена собственные следует написать на доске и показать учащимся, как они произносятся.

3. Просмотр видео сюжета в первый раз. Целью этого этапа является общее понимание увиденного.

Перед просмотром задайте ученикам 2-3 вопроса, или поставьте учебную задачу.

Пример:

These pictures tell a story. Watch and put them in the correct order.

Вы можете сказать учащимся, что при этом просмотре понимание деталей текста не имеет значение. Просмотр должен проходить без пауз, текст прослушивается полностью, чтобы дать возможность ученикам сконцентрировать свое внимание на общей картине содержания. Дайте возможность ученикам обсудить в малых группах, что они поняли, прежде, чем они будут обсуждать увиденное всей группой. Прежде, чем вы дадите просмотреть видео во второй раз, спросите учащихся, как они хотят смотреть видео дальше, чтобы понять детали – по частям или полностью.

4. Просмотр видео сюжета во второй раз. Целью этого этапа является детальное понимание текста. Задайте учащимся вопросы, направленные на то, чтобы ученики делали выводы и умозаключения. Видео просматривается с паузами – особенно это необходимо в том случае, если учащимся предложено делать заметки во время просмотра. Проведите мониторинг и оцените как учащиеся выполняют задания. Ученики работают в малых группах, обсуждая увиденное, прежде чем каждая группа предложит свою версию всей группе. Задайте вопросы, направленные на выяснение мнения каждого ученика, например:

What did you think of whatthe woman did? Would you have done that?

Таким образом, практика в развитии понимания речи на слух перейдет в практику устной речи. Наконец, если вы собираетесь учить языковым единицам, которые содержатся в тексте, полезно дать учащимся читать и смотреть текст одновременно, т.е включить субтитры.

Так же хотелось бы привести примеры заданий, которые можно использовать как во время просмотра видео сюжетов, так и на этапе рефлексии. Они позволят мотивировать учащихся к работе, создадут переход из состояния пассивного слушателя в активного участника беседы на иностранном языке.

Prediction. Видео проигрывается со звуком и изображением, но время от времени картинка останавливается, и во время паузы учащиеся пытаются предугадать, что главные герои скажут или сделают в следующем кадре.

Real thoughts. Это упражнение основано на идее, что люди не всегда говорят то, что думают. Остановите пленку на ключевых моментах и попросите учащихся предположить, каковы настоящие мысли говорящего.

Role-play. Дайте каждому ученику персонаж для изучения. Скажите, чтобы во время просмотра они внимательно посмотрели, как сыграна эта роль. Затем попросите учащихся сыграть по памяти свои роли. Им необязательно воспроизводить текст дословно, нужно только играть соответственно персонажу. Затем звук выключается, и студенты озвучивают своих персонажей во время просмотра.

Description of the main character. Работая в группах, учащиеся пишут слова, которые они ассоциируют с каждым из героев сюжета и объясняют, почему, по их мнению, именно эти слова подходят персонажу.

Gapped dialogue. Выберите сюжет, состоящий из диалога между 2-мя людьми, запишите на бумаге только одну роль, вместо другой - пропуски, так называемый gapped dialogue. Подготовьте достаточное количество пропусков для каждой пары учащихся.Покажите учащимся видео-сюжет без звука. Затем проиграйте только звуковую дорожку без изображения. Разделите студентов на пары и дайте каждой паре the gapped dialogue. При этом можно дать им возможность просмотреть сюжет еще несколько раз, но без звука. Наконец, сюжет проигрывается снова целиком со звуком и изображением и сравнивается работа учащихся с оригиналом. Причем, работа оценивается не по точному воспроизведению оригинала, а по тому, как их версия подходит к зрительным видео образам.

Predict the speech.Учащиеся просматривают короткий сюжет без звука (это может быть сцена в ресторане, в магазине, встреча друзей, приход в гости или любой другой материал в зависимости от уровня учащихся) и угадывают, что говорят персонажи. Затем составляют диалог и проигрывают его как озвучивание видео. Затем просматривают сюжет со звуком и сравнивают речь персонажей со своим вариантом. Учитель дает необходимые комментарии.

Predict the scene.Учащиеся прослушивают звуковое сопровождение видео-сюжета без изображения. Учитель обращает их внимание на интонации персонажей и звуковые эффекты. Учащиеся отвечают на вопросы типа: "Where does the scene take place? How many characters will you see? What are they doing? How are they dressed?" etc.

Body Language. Учащиеся просят пронаблюдать за жестами и мимикой какого-нибудьперсонажа. Они просматривают видео без звука. Далее учащиеся копируют мимику и жесты персонажа и стараются дать их интерпретацию. Затем можно просмотреть видео со звуком и дать учащимся самим проверить свои догадки. После этого учитель делает комментарий и дает необходимые пояснения.

Comparison with our native country. Учащиеся просматривают видео-сюжет, после чего проводится обсуждение, каким мог бы быть этот фильм, если бы действие происходило в нашей стране.

What happens next? При просмотре со звуком учитель останавливает пленку в некоторых местах, и учащиеся должны предсказать, что ответит персонаж, или что произойдет далее. Эффективны при работе с видео упражнения на информационный поиск.

"Special questions". Учащимся предлагается просмотреть видео-сюжет и записать основные данные в 6 колонок под заглавиями Who? What? Where? When? Why? How? Особенно рекомендуется проводить это упражнение при работе с документальными фильмами и программами новостей.

Matching. Перед просмотром документального фильма или новостей учитель составляет список фактов, имен и названий. Учащиеся могут работать в парах и группах. Их задача - просмотреть видео-сюжет и записать максимум информации. После того, как они запишут всю информацию, которую они запомнили (включая имена и названия), им выдается список, составленный учителем. Они сопоставляют данные. Каждое совпадение может оцениваться, например в 10 очков, а данные, которых нет в списке учителя - 20 очков, если они верны. После подсчета очков определяется, какая пара или группа победила.

What do you want to know about? Перед просмотром тематического видео-сюжета или документального фильма учащиеся составляют список возможных вопросов по теме фильма. Затем они просматривают видео и находят ответы на те вопросы, на какие возможно.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование ещё одного источника информации. Создаются условия для развития различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в группе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определённые усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.

Таким образом, психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Успешное достижение этой задачи возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и методически организованной демонстрации.


Ссылки на источники

1. Барменкова, форм О.И. Видеозанятия в демонстрации системе вывод обучения занятиях иностранной языковой речи. // Иностранные www языки исследования в школе, 2017, № 3.

2. Бахман, Гез Л. Коммуникативная компетенция: формы подходы подходящий к классификации, сам структура. - М: сопровождающие Интерлингва, 2017.

3.Бим, Таким И.Л. Обучение иностранного иностранному отношения языку. Поиск слуховой новых речевые путей // Иностранные различные языки обращения в школе, 2017, №1.

4.Бим, учебные И.Л. Основные интегративная направления Специфика организации отношения обучения образом иностранным материалом языкам обучения на старшей целях ступени формируя полной отметить средней областях школы. // Иностранные языка языки студента в школе, 2017, №5.


[1] Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: Просвещение. - 2016. – С. 76.

[2]МБУ «Информационно-методический центр»: сайт [Электронный ресурс].https://chastykms.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_inostrannogo_jazyka/1-1-0-28. (дата обращения: 01.05.19)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: