1. Анализ как метод познания.
2. Гипотеза как форма научного знания. Условия состоятельности гипотезы.
3. Документы, определяющие содержание, направленность и методику исследовательского поиска.
4. Значение в научном познании объективных законов.
- Значение методологии как основы практического преобразования конкретных социальных объектов
6. Значение фундаментальных научных исследований.
- Исследовательские программы, модели объяснения и логика исследования
- Конкретизация методологических принципов социального познания применительно к методикам
- Концептуальный аппарат методологии научного исследования
- Логика гипотетического рассуждения в контексте методологии
- Методологическая культура практического социального действия
- Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании
- Методология научной работы
- Нарративный анализ в системе методологии научных исследований
15. Научная идея как форма научного знания.
- Научная картина мира
17. Основные требования к содержанию научного труда.
18. Отличия методологии от теории познания в целом.
19. Понятие и предназначение методов исследования. Взаимосвязь предмета и метода.
- Пространство социологического исследования
21. Роль модели в модельном эксперименте..
22. Синтез как метод исследования.
- Соотношение эпистемологии, методологии и методов социального исследования
- Социальный анализ как метод прикладного социологического исследования
- Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки
26. Суть эксперимента как метода научного познания.
27. Сущность стиля мышления в научном познании.
28. Условия, необходимые для правильной постановки проблемы.
|
29. Характеристика критериев научности знания.
30. Характеристика принципа объективности в научных исследованиях.
31. Характеристика принципа сущностного анализа в научных исследованиях.
- Экспериментальный метод в методологии исследования
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написанию диссертаций и рефератов: основы научной работы, оформление результатов научной деятельности. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
2. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования. – М.: Издательство МАУП, 2004. – 216 с.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания. Правила оформления. Процедура защиты: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. - М.: «Ось-89», 2008. - 448 с.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
6. Папковская П.Я. Методология научных исследований: курс лекций. – М.: Информпресс, 2006. – 182 с.
Дополнительная литература
1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84. ГОСТ 7.16-79, ГОСТ-7.18-79, ГОСТ 7-34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. М., 2004. 165 с.
2. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. М., 2001. 16 с.
3. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Введ. 2002- 07-01. М., 2001. 23 с.
|
4. Франциферов Ю. В. и др. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации. Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю. В. Франциферов, Е. П. Павлова. М., 2003. 128 с.
5. 447 с. — (Мыслители XX века)
6. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия. - М.: Эксмо, 2010.
7. БЭС. Новейший энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2010.
8. Девятко И.Ф. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты (I раздел). М., 1998.
9. Ядов В.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты (I раздел). М., 1998.
10. Новейший социологический словарь /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколов, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2010.
11. Зуев К.А., Кротков Е.А. Рациональность: дискурсный подход: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
12. Ивин А.А. Современная философия науки. – М. Высш. шк., 2005.
13. Илларионов C.В. Теория познания и философия науки. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.
14. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. – М.: РОССПЭН, 1997.
15. Ильенков Э.В. Истоки мышления; Диалектика идеального. – М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2010.
16. Новая философская энциклопедия: В 4-т. /Ин-т философии РАН; Нац.общ.-научн. фонд; Научн-ред. совет: предс. В.С. Степин…. – М.: Мысль, 2010.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995.
18. Поппер К. Логика научного исследования. — М.: Республика. 2004. —
19. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.
|
20. Солнцев С.И. Общественные классы. – М.: Астрель, 2008.
21. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009.
22. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009.
23. Индекс цитирования научных статей [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
24. Материал из Википедии /https://ru.wikipedia.org/
25. О признаках научной новизны экономических диссертаций [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://www.kapital-rus.ru/articles/article/o_priznakah_nauchnoj_novizny_ekonomicheskih_dissertacij/.
26. Сборник положений, методических рекомендаций и требований по разработке и защите выпускных квалификационных работ [Эл. ресурс]. М., 2010. С. 21–30. Режим доступа: https://management.hse.ru/announcements/24728728.html.
27. Ситник С.М. Индекс научного цитирования как характеристика научного труда ученого, или что такое SCI [Эл. ресурс]. Режим доступа: www.ac.by/publications/nauka/nin04_9.html.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Расскажите о роли философии в общей методологии.
2. Покажите границы применения общей методологии.
3. Охарактеризуйте роль философии в систематизации конкретных методов.
4. Охарактеризуйте содержание конкретно-научного уровня методологического анализа.
5. Охарактеризуйте содержание общенаучного уровня методологического анализа.
6. Укажите содержательные аспекты методологии.
7. Укажите формальные аспекты методологии.
8. Охарактеризуйте науковедение как отрасль науки.
9. Приведите примеры методологических знаний в древности.
10. Общее и особенное в науках об обществе и природе.
11. Значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста.
12. Назовите отличия методологии от теории познания в целом, социологии науки и науковедения.
13. Покажите три основные позиции рассмотрения науки как общественного явления.
14. Назовите главную сторону науки.
15. Содержание понятия «наука» как деятельности.
16. Определите функцию науки как сферы человеческой деятельности.
17. Покажите основания разделения науки на отрасли знания.
18. Покажите основания науки как единой системы знаний.
19. Цель прикладных наук.
20. Значение фундаментальных научных исследований.
21. Приведите аргументы против абсолютизации роли фундаментальных наук.
22. Приведите аргументы против абсолютизации роли прикладных наук.
23. Назовите две противоположные мировоззренческие позиции по отношению общества к науке.
24. Охарактеризуйте сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции по отношению общества к науке.
25. Перечислите социальные условия, необходимые для зарождения научного знания.
26. Укажите время (век) возникновения науки.
27. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались элементы научного знания.
28. Назовите две стадии в истории формирования и развития науки.
29. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.
30. Охарактеризуйте значение Евклидовой геометрии в истории науки.
31. Назовите время появления теоретического естествознания.
32. Объясните смысл мысли: «история науки – это не драма людей, а драма идей».
33. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.
34. Назовите основной способ получения знания, характерный для античного мышления.
35. Назовите основные способы получения знания, характерные для науки Нового времени.
36. Укажите время оформления науки в качестве социального института.
37. Назовите этапы развития истории науки как самостоятельной отрасли знания.
38. Раскройте суть хронологического описания и исследования диалектики идей как типов историко-научного исследования.
39. Назовите слабые стороны хронологического описания как типа историко-научного исследования.
40. Объясните причины изменения оценки наукой одного и того же факта на протяжении времени.
41. Раскройте многообразие понятие техника в современной науке.
42. Охарактеризуйте содержание основных этапов соотношения науки и техники в истории.
43. Расскажите о специфике взаимоотношений науки и техники на современном этапе.
44. Раскройте значение в научном познании объективных законов.
45. Охарактеризуйте цель науки.
46. Укажите принципиальное отличие науки от других форм человеческой практики по целеполаганию.
47. Объясните значение в науке особой системы специализированных средств.
48. Расскажите о принципиальных отличиях научного и обыденного знания.
49. Объясните потребность науки в специфических способах обоснования истинности знания.
50. Перечислите (без подробной характеристики) критерии научности.
51. Охарактеризуйте истинность, интерсубъективность, системность и обоснованность как критерии научности.
52. Назовите способы обоснования полученного знания на эмпирическом и теоретическом уровне.
53. Охарактеризуйте роль эмпирического познания.
54. Раскройте сущность ощущения, восприятия и представления как этапов познания на эмпирическом уровне.
55. Укажите роль воображения в познании.
56. Охарактеризуйте роль теоретического познания.
57. Охарактеризуйте мышление как процесс.
58. Объясните значение определения в науке, приведите требования к нему.
59. Дайте определение суждения и умозаключения как формы мышления.
60. Назовите важнейшую задачу теоретического знания.
61. Охарактеризуйте содержание процесса познания.
62. Объясните сущность знания.
63. Назовите принципиальные отличия относительного и абсолютного знания.
64. Объясните сущность заблуждения.
65. Перечислите основные функции научного знания.
66. Охарактеризуйте специфику объяснительной, прогностической, производственно-технологической, социально-управленческой и культурно-мировоззренческой функций научного знания.
67. Объясните сущность термина «язык науки».
68. Перечислите правила использования формализованных языков науки.
69. Раскройте требования правила обозначения для формализованных языков науки.
70. Раскройте требования правила непротиворечивости, соответствия и истинности для формализованных языков науки.
71. Перечислите (или покажите схемой) формы научного знания.
72. Определите научный факт с позиции методологии науки.
73. Укажите условия, необходимые для правильной постановки проблемы.
74. Охарактеризуйте гипотезу как форму научного знания.
75. Охарактеризуйте научную идею как форму научного знания.
76. Укажите условия состоятельности гипотезы.
77. Назовите пути (цели) выдвижения гипотез.
78. Приведите пример из истории науки, когда не выполнения какого-либо из условий состоятельности гипотезы обусловило её крах.
79. Раскройте самый широкий смысл понятия «теория».
80. Раскройте узкий и специфический смысл понятия «теория».
81. Объясните (лучше – покажите с помощью схемы) структуру научной теории.
82. Охарактеризуйте исходную эмпирическую основу, исходную теоретическую основу, логику теории и «корпус» теории как компоненты теории.
83. Расскажите о роли идеализированного объекта в построении теории.
84. Назовите элементы, входящие в концептуальное ядро или базис теории.
85. Определите сущность закона в составе теорий.
86. Назовите (без характеристики) три основных типа научных теорий.
87. Покажите отличительные особенности описательных, математизированных, дедуктивных теоретических систем как научных теорий.
88. Раскройте сущность гипотетико-дедуктивных, конструктивных и аксиоматических теорий.
89. Покажите с помощью единой схемы всю типологию научных теорий.
90. Назовите три главные компонента оснований науки.
91. Охарактеризуйте идеалы и нормы, научную картину мира и философское обоснование как основания науки.
92. Дайте определение методу научного познания.
93. Перечислите требования к методу научного познания.
94. Дайте определение измерению.
95. Объясните суть эксперимента как метода научного познания
96. Расскажите о роли модели в модельном эксперименте.
97. Приведите пример применения модельного эксперимента в вашей научной специальности.
98. Определите анализ как метод познания.
99. Определите синтез как метод исследования.
100. Назовите основные общенаучные подходы.