2) по способу измерения:
- шкала наименований (присвоение названий объектам через сравнение их и опред-е классов эквивалентности. Исп-ся для классификации объектов.
- порядковая (ранговая) шкала ‒ ранжирование объектов через их сравнение по отношению «не больше» и «не меньше» (но невозможно сказать насколько больше или меньше). Исп. для изуч. познават. пр-сов в эксперимент. психосемантике, соц.псих. (ранжир-е, пед. оценивание…)
- шкала интервалов (метрическая) ‒ сравнение объектов с целью установления насколько характерное измеряемое св-во одного объекта больше или меньше чем для др. (на опред. кол-во единиц). Исп. при обработке рез-тов тестов интеллекта, достижений…
- шкала отношений (метрическая) ‒ во сколько раз один объект больше/меньше другого по измеряемому св-ву.
Характеристики эффективных психологических тестов:
- исп. шкалы интервалов;
- надежность
- валидность
- дискриминативность
- наличие нормативных данных
Дискриминативность — свойство тестового задания различать испытуемых относительно «максимального» и «минимального» значений шкалы. Для его оценки применяют коэффициент дискриминации, который характеризует критериальную валидность задания по отношению к суммарному тестовому результату.
Надежность теста — точность п/д измерения, стойкость рез-тов теста к воздействию посторонних факторов.
Стандартизация тестов – унификация, регламентация, создание единых нормативов процедуры и оценивания теста. Позволяет соотносить полученные результаты в разных испытуемых, соотносить оценки в разных тестовых методиках.
Т8. Ананьев выделяет такие методы психологического исследования:
1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный);
|
2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод);
3) способы обработки данных (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания)
4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).
Дружинин выделяет:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования ‒ это данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояния субъекта, память компьютера, продукты деятельности и др.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами) — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.
|
Никандров выделяет:
1) По типу ответов исследуемого методы делят на
- субъективные (беседа, автобиография, опросники личности, самооценочные методики, бол-во терапевтич. и соц-псих методов, м. психосемантики, самонаблюдение),
- объективные (п/ф м., проксиметрические, тесты интеллекта, способностей, объективные наблюдения)
- проективные (м. и техникис неопределенным стимулом (возможность различ. вариантов реш-я задачи), все проектив. методики (рисуночные тесты, цветовые, вербальные…)
2) по х-ру и цели воздействия на объект исслед-я:- исследовательские;
- диагностические;- консультативные;- психокоррекционные.
Т9. Организационные методы (подходы) Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные.
|
Методы обработки данных
Количественные методы.
К основным методам количественного анализа (и синтеза) в психологии относятся следующие:
Ø Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кривых распределения).
Ø Методы вторичной обработки данных (вычисление статистик).
Ø Корреляционный анализ направлен не на установление причинно-следственных отношений между переменными. Применяется при невозможности манипуляции переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных отношений, но может доказать их отсутствие.
Ø Дисперсионный анализ ‒ статистический метод для оценки влияния независимых переменных и их сочетания на зависимую переменную. Применяется для обработки данных факторных экспериментов. Основан на разложении общей дисперсии и сравнении ее отдельных компонентов с помощью критерия Фишера.
Ø Регрессионный анализ.
Ø Факторный анализ— множество математических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей (корреляций, «расстояний») между измеряемыми признаками. Основная задача факторного анализа — сведение множества тестовых измерений к небольшому числу базовых (редукция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных базовыми.
Ø Таксономический (кластерный) анализ ‒ представляет собой математический прием группировки данных в классы (таксоны, кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородны по какому-либо признаку по сравнению с объектами, входящими в другие классы.
Ø Шкалирование.
Качественные методы
Позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию. Выд.:
Ø Классификация (распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков),
Ø Типологизация (группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков),
Ø Систематизация (упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов),
Ø Периодизация (хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления)),
Ø Казуистика (описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности).