Классификация видов шкал




2) по способу измерения:

- шкала наименований (присвоение названий объектам через сравнение их и опред-е классов эквивалентности. Исп-ся для классификации объектов.

- порядковая (ранговая) шкала ‒ ранжирование объектов через их сравнение по отношению «не больше» и «не меньше» (но невозможно сказать насколько больше или меньше). Исп. для изуч. познават. пр-сов в эксперимент. психосемантике, соц.псих. (ранжир-е, пед. оценивание…)

- шкала интервалов (метрическая) ‒ сравнение объектов с целью установления насколько характерное измеряемое св-во одного объекта больше или меньше чем для др. (на опред. кол-во единиц). Исп. при обработке рез-тов тестов интеллекта, достижений…

- шкала отношений (метрическая) ‒ во сколько раз один объект больше/меньше другого по измеряемому св-ву.

Характеристики эффективных психологических тестов:

- исп. шкалы интервалов;

- надежность

- валидность

- дискриминативность

- наличие нормативных данных

Дискриминативность — свойство тестового задания различать испытуемых относительно «максимального» и «минимального» значений шкалы. Для его оценки применяют коэффициент дискриминации, который характеризует критериальную валидность задания по отношению к суммарному тестовому результату.

Надежность теста — точность п/д измерения, стойкость рез-тов теста к воздействию посторонних факторов.

Стандартизация тестов – унификация, регламентация, создание единых нормативов процедуры и оценивания теста. Позволяет соотносить полученные результаты в разных испытуемых, соотносить оценки в разных тестовых методиках.

Т8. Ананьев выделяет такие методы психологического исследования:

1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный);

2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод);

3) способы обработки данных (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания)

4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Дружинин выделяет:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования ‒ это данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояния субъекта, память компьютера, продукты деятельности и др.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования). Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественноязыковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

3. Итерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами) — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

Никандров выделяет:

1) По типу ответов исследуемого методы делят на

- субъективные (беседа, автобиография, опросники личности, самооценочные методики, бол-во терапевтич. и соц-псих методов, м. психосемантики, самонаблюдение),

- объективные (п/ф м., проксиметрические, тесты интеллекта, способностей, объективные наблюдения)

- проективные (м. и техникис неопределенным стимулом (возможность различ. вариантов реш-я задачи), все проектив. методики (рисуночные тесты, цветовые, вербальные…)

2) по х-ру и цели воздействия на объект исслед-я:- исследовательские;

- диагностические;- консультативные;- психокоррекционные.

Т9. Организационные методы (подходы) Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Лонгитюдный методдлительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные.

Методы обработки данных

Количественные методы.

К основным методам количественного анализа (и синтеза) в психологии относятся следующие:

Ø Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кривых распределения).

Ø Методы вторичной обработки данных (вычисление статистик).

Ø Корреляционный анализ направлен не на установление причинно-следственных отношений между переменными. Применяется при невозможности манипуляции переменными. Не может доказать наличие причинно-следственных отношений, но может доказать их отсутствие.

Ø Дисперсионный анализ ‒ статистический метод для оценки влияния независимых переменных и их сочетания на зависимую переменную. Применяется для обработки данных факторных экспериментов. Основан на разложении общей дисперсии и сравнении ее отдельных компонентов с помощью критерия Фишера.

Ø Регрессионный анализ.

Ø Факторный анализ— множество математических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей (корреляций, «расстояний») между измеряемыми признаками. Основная задача факторного анализа — сведение множества тестовых измерений к небольшому числу базовых (редук­ция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных базовыми.

Ø Таксономический (кластерный) анализ ‒ представляет собой математический прием группировки данных в классы (таксоны, кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородны по какому-либо признаку по сравнению с объектами, входящими в другие классы.

Ø Шкалирование.

Качественные методы

Позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто КМ опираются на количественную информацию. Выд.:

Ø Классификация (распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков),

Ø Типологизация (группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков),

Ø Систематизация (упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов),

Ø Периодизация (хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления)),

Ø Казуистика (описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных случаев для исследуемой реальности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: