Приёмы полифонического письма




Эпоха барокко в музыке. Тема 1. Характеристика эпохи

ü Барокко (от итальянского «Barocco»,буквально – причудливый, странный) – стиль,преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII века.

ü Барокко – это театрально-пышный,торжественный и возвышенный стиль в

Искусстве, зародившийся в Италии во второйполовине XVI века.

ü Музыкальная культура барокко оказалаогромное влияние на развитие последующейэпохи классицизма.

Эстетика эпохи - Отражение в творчестве человеческих страстей. - Синтез прекрасного и безобразного, трагедии и комедии. - Мир воспринимался как мир контрастов и противоречий,полный трагедии и драматизма. - Хаос и порядок как символы времени. - Случайность жизни и смерти, неуправляемость рока и, вместе стем, рациональность, порядок во всём.
Черты стиля - На смену гармонии, простоте и ясности эпохиВозрождения - Пришли сложные образы и формы. - Выразительность, драматизм, зрелищность, стремление ксинтезу (соединению) разных видов искусства. - Контраст в масштабности жанров: наряду с объёмнымикомпозициями создавались и лаконичные сочинения. - Каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть сопределённым состоянием души.
Жанры - Опера, оратория, духовные кантаты и пассионы13, - инструментальный концерт concerto grosso14, сюиты, партиты,прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги.
Музыкальный - Гомофония с её разделением на главный голос исопровождающие голоса15. - Богатые украшения в инструментальной музыке. - Импровизация в гармонии на основе остинатного (то естьповторяющегося, неизменного) баса. - Полифония свободного стиля, развитие контрапункта. - Становление темперированного строя и тональности. - Чёткое определение двух главных ладов – мажора и минора. - Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты - связывались с музыкальным языком композиций: терции, квартыи квинты, беглый темп и трёхдольный размер отражали радость ивеселье; диссонансы, хроматизмы и медленный темп – печаль.

 

Развитие полифонии

ü Эпоха барокко – новый период в историческом развитии полифонического искусства.

ü Это время характеризуется развитием свободного стиля.

ü Свободный стиль предоставил новые возможности полифонического письма по сравнению сострогим стилем: найдена возможность воплощать средствами полифонии внутренний (духовный,душевный) мир человека.

ü Музыка становится искусством самостоятельным, существующим не как атрибут богослужения.

Типы полифонии Подголосочная Одновременное сочетание вариантов одной мелодии.
Контрастная Одновременное сочетание разных мелодий.Например, тема + противосложение – один из случаев контрастной полифонии.
Имитационная Последовательное («с опозданием») проведение одной темы в разных голосах.

Приёмы полифонического письма

Тема Короткая мелодия из трёх, четырёх или шести тактов.
Ответ Вступление другого голоса по окончании темы.
Противосложение - Мелодия, которая звучит в голосе после проведения в нём темы.Противосложение идёт одновременно с темой в другом голосе. - Если теме сопутствует одно и то же противосложение, то оно - называется удержанным.
Интермедия Эпизод, в котором нет темы.
Имитация (подражание) Приём развития, при котором в одном голосе повторяетсямелодия, прозвучавшая перед этим в другом голосе.
Канон Непрерывная имитация.
Ракоходное движение Воспроизведение темы справа налево (от конца к началу).
Стретта Проведение темы несколькими голосами, при котором каждое последующее вступление начинается ещё до окончанияизложения темы в предыдущем голосе.
Тема в уменьшении Изложение более мелкими длительностями.
Тема в увеличении Изложение более крупными длительностями.
Основные жанры полифонии эпохи барокко
Ричеркар (итал. ricercar –искать,разыскивать) - В западноевропейской музыке XVI – XVII веков родинструментальной полифонической пьесы имитационного склада. - Ричеркар является предшественником фуги.
Канцона (итал. canzone –песня) - Песня, близкая фроттоле и вилланелле. - В дальнейшем канцона стала жанром инструментальной музыки,схожей с фугой.
Фантазия - Жанр инструментальной музыки в котором имитационноеизложение и развитие сочеталось со свободными, виртуознымипассажами.
Токката (итал. toccare –трогать, касаться) - Вступительная пьеса для органа, клавира. - Позднее – самостоятельный инструментальный жанр.
Фуга (лат. fuga – бег,бегство) - Высшая форма полифонической музыки. - Строится на многократных имитационных проведениях основноймузыкальной темы во всех голосах (от двух и более).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: