Тема №12. Влияние общества на человека.




На формирование личности оказывают влияние многие фак­торы. В первую очередь это наследственность. От родителей чело­век получает набор индивидуальных свойств внешности, здо­ровья, психики н т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большин­стве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основ­ных они могут выступать тогда, когда человек существенно отли­чается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание - процесс целенаправленного воздействия на человека для форми­рования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориенти­руется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и об­щество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые фор­мируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, на­зываются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей инди­видов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельно­сти он должен учитывать интересы других людей. Так, для дости­жения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необ­ходимо уметь построить правильные отношения и с начальника­ми, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различ­ных социальных групп) и психологический уровень (непосредствен­но межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные усло­вия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирова­ния личности необходимо стремление человека к самосовершенство­ванию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс со­циализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возраст­ные этапы: детство, юность, зрелость н старость. Возрастные гра­ницы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолжен­ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продол­женной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — при­витие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспи­тания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во вто­ром — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая ро­дителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформи­ровать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответ­ствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответствен­ность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Про­цесс усвоения норм повеления продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы­вается самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы волн и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение уси­лий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, со­стоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: