Проблемы развития внешнеэкономических связей Украины




 

Проблемы повышения эффективности внешнеэкономической политики государств приобретают на современном этапе особенного значения.

Это связано, во-первых, с рядом факторов внутреннего характера:

нахождением экономики страны на переходном этапе к рыночной системе хозяйствования, которая находится в состоянии объективной несбалансированности структуры экономики и ее медленной структурной перестройки;

чрезмерной энерго- и ресурсоемкостью отраслей народного хозяйства;

низкой конкурентоспособностью национального производства;

постепенным упадком научно-технического и высокотехнологического промышленного потенциалов и т.д.

Во-вторых, это обусловлено системой внешних факторов:

чрезмерной зависимостью экономики Украины от монопольных импортных рынков поставок стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных отраслей производства;

наличием тысяч украинских предприятий, задействованных в производственных циклах, конечная продукция которых производится за пределами Украины;

высокой зависимостью процесса структурного и технологического реформирования экономики Украины от разных форм внешних источников финансирования;

отсутствием развитой внешнеторговой инфраструктуры (информационной, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и др.);

сохранением Украиной статуса "торгового аутсайдера" в мировой торговле через отсутствие полного или ассоциативного членства во Всемирной организации торговли (ВТО), Европейском Союзе (ЕС), Центрально-Европейской ассоциации свободной торговли (ЦЕФТА) и других торгово-интеграционных группировок системы ГАТТ/ВТО, а из-за этого слабой конкурентозащищенностью внешнеэкономической деятельности Украины в условиях жесткой конкурентной борьбы на международных рынках товаров, капиталов и услуг;

определенным давлением других стран на внешнеэкономическую деятельность Украины через прямые или косвенные формы разнообразных торговых, инвестиционных торгово-стандартных, фитосанитарных, технологических и финансовых ограничений.

Перспективы и основные направления дальнейшего развития внешних экономических связей Украины с учетом их мировой и региональной геополитической структуры могут быть определены таким образом.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т.п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. [16].

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г.31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО). [11].

ВТО - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ВТО являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) выходят сегодня для Украины на первый план. Дальнейшее неучастие нашей страны в этой глобальной экономической организации не имеет рациональных объяснений. Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, очевидно, поднимет на новый уровень систему глобального экономического регулирования и будет оказывать значительное влияние на Украину. В конце концов, вступление в ВТО - обязательное условие для реальной, а не декларативной интеграции Украины в Европейский Союз.

"Если взвесить все за и против, на сегодняшнем этапе нам нужно стремиться вступить в ВТО как можно быстрее. В противном случае наши металлургия, химия и другие экспортоориентированные отрасли не смогут конкурировать с мировыми компаниями", сказал лидер Республиканской партии Украины Юрий Бойко в прямом эфире телеканала НТН в субботу, 29 октября.

"Для Украины вступление в ВТО принесет больше плюсов, чем минусов.95% мирового товарооборота осуществляется странами, входящими в ВТО. Они не глупее нас, и давно все просчитали", отметил глава РПУ. Об этом сообщает пресс-служба РПУ. [6]

Украинские потребители должны выиграть от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это в общем будет содействовать снижению себестоимости украинской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний. [9].

 

Страны СНГ и Балтии

 

Приоритетным заданием для Украины является обеспечение взаимовыгодных и стабильных экономических связей со странами СНГ, которые создали Экономический союз, и со странами Балтии. Создавая условия для эффективных торговых отношений с этими странами можно ускорить процесс стабилизации в отечественном производстве. Однако актуальность развития этих отношений не уменьшит значение развития экономических связей с другими странами мира.

Внешнеэкономические связи с этой группой стран будут развиваться в основном на двухсторонней основе с одновременным усовершенствованием торговых режимов на принципах взаимного равенства и направленными на:

улучшение торгового режима с Российской Федерацией;

продолжение и усовершенствование различных форм торгово-экономических, кооперационных, инвестиционных двусторонних отношений с другими странами - членами Таможенного союза (Казахстан, Кыргызстан, Белоруссию);

углубление торговых и других форм экономических отношений со странами, которые не являются членами Таможенного союза (Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Армения); создание с участием этих стран товарно-транспортных линий с минимальным использованием транспортных территорий третей страны (через море - железная дорога - автотранспортные пути);

развитие и углубление разностороннего торгово-экономического сотрудничества с Молдовой путем совместной реализации всех преимуществ соглашения о свободной торговле двустороннего Таможенного союза;

обеспечение стабильных поставок в Украину на взаимовыгодных условиях топливно-сырьевых товаров согласно с потребностями народного хозяйства. С этой целью будут применяться меры для увеличения экспорта украинского капитала, в первую очередь в форме прямого инвестирования соответствующих предприятий нефтегазодобывающей и горнодобывающей промышленности стран СНГ, освоение размещенных на их территориях отдельных месторождений на основе концессий;

создание совместных предприятий, транснациональных компаний, специализированных и кооперативных производств на базе соглашений о совместной деятельности;

восстановление и укрепление производственных связей по кооперации на основе традиционно внутренней и межотраслевой специализации; формирование и развитие новых связей на основе совместного использования прогрессивных технологий;

развитие прямых экономических связей с отдельными субъектами (регионами) Российской Федерации, в первую очередь с такими, как Тюмень, Коми, Карелия, Якутия, Башкортостан, Татарстан, Дальний Восток, где сосредоточены топливно-энергетические ресурсы, которые представляют интерес для традиционного экспорта Украины;

обеспечение конкурентоспособности традиционных отечественных товаров (продукции агропромышленного комплекса и черной металлургии, машин, оборудования) на рынках стран СНГ и Балтии;

увеличение уровня интеграции со странами Балтии путем создания условий для эффективной реализации режима свободной торговли и увеличения из-за этих связей торгово-экономических отношений со странами Центральной и Северной Европы. В последние годы тенденции внешней торговли товарами со странами СНГ значительно изменились, причем в положительную сторону. Как показывает график, уже в начале 2006 года заметно увеличилась доля экспорта в эти страны.

 

Рис. 3.1 Экспорт товаров со странами СНГ (млн. дол. США) [5], [8], [2,311].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: