Предпосылки и причины создания древнерусского государства.




Урок на тему: «Формирование Древнерусского

Государства»

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян.

 

Задачи урока:

- раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян;

- сформировать представление о закономерности образования государства;

- продолжить работу по формированию понятия «государство»;

- раскрыть понятия «полюдье», «дружина», «князь»;

 

- продолжить формирование умения работать с исторической картой, с иллюстрациями, с графическими источниками;

- продолжить формирование умения работать с историческим документом;

- развитие умения давать характеристику историческому событию;

 

- поддерживать интерес к истории наших предков.

 

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

 

Основные знания: предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве.

 

Основные понятия: государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».

 

Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив.

 

Основные даты: 862 – призвание Рюрика в Новгородскую землю, 882 – завоевание Киева новгородским князем Олегом, образование Древнерусского государства.

 

Межпредметные и внутрикурсовые связи. История Средних веков: походы норманнов.

 

Оборудование урока: карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник §3; карточки с текстом «Повести временных лет»; схема «Основные признаки государства».

 

 

Ход урока

 

Организационный момент

Приветствие,

Сообщение целей, задач урока

 

Проверка домашнего задания.

Форма проверки: фронтальный опрос.

1. Соотнести названия славянских племен с местами их расселения: прикрепить карточку с названием племени на карту.

Работаем в группах, у нас три ряда – три группы, по очереди каждая группа называет племя. Для этого поднимаем руки, называем славянское племя, выходим к доске, берем карточку и прикрепляем ее на карту в том месте, где проживало племя (время на совещание не дается.)

2. Проблемный вопрос.

- На торгу в Смоленске встретились поляне из Киева и словене из-под Новгорода. Киевляне привезли на продажу рожь, а новгородцы хотят купить ячмень. Какого рода непонимание может возникнуть в их разговоре?

- Как можно объяснить тот факт, что между зоной «жито-рожь» и зоной «жито-ячмень» в течение столетий сохраняется зона, где житом называют любые зерновые культуры?

3. Назовите, пожалуйста, соседей восточных славян.

4. Покажите на карте Хазарский каганат, Волжскую Булгарию.

 

Изучение новой темы

План

1. Предпосылки и причины создания древнерусского государства.

2. Варяги в Восточной Европе.

3. Образование государственных центров.

4. Образование древнерусского государства.

Предпосылки и причины создания древнерусского государства.

 

Активизация познавательной деятельности (АПД). Создание проблемной ситуации.

- Славянские племена торговали с Волжской Булгарией. Оно уже существовало как единое государство. Давайте подумаем, а было ли государство у восточных славян?

Работа по формированию понятия.

- А по каким признакам мы определяем, что у народа есть государство?

(единая система управления, единая территория, единые законы)

На доске рисуется схема «Основные признаки государства».

 

Работа с учебником.

Давайте посмотрим, какое определение дается в нашем учебнике, с.19-20. Зачитаем его.

Таким образом, государство – это такая организация власти, при которой существует единая система управления людьми, поживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами или народами.

 

Рассказ учителя

Образование государства – длительный процесс, и оно возникает тогда, когда общество осознает в нем необходимость. Это неизбежный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя.

 

АПД. Вопрос классу.

- Что способствовало формированию государства? (торговля с соседями, становление городов, внешняя угроза.)

В IX веке в жизни восточных славян большое значение приобретает торговля. Через заселенные ими земли (по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру) проходил торговый путь «из варяг в греки».

Работа с картой

- Давайте проследим его на карте. Откройте, пожалуйста, свои атласы.

Учитель показывает путь «из варяг в греки» на карте, учащиеся следят по атласу.

 

Рассказ учителя. Сжатое сообщение.

- Населенные пункты, в которых останавливались купцы по дороге, превращались в крупные города, куда местные звероловы и бортники привозили свою добычу для продажи купцам: Новгород, Полоцк, Любеч, Смоленск, Чернигов, Киев.

 

Работа с картой

Учитель показывает города на карте.

 

Рассказ учителя. Работа с понятием.

Города становятся центрами развития ремесла торговли, а также убежищем для местного населения в случае вражеского нападения. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории с живущими на них племенами. Так возникали княжения –территории, признающие власть того или иного князя, правителя города. Княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дряговичей.

Большую роль в стремлении к объединению сыграла внешняя угроза.

Торговля – прибыльное, но опасное дело. И купцы были вынуждены нанимать профессиональных воинов – дружину, во главе которой стоял военачальник – князь, чтобы защитить свои караваны от набегов хазар или печенегов – кочевников, обосновавшихся в Причерноморье и взявших под контроль всю нижнюю часть Днепра.

А на северо-западе на земли восточных славян участились набеги норманнов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: