Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива
Преподаватель Вовк В.В.
Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №17
Тема программы: Тема 5.3. Устройство вспомогательных электрических машин
Тема занятия: Возбудитель ВС-650В: техническая характеристика, устройство возбудителя ВС-650В.
Цели занятия: изучить назначение, техническую характеристику, устройство и принцип работы однокорпусного агрегата, возбудителя ВС-650В
Оборудование урока: компьютер, сеть интернет
План урока
I. Организационный момент.
II. Работа над новым теоретическим материалом
1.Возбудитель переменного тока ВС-650В (рис. 1)
Назначение.
На тепловозах 2ТЭ116, ТЭМ7, ТЭП70 для питания обмотки возбуждения тягового генератора используется синхронный генератор, переменное напряжение которого предварительно выпрямляется на полууправляемом выпрямителе.
Устройство.
Состоит из статора, якоря, подшипниковых щитов, подшипников, щеткодержателей. Статор возбудителя состоит из станины 8, изготовленной из листовой стали, в которой установлено восемь полюсов моноблочной конструкции. Для крепления возбудителя к станине приварены лапы, а для его транспортировки — проушины. Полюс возбудителя состоит из сердечника и обмотки. Сердечник полюса 14 набран из штампованных листов электротехнической стали, спрессован и стянут заклепками. Катушкн полюсов 15 соединены последовательно, имеют открытые и перекрещенные выводы (рис. 2). Изоляция полюсных катушек выполнена из материалов класса F. Пропитка катушкн и сердечника полюса производится в сборе в эпоксидном компаунде. В башмаки полюсов встроена короткозамкнутая демпферная обмотка в виде медных стержней круглота и прямоугольного сечений.
К торцам станины крепятся болтами подшипниковые щиты. К переднему подшипниковому щиту 6 (см. рис. 1) крепится пластмассовая траверса, а к ней щеткодержатели 19. Щеткодержатели соединены токосборными шинами. Конструкция щеткодержателя унифицирована со щеткодержателем тягового генератора ГС-501А. В каждый щеткодержатель устанавливается щетка марки ЭГ-4 размером 25X32X64мм с резиновым амортизатором. Нажатие на щетку создается пружиной в пределах 17—18 Н.
Наружная обойма шарикоподшипника переднего подшипникового щита 6 удерживается буртами наружной 1 и внутренней 5 крышек, а внутренняя обойма напрессована на вал и удерживается от смещения упорным кольцом 2, которое крепится к торцу вала болтами. С внутренней стороны полость подшипника по валу уплотняетсялабиринтовымуплотнением.Внутренняя обойма шарикоподшипника заднего подшипникового щита 17 также напрессована на вал и удерживается от смещения напрессованными на вал внутренним и наружным лабиринтами. Добавляется смазка в подшипники через стальные трубки 21. Якорь возбудителя 10 состоит из сердечника 12, обмотки 11, вала 18 н контактных колец 9. Сердечник якоря возбудителя набран из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм и нашихтован на вал.
Рис. 1. Возбудитель ВС-650В (продольный и поперечный разрезы):
1 — наружная крышка подшипника; 2 — упорное кольцо; 3 — шарикоподшипник; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — внутренняя крышка подшипника; 6, 17— подшипниковые щиты; 7 — траверса; 8 ■- станина; 9—контактные кольца; 10 — якорь; // — обмотка якоря; 12 — сердечник якоря возбудителя; 13 — стеклобандаж; 14 — сердечник полюса; 15 — катушка полюса; 16 — вентилятор; 18 — вал; 19 — щеткодержатель; 20 — паз якоря;21—' трубка подвода »сыаз~ ки к подшипнику
Перекрещенная |
Рис. 2. Схема соединений возбудителя ВС-650В |
Охлаждение возбудителя осуществляется вентилятором 16, который крепится болтами к стальной ступице, смонтированной на валу со стороны его свободного конца. Охлаждающий воздух прогоняется через полость машины вентилятором и выбрасывается через окна в станине со стороны контактных колец. Вентиляционные окна на входе и выходе охлаждающего воздуха закрываются съемными сеткой и крышкой с отверстиями.
Контрольные вопросы:
1.На каких тепловозах установлен ВС 650В?
2.Назначение возбудителя ВС 650В?
3. Из каких основных частей состоит возбудительВС 650В?
4. Как охлаждается возбудитель?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст.
Ответить на контрольные вопросы. Фото вопросов с ответами на вопросы отправить на сайт https://vk.com/club194189853 ( Гр.36 Дистанционное обучение)или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.
2.К.И.Рудая Электрооборудование тепловозов, М.Транспорт, 1963