Экономической эффективности полученных результатов
СПРАВКА (или АКТ)
О внедрении
Дана студентке Ивановой Ольге Петровне, выполнившей дипломную работу на тему «Товарная политика в маркетинговой деятельности организации и пути ее совершенствования» (на материалах ОАО «Гомельстекло»), в том, что результаты исследования ________________________________________
(указать какие)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
могут быть внедрены в практику деятельности данной организации.
Социальный эффект (качественный показатель)
Пример: повышение уровня и качества обслуживания, удовлетворение потребностей покупателей и др.
__________________________________________________________________
Ожидаемый экономический эффект составит (количественный показатель)
Руководитель организации ____________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Дата
Печать
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы исследования.
Проблема - есть противоречие между замыслом, целью и результатом; между ожидаемым и реальностью.
Под проблемной ситуацией понимают противоречие между сознанием потребностей и незнанием, как это сделать, незнанием средств и методов достижения цели. Например, соответствие между досуговыми потребностями посетителей развлекательного центра "7 Звезд" и возможностями и степенью их удовлетворения.
Объект исследования - это область социальной жизни или реальности, которая содержит противоречия и представляет интерес для исследования. Объект ограничен местом жительства, работы. Например, деятельность развлекательного центра "7 Звезд" как формы досуга населения г.Краснодара.
|
Предмет исследования - область социальной жизни, содержащая противоречия отношения людей к чему-то. Например, степень удовлетворенности формами и содержанием досуга в развлекательном центре "7 Звезд".
Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный результат. Например, выявление особенностей влияния ТРЦ на культурно-досуговую среду Краснодара.
Задачами исследования является конкретизация цели. Например,
1. Выявить состав посетителей развлекательного центра "7 Звезд".
2. Определить уровень потребностей людей в ТРЦ.
3. Выявить, какие формы досуговой деятельности наиболее популярны.
4. Определить, насколько эти формы эффективны в нравственном воспитании.
5. Соизмерить потребности и возможности их реализации современных людей в сфере деятельности развлекательного центра "7 Звезд".
Для исследования следует произвести эмпирическую интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например, дисциплина труда:
1) Отношение к трудовым нормам
2) Отношение к распорядку
3) Прогул
Обычно в курсовой работе основные понятия уже рассмотрены, тогда это указывается: основные понятия – «досуг, ТРЦ, основные направления его развития и деятельности» рассмотрены выше в тексте курсовой работы. Если же применяются новые понятия или модификации старых, то они полностью описываются.
Гипотеза - обоснованное предположение о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах, которые детерминируют связи. Например, формы ТРЦ могут наиболее полно удовлетворять рекреационные потребности всех возрастных групп населения, отсюда их популярность.
|
Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения. Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.
Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:
1) Пол 2) Возраст 3) Образование 4) Род занятий
Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.
Типы выборок:
1. Случайная выборка
1) Лотерейный метод
2) Метод равных интервалов (шаг)
3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)
2. Целевая выборка
3. Адресная выборка (районированная)
1) Метод сеточки (при помощи карт местности)
2) Метод спирали (при помощи карт местности)
Объем выборки (количество опрошенных) зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования, для получения достоверных результатов желательно опросить достаточно большое количество респондентов (не менее 40-50 человек).
Методы сбора информации
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса:
|
а) интервью
б) анкетный опрос
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.
Опрос по анкете.
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация “раздаточного” анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.
Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
После этого приводятся полученные фактические данные в обработанном виде: таблицы, диаграммы, схемы, высчитанные проценты и т.д. и их анализ, включающий в себя выявление связей и объяснение причин выявленного, а также их следствий.