рой.
Древний мир Др.Китай
Автор | Годы жизни | Политико-правовые произведения | Основные идеи, фразы, изречения | Взгляды на сущность государства, общественный идеал | Взгляды на право, справедливость |
Лао-цзы | VI в. до н. э. | «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») | Дао как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей. «Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято» «После больших войн наступают голодные годы...» | В отношении к дао все равны. Принцип недеяния, воздержания от активных действий. «Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом от того, что власти слишком деятельны». | Дао определяет законы неба, природы и общества. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Дао приписывается способность восстанавливать справедливость. Дао выступает как своеобразное естественное право. |
Конфуций | 551—479 до н. э. | «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленная его учениками | «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стре-миться к добру, то и народ будет добрым…» «Когда богатства распределяются равно- мерно, — отмечал он, — то не будет бедности…» | Патриархально-патерналистская концепция государства. Государство-большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Принцип неравенства людей. Аристократическая концепция правления. Политический идеал в правлении ари-стократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. | Призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель— это обшир- ный комплекс этических норм и принципов. Законодательство-вспомогательтная функция. Отвергал бунты и борьбу за власть, высоко оценивал блага гражданского мира. |
Мо-цзы | 479—400 до н. э. | «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых… Разве небо не кормит всех?» | Развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обосно-ванием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Следование небесному образцу называл «почитанием мудрости как основы управления». | «Только сын неба может создавать единый об-разец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок». «Высказывания должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной» | |
Легисты: Шан-Ян Хань-Фэйцзы | 390-338 до н. э. III в. до н. э | «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). «ХаньФэй-цзы» | «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». | «Идеал правления, — замечает он, — это когда подданные не могут постичь тайны управления». Закон искусства управления-наказание как средство управления. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство. | Жесткие законы как средство управления. Продуманная система наказаний. Право как жесткая система наказаний. Принцип коллективной от-ветственности. |
Др.Греция, Рим | |||||
Пифагор | 580—500 до н. э. | - | Критикуя демократию, обосновывал аристократические идеалы правления «лучших» — умственной и нравственной элиты. Термин равенство сторон. | Идеалом является полис, в котором господствуют справедливые законы. Наихудшим злом считает анархию (безвластие). Территория государства тоже делится на три части — свя- щенную, общественную и частную. | Справедливость состоит в воздаянии равным за равное. Люди взаимоотношениях должны придерживаться соответствующего вида справедливости. Закон-большая ценность. |
Гераклит | 530—470 до н. э. | - | «Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх». | Выступал за правление лучших. Различает мудрых и неразум-ных, лучших и худших. Нравственно-политическая оценка людей является у него следствием меры интеллектуального постижения ими логоса. | Главное в законе — его соот-ветствие всеобщему логосу, понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим. |
Софисты: 1.Протагор 2.Горгий 3.Гиппий 4.Антифонт 5.Ликофрон | 481—411 до н. э. 483—375 до н. э. 460—400 до н. э. около 400 г. до н. э | - | Все относительно. Истина у каждого своя. Природа-видимый мир. Неписаная «справедливость», - «сущность дел», «божественный и всеобщий закон». | Демократические воззрения. Равенство всех людей. Равенство всех людей по природе- у всех одни и те же естественные потребности. Государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. | «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»-справедливость =демократия. Писаный закон — искусное человеческое изобретение, т. е. нечто искусственное. |
Сократ | 469-399 до н.э. | «Знаю то, что ничего не знаю». Человек рожден для поиска жизни. Человек должен позвать идею. Есть мир идей, и мы живем, чтобы его познать. | Политический идеал-государство, которым управляют мудрые, знающие идею справедливости. Сторонник законности. Править должны знающие. | Поиск идеи справедливости-то, в соотвествии с чем строится государтсво. Достижение истины-главная задача человечества. | |
Платон | 427—347 до н. э | Трактат «Государство» | Истинное познание — это познание бытия, т. е. мира идей. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости». Против крайностей богатства и бедности, за уме-ренность, средний достаток. | Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Частная собственность аристократам не нужна. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены. Детей воспитывает государство. | Источник создания государства-справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Политическими правами обладают только граждане (аристократы). На страже законов стоит правосудие. |
Аристотель | 384—322 до н. э. | «Полития» | «Платон мне друг, но больший друг — истина». Человек-существо политическое (социальное). Средний класс-основа государства. Богатство вредит. Для создания семьи нужна собственность. | Политика как наука у него тесно связана с этикой Государство — продукт естественного развития. Признак государства- смешением олигархии и демократии. Источник создания государства-потребность в защите собственности. Политическое правление — это правление закона, а не людей. | Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Два вида, справедливости: уравнивающую и распределяющую. Существенным составным моментом политического качест-ва закона является его соответствие политической справедли- вости и праву. Закон — «уравновешенный разум». |
Цицерон | 106—43 до н. э. | «О Государстве» «О законах» «Об обязанностях» | Изучение всей природы, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». | Государство (respublica) -дело, дос-тояние народа. Связь государства и собственности. Три формы правления: царская власть, аристократия и народная власть (демократия). | Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. В основе права лежит присущая природе справедливость, причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. |
Римские юристы: 1.Гай 2.Папиниан 3.Павел 4.Ульпиан 5.Модестин | II в., II— III вв. II—III вв. II— III вв. II—III вв. | Институции, Дигесты, кодекс Юстиниана | «Суров закон, но это закон». «В цивильном праве всяческое определение опасно, ибо не мало случаев, когда оно может быть опровергнуто» | Все народы, управляемые законами и обычаями — пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям. «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступ-лений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства». | Строжайшее право-величайшая справедливость. Справедливость предпочтительнее строгости права. Прав публичное (право, кото- рое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). Справедливость есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право. |
Средние века, Возрождение и Реформация
Фома Аквин-ский | |||||
Марси-лий Па- дуан- ский | |||||
Макиа-велли | |||||
Жан Боден | |||||
Рефор-маторы: Мартин Лютер, Томас Мюн-цер, Жан Кальвин | |||||
Утопи- сты: Томас |
Мор, Томма-зоКампа- нелла |
Новое время и Просвещение
Гуго Гроций | |||||
Томас Гоббс | «заполучив власть, желать еще и еще, и так до самой смерти». | ||||
Джон Локк | |||||
Мон-тескье | |||||
Жан- Жак Руссо |
Политические и правовые учения в США 18-19вв.
Томас Пейн, Томас Джеф-ферсон | |||||
А.Гамильтон, Джон Адамс | 1757-1804 1735-1826 | «Заметки федералиста» «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» | Всякое учреждение — дело рук человеческих, изобретение людей, имеющее свои достоинства и недостатки. Установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. | Обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). | Закон по самому смыслу термина включает верховенство. Если индивиды объединяются в общество, то его законы должны быть высшими регуляторами его поведения. |
Политико-правовая мысль Германии
И.Кант | 1724-1804 | «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». | Каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. | На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т. д. | Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. |
Гегель | (1770—1831) | «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа» (1807), «Отчет со- словного собрания королевства Вюртемберг», «Философия ду- ха» (1831), «Философия права» (1826), «Философия истории» (1837), «Английский билль о реформе 1831 г.» и др. | Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). | Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство — разумно. Государство представляет собой, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «То, что есть государство -это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». | Основная задача философии права — научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность. |
Истори-ческая | «Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности — частного права» | Назначение в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Гуго). | Необходимость коренного изменения существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы «требованиям разума», «природе человека», а фактически — назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу. | Действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно. |
школа права: Гуго, Сави-ньи, Пухта | 1764-1844 1779-186 1798-1846 | «Право владения» «Система современного римского права» «Курс институций» | |||
Рудольф фон Иеринг | 1818—1892 | «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852—1865), «Цель в праве» (1877— 1883) и «Борьба за право» (1872). | придерживался установок «юриспруденции понятий» «юриспруденции интересов» | «Государство есть организация социального принуждения». «Государство — единственный источник права | Демиургом прававыступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном счете и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей |
Марксизм
Маркс, Энгельс | 1818-1883 1820-1895 | «Манифесте Коммунистической партии» (1848) | «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для по- литической и юридической надстройки. | В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех ее измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса. | множество институтов государства и права благодаря своим структурным и общефункциональным характеристикам может служить не одному толь- ко, а нескольким разным классам общества, может быть про- водником политики различных классов. |
Современная политико-правовая мысль
Позити-визм: Джон Остин, Берг- бом, Герберт Харт | 1790-1859 | «Определение предмета юриспруденции», «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права» (1863), | Право в строгом смысле уста- навливается для разумных существ другим разумным сущест- вом или существами — таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми | право предстает в относительно определенной и лег- ко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. | |
Социо- логия права: Е.Эрлих,Р.Паунд | 1862-1922 | (Основы социологии права, 1913). | «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судеб- ной практике, а в самом обществе» (Основы социологии права,1913). | Под институциями (институтами) понимаются в данном случае первичные элементы, из которых состоят политические и социальные структуры общества. Институция, по М. Ориу, — это всякое длительное существующее объединение людей или обстоятельств социального характера (брак, семья, война, революция). Институция не есть результат материальной деятельности, это скорее «организующая идея», некое представление о цели, которую желают или вынуждены достигнуть. | |
Соци-альные теории и соли-даризм: О.Конт, А.Мен-гер, Г.Гур- вич, Л.Дюги, О.Гирке | О. Конт «Системе политической философии» (1851 — 1854) | ||||
Норма-тивизм: Г. Кель- зен | 1881—1973 | «Чистая теория права» | Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. | Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для отличия права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль). |
Политико-правовая мысль в России
Иларион | |||||
Нестяжатели: Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, М.Грек | ок. 1433— 1508 (ум. 1556) | Основателем доктрины нестяжания | орга-низовал свою Нило-Сорскую пустынь, в которой реализовал идеал пустынножительства Идеалом Нила является общинное устройство. почетная роль во-инства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществляется главная задача государственной деятельности — обеспечение мирной и стабильной жизни всем подданным. | ||
Стяжатели: И. Волоцкий | (1439—1515 | В своих трудах Иосиф предпринимает попытку провести классификацию законодательства | |||
Славянофилы: Кошелев, Аксаков, Хомяков, Киреевский | Константином Сергеевичем Аксаковым (1817—1860) Алексеем Сте-пановичем Хомяковым (1804—1860) и Иваном Васильевичем Ки- еевским (1808—1856) | «О внутреннем состоянии России» «О старом и новом» и «В ответ л. С. Хомякову» | |||
Западники: Чаадаев, Чернышевский, Белинский, Герцен | (1794—1856) | восемь «Философических писем» | |||
Л.Петражицкий | 1867—1931 | «Тео-рии права и государства в связи с теорией нравственности» (1907) | В гносео-логичес-ком и методологическом отношении он следовал нача- лам позитивной философии, но при этом проявил большую са- мостоятельность и оригинальность в освещении правовых явле- ний и самой природы права. | Петражицкий понимал право как разновидность субъектив-ных переживаний и проводил различение между правом пози- тивным и правом интуитивным. Один из важных итогов психологической трактовки приро-ды права Петражицкий видел в создании новой концепции по- литики права | |
А.О.Ящ енко | |||||
Н.Н.Але ксеев |