БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Костюмы народов Башкортостана весьма условно можно разделить на три группы: связанные с тюркскими обычаями, претерпевшие сильнейшее влияние переселенческих культур и сохраняющие собственно местные традиции. Причем деление это не совпадает с этническим, так как даже у одной народности можно проследить различие в костюмах родов, проживающих на значительном удалении друг от друга.
Эволюция башкирского костюма
Башкирский национальный южноуральский костюм формировался на протяжении более десяти веков и впитал в себя особенности покроя верхней одежды кочевых народов южной Сибири и Центральной Азии.
Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Нас же в большей степени интересуют общие принципы организации этого костюма.
Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Национального музея Республики Башкортостан, выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют целый стан, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад.
|
Туникообразный покрой одежды – самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины.
Башкирский национальный женский костюм
Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.
Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.
Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.
|
Головной убор женщины прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака ила стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором молодых женщин служили яркие покрывала, белые вышитые. Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы – дабы не служили соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.
Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники, прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинаковая от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины.
Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты, перстни, накосники, застежки) изготавливались из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.
Довольно разнообразной была обувь. Сапоги носили и женщины и мужчины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сапог расшивались узором. Сапоги для девочек богато украшались аппликацией. Летом на шерстяные онучи надевали лыковые лапти или кожаные башмаки. Наиболее состоятельные люди имели мягкие кожаные сапожки, ичиги, одеваемые с калошами и башмаками. Валяная обувь у башкир появляется только с середины XIX в. в процессе перехода к оседлой жизни.
|
Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей – ввозимые, а потому и менее распространенные.
Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.
Традиционный костюм - яркий атрибут национальной принадлежности человека. Состав и стиль народного костюма складывались в течение веков и были обусловлены культурно-историческим прошлым народа.
Башкиры - народ со сложной исторической судьбой. В далеком прошлом - это кочевые скотоводческие племена; однако большая часть их, расселившаяся в зоне таежных лесов и гор, довольно рано, уже с первых веков II,тыс. н. э., начала переходить к оседлости. Скотоводство в сочетании с земледелием и охотой характеризовали бытовой уклад многих башкирски деревень. С веками для большей части Башкирии оседлый образ жизни стал определяющим. В условиях оседлости в северных районах из столетия в столетие совершенствовалось ткачество, в том числе декоративное. Наивысшего расцвета достигли вышивальное, вязальное искусство. В то же время в южных районах широко практиковалось изготовление войлока, домашнего сукна; укоренились декоративные традиции (тамбурная вышивка, аппликация), в корне связанные с кочевым миром.
Все более усиливалась разница между севером и югом и в составе костюма. На юге осталась от кочевников так называемая "многослойность" одежды: ношение нескольких халатов, один поверх другого; надевание верхней одежды поверх платья в будни и праздники в течение всего года. Отсюда - особое внимание к оформлению безрукавок и халатов: украшение их цветными нашивками, галуном, серебряными накладками, кораллами, вышивкой. Для отделки праздничной мужской и женской одежды использовали опушку из меха камчатского бобра, выдры, рыжей лисы. Применялась с начала XX в. узорная машинная строчка. Платье на юге Башкирии украшали скромно: одной-двумя цветными полосами над широкой нижней оборкой.
В северных районах и у башкирского населения Курганского и Челябинского Зауралья, где верхняя одежда в последние века выполняла роль сезонной, оформлению платьев уделяли основное внимание. Здесь шили платья из браного холста с разноцветными полосами и розетками, украшали подол вышивкой, аппликацией. Узор располагали не только на подоле, но и на грудке, рукавах.
Говоря о составе и характере башкирского национального костюма, надо прежде всего отметить, что единого общебашкирского костюма не было и не могло быть. Этнокультурные особенности влившихся в состав башкирского народа племен обусловили многообразие национальной культуры. Значительные местные (локальные) различия обнаруживаются в народной одежде, особенно женской. Даже такой головной убор, как каш-мау, который в настоящее время представляется общенациональным, носили не все башкиры. Его не было во многих северных районах республики. Не носили его в Челябинском и Курганском Зауралье, где было принято покрывало кушъяулык. Значительно различались по территории не только головные уборы, но и комплекты украшений, особенно наградных.
В 60-е годы прошлого века на основании собранных в этнографических экспедициях материалов было выделено 7 башкирских территориальных костюмных комплексов: юго-восточный, северо-западный, юго-западный (демский), самаро-иргизский, северо-восточный (айский), восточный (зауральский), центральный (инзерский).