АРТ-МАК Международная онлайн конференция
ПРИТЧА
Тайна любви
Давным-давно жил один старик. Жил он в старом храме.
Часто к храму приходили играть дети. Самым озорным был мальчик по имени Таро.
Показать полностью..
Тіна Гашимова
Мне нравится 25
Поделиться 13
3 дек в 20:36|Комментировать
АРТ-МАК Международная онлайн конференция
Техника раздувания краски.
Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.
Тіна Гашимова
Мне нравится 5
Поделиться 3
2 дек в 20:20|Комментировать
АРТ-МАК Международная онлайн конференция
Прекрасный остров
(Современная притча)
Один старик прожил большую часть своей жизни на одном острове, считавшимся одним из самых красивых в мире. Когда на старости лет он переехал в большой город, кто-то сказал ему:
Показать полностью..
ПРИТЧА
Тайна любви
Давным-давно жил один старик. Жил он в старом храме.
Часто к храму приходили играть дети. Самым озорным был мальчик по имени Таро.
Однажды, когда он играл на ступеньках храма, к нему прилетели три воробья, и один из них сказал:
- Самая великая вещь в этом мире это Солнце. Благодаря солнцу наш мир так прекрасен.
Но люди, привыкшие к его свету, воспринимают солнце как обычное явление.
Услышав это, второй воробей сказал:
- Нет, самая великая вещь в этом мире - это вода. Без воды нет жизни. Но люди, так привыкли к ее доступности, что не воздают ей должного.
И, наконец, заговорил третий воробей:
- То, что вы сказали, правда. И солнце, и вода прекрасные дары. Но самое ценное на земле, о чем люди даже не задумываются, чью щедрость и не замечают, это воздух. Без него мы бы погибли.
Выслушав разговор воробьев, Таро задумался. Он никогда не чувствовал себя благодарным ни воздуху, ни воде, ни солнцу… Мальчик побежал к старику и поведал об услышанном. Ему было грустно от того, что люди так невежественны, что маленькие птички оказались мудрее людей.
Старик ласково улыбнулся и сказал:
- Я поздравляю тебя с великим открытием. Ты прав. Люди упустили из виду самое важное в жизни. Но все их ошибки можно простить, если они научатся Любви. В людях есть пороки, но избавиться от них нельзя, даже собрав всю волю в кулак.
Для того чтобы изгнать пороки, Бог дал людям Любовь. Только Любовь и ее таинственная сила позволяют людям оставаться вершиной божественного творения.
|
Только в Любви есть совершенствование, только в Любви есть развитие.
Любовь – это путь к Богу. Бог не являет нам себя, вместо себя он посылает нам Любовь.
Благодаря Любви люди прощают друг друга, воспринимают друг друга и творят прекрасный мир.
Прекрасный остров
(Современная притча)
Один старик прожил большую часть своей жизни на одном острове, считавшимся одним из самых красивых в мире. Когда на старости лет он переехал в большой город, кто-то сказал ему:
— Как это должно быть здорово, столько лет прожить на острове, который считается одним из чудес света!
Подумав немного, старик ответил:
— Знаете, по правде говоря, если бы я знал, что он так знаменит, то хотя бы взглянул на него.
|
Упражнение "Внутренняя гармония"
Это упражнение направлено на выявление проработку проблем связанных с самоотношением. Это упражнение больше направлено на исследование бессознательного, чем на использование ресурса или прямую коррекцию. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей углубленной работы.
Вариант 1.Представьте с одной стороны некоторую часть своей личности, которую вы не любите, а с другой стороны ту свою часть, которая недовольна первой частью. Проведите между ними мысленную дискуссию. Как можно уладить их конфликт? Могут ли они сблизиться и принять друг друга? Пусть отвергаемая часть скажет критикующей части, что она больше не будет ее отвергать (парадоксальный прием). Что происходит в этом случае? Если намечается сближение, то необходимо повторять эту формулу до полного примирения этих частей вашей личности.
После выполнения упражнения обязательно проводится групповое обсуждение полученных результатов, проводятся индивидуальные сеансы, направленные на завершение конфликта в тех случаях, когда участник группы не справился с проблемой самостоятельно.
Вариант 2.Представьте с одной стороны ту часть своей личности, которую вы очень любите, а с другой стороны, ту часть, которая ее любит. Какие образы появляются спонтанно? Мешает ли что-то этой любви? Что произойдет, если не будет препятствий в проявлении этих чувств? Взаимна ли эта любовь? Как вы себя чувствуете, когда между ними устанавливаются счастливые гармоничные отношения?
|
Результаты этого упражнения также могут привести к осознанию некоторых проблем и их решению в ходе индивидуальных сеансов.
Арт-терапевтическая техника «Коллаж»
Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки. Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
Упражнения по работе с эффектами, которые можно применить в арт-терапии:
1. Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Клиент наблюдает за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущает свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название. В конце происходит анализ рисунка совместно с арт-терапевтом.
2. Контрастный рисунок. В одной композиции клиент должен объединить контрастные формы, цвета и стили, создав яркий рисунок. Суть заключается в том, чтобы в процессе создания рисунка кардинально поменять стратегию работы на противоположную, задействовав при создании рисунка все известные контрасты и пути создания контрастов.
3. Упражнение “Отпечатки”. Заключается в создании рисунка при помощи отпечатка любых предметов, которые пожелает клиент. Максимально задействуется фантазия клиента. Предметами могут служить отпечатки частей тела клиента, аксессуары, одежда и т.п. Место, откуда будут эти предметы принесены, значения не имеет.
4. Создание композиции на бумаге. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу клиент создает объемную композицию. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п.
5. Рисунок смешанными красками. Вначале упражнения клиент смешивает несколько густых красок наиболее нравящихся ему оттенков. Главное – дать волю фантазии и смешать несколько красок, пусть даже изначально не подходящих друг другу оттенков. Впоследствии из получившихся оттенков клиент создает рисунок.
6. Монотипии. Клиент на стекле при помощи густых красок создает изображение, после чего отпечатывает его на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.
7. Техника раздувания краски. Клиент наносит водорастворимую краску с большим процентом содержания воды на лист бумаги и при помощи трубочки раздувает получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать и понять получившийся образ, производится анализ полученных результатов.
8. Чернильные пятна. Клиент берет в руки тонкий лист бумаги, капает на него несколько капель чернил и складывает пополам. Далее клиент разворачивает бумагу и наблюдает полученный образ. Результаты работы обсуждаются с арт-терапевтом.
«Каляки-маляки»: упражнения с каракулями
Упражнение первое
Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.
Упражнение второе
В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.
Упражнение третье
Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.
Арт-терапевтическое упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончить упражнение на положительном настрое, если клиент сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
Упражнения для развития креативности
1. Две случайности
Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.
2. Сумасшедший генетик
Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше – процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.
3. Безумный архитектор
От животных перейдем к архитектуре, давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
4. 10+10
Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказываест, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
5. Название
Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения – название обязательно должно вам понравится.
Водопад
ИГРА (с 6 лет)
Цели: Эта игра на воображение также поможет детям расслабиться. После нее стоит заниматься чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Личное, творческое и духовное развитие на основе МАК
Упражнение «Голос моего сердца »
Автор: Подольная Анна, ученица курса Ники Верниковой "Метафорические ассоциативные карты. Обучение"
Рекомендуется для индивидуальной или групповой работы.
1. Вытяните вслепую три изображения как ответ на вопрос: «Какое истинное желание сейчас моего сердца?»
а) для меня самой
б) в сфере моих отношений с близким (ми)
в) в сфере моей реализации в творчестве, в социуме.
Опишите эти изображения. Что это за желания? Какие чувства вызывают изображения?
2. Вытяните вслепую одно изображение как ответ на вопрос «Что поможет мне лучше слышать себя, свои желания и то, как мне двигаться к их реализации?» Расскажите, что вы видите на изображении, о чем оно вам говорит.
3. Вытяните вслепую три изображения как ответ на вопрос: «Какие действия и ресурсы помогут мне реализовать эти желания в моей жизни?». Опишите эти изображения; о каких действиях и ресурсах они вам говорят. Что конкретно вы предпримете для исполнения ваших желаний? Запишите сказанное.
4. Послание себе. Вытяните вслепую два изображения как ответы на вопрос «За что я могу поблагодарить 1) себя - 2)и других в том месте, где я нахожусь сейчас, куда я уже сумела прийти, и за те желания моего сердца, что уже исполнились? Что помогло мне в их исполнении?» Опишите изображения, расскажите о своих пониманиях. Запишите и сфотографируйте.
Притча «О возможностях»
Однажды Зевс и Гера сидели на небесах и наблюдали за людьми. Вдруг Гера заметила одного человека, который сидел на земле и горько плакал. Он был очень беден: его одежда превратилась в лохмотья, сандали на ногах были почти совсем разорваны. Гера пожалела его и принялась просить Зевса: - Видишь вон того мужчину, который горько плачет – помоги ему! - Я уже пытался, но он ещё не готов! Но Гера ничего не хотела слышать. Ей было искренне жаль мужчину: - Какой ты бессердечный! Ведь для тебя ничего не стоит послать ему хоть немного денег. Ты же видишь, он голоден, ему нечего носить. Зевс рассмеялся: - Хорошо, я исполню твою просьбу. Для меня это действительно ничего не стоит. Но он ещё не готов… И безоблачное небо пронзила молния. Казалось, что весь мир на мгновение замер. Но вот снова защебетали птицы, ещё ярче засветило солнце. И на дороге прямо перед бедняком появился большой мешок, наполненный золотом. Мужчина брёл, не поднимая головы, и наткнулся прямо на мешок. Он споткнулся и отскочил в сторону, боясь порвать свои и без того изношенные сандали. Аккуратно переступив через мешок он, вздыхая, побрёл дальше…
Упражнение “Позитивный негатив” (рекомендуется выполнять на основе колоды Ники Верниковой "Люди и звери")
Рекомендуется для индивидуальной работы.
Предназначено для развития ассоциативного мышления, обретения нового видения самого себя, перевода негатива в позитив.
Позволяет увидеть положительное в отрицательном и пополнить свой энергетический ресурс.
Инструкция:
1. Вслепую из категории карт “Звери” вытяните от 4 до 6 карт.
2. Когда вы перевернете эти карты, то увидите, что изображенные на них звери,
обладают теми же качествами, которые в той или иной мере присущи вам.
3. Разложите карты на две группы:
1. В первую войдут карты, отражающие ваши позитивные качества, за которые вы себя цените и уважаете, которые помогают вам в решении проблем и достижении ваших целей. Расскажите о каждой карте.
2. Во вторую – карты, отражающие ваши негативные качества, за которые вы себя корите, ругаете, которых стесняетесь или даже не признаетесь в их существовании. Расскажите о каждой карте.
4. Теперь рассмотрите каждую карту второй группы по отдельности. Подумайте, где и как это “негативное” качество может проявляться в роли позитивного. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Были ли случаи, когда это качество выручало вас, помогало вам, служило вам добрую службу?
2. В каких других жизненных ситуациях вы можете экологично использовать это качество?
3. Какое открытие вы для себя сделали?
Дорогие друзья! С нетерпение жду вас на бесплатном вебинаре по работе с портретными колодами. Уже завтра 8 сентября. Спешите регистрироваться: makvernikova.esy.es
Упражнение “Я чувствую сейчас…”
Рекомендуется для индивидуальной работы.
Предназначено для развития эмоционального интеллекта и самопомощи.
Позволяет перевести негативные эмоциональные переживания в позитивные и открыть дополнительный ресурс.
1. В открытую из категории карт “Люди” выберите карту, с которой вы ассоциируете себя в спокойном, умиротворенном состоянии. Расскажите об этой карте. Какими знаниями и опытом она обладает?
2. Подумайте о ситуации, которая вас сейчас беспокоит. В открытую из карт-людей выберите карту, с которой вы ассоциируете себя в этой ситуации. Расскажите об этой карте:
1) Какое у нее настроение?
2) Какие эмоции она переживает?
3) Как чувствует себя физически?
4) Как давно она пребывает в таком состоянии?
3. Расположите вторую карту слева, а первую справа.
4. Попросите у первой карты, учитывая ее знания и жизненных опыт, совет для первой карты.
5. Из ресурсной части колоды карт “Сила времени”, категории карт-ресурсов колоды “Времена года” или колоды “Morena” вслепую вытяните три карты, которые станут подсказками, где взять дополнительный ресурс, чтобы осуществить рекомендации первой карты и из текущего состояния вернуться в спокойное и умиротворенное.
ПРИТЧА "УРОК ДЛЯ ДУШИ"
Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок.
Тут встала смелая и сильная душа:
- В этот раз я иду на Землю, чтобы научиться прощать. Кто поможет мне в этом?
Души с сочувствием и даже немного испуганно заговорили:
- Это один из самых сложных уроков...
Ты можешь за одну жизнь не справиться...
Ты так будешь Страдать...
Мы Тебе Сострадаем...
Но ты можешь справиться...
Мы тебя любим и будем помогать...
Проект Эзотерика, саморазвитие - путь к себе!
Одна душа сказала:
- Я готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе. Я стану твоим мужем, в нашей семейной жизни многие проблемы будут по моей вине, а ты будешь учиться меня прощать.
Вторая душа вздохнула:
- А я могу стать одним из твоих родителей, обеспечить тебе тяжелое детство, затем вмешиваться в твою жизнь и препятствовать в делах, а ты будешь учиться меня прощать.
Третья душа произнесла:
- А я стану одним из твоих начальников, и часто буду относиться к тебе несправедливо и высокомерно, чтобы ты могла учиться испытывать чувство прощения...
Ещё несколько душ согласились встретиться с ней в разное время для закрепления урока...
Итак, каждая душа выбрала свой урок, они распределили роли, продумали взаимосвязанный план жизни, где они будут друг друга обучать и наставлять, и спустились для воплощения на Землю.
Но такова уж особенность обучения душ, что при рождении их память очищается. И лишь некоторые догадываются о том, что многие события не случайны, а каждый человек появляется в нашей жизни именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несет...
Проблемы — это послания
Если в вашей жизни возникают проблемы, значит. Вселенная пытается привлечь ваше внимание. Она говорит вам: "Эй, существует нечто, что ты должен осознать, нечто, требующее перемен!" Если вы обращаете внимание на небольшие сигналы, то учитесь на них, но если вы этого не делаете, — проблемы будут усиливаться до тех пор, пока вы не воспримете послание и не начнете уделять внимание тому, чего оно касается. Если вы поймете, что всякий раз, когда возникает проблема. Вселенная хочет что-то вам показать, вы будете быстро продвигаться в своем путешествии к самораскрытию.
Когда случается что-то "негативное", это событие как бы уговаривает вас задуматься: "Почему это произошло со мной? Я все делаю настолько хорошо, насколько могу, но все идет не так. Я не понимаю, почему у меня возникла эта проблема". Если вы поймаете себя на подобных мыслях, попытайтесь открыться тому, чтобы посмотреть на все иначе. Обратитесь внутрь и скажите Вселенной: "Я знаю, ты пытаешься мне что-то показать. Помоги мне понять, что это такое".
После того как вы это сделаете, расслабьтесь и продолжайте свою жизнь, но оставайтесь открытыми посланию, которое вы должны получить. Оно может прийти в виде внутреннего ощущения или осознания, каких-то слов, которые вам скажет друг, или чего-то неожиданного, что произойдет с вами. Послание может прийти немедленно, или же для этого потребуется время. Года два назад одного из моих клиентов совершенно неожиданно уволили с работы. Сначала он был совершенно подавлен, но спустя несколько месяцев открыл собственный бизнес. Его бизнес процветает, но только несколько недель назад он понял послание, которое отражало его увольнение. Обсуждая с другом вопрос работы на других людей, он вдруг осознал, что увольнение было попыткой объяснить ему, что он готов сам заниматься бизнесом вместо того, чтобы работать на других. Это осознание явилось для него лишь подтверждением правильности его нынешнего курса, но заодно он окончательно избавился от чувства несостоятельности, которое возникло из-за увольнения и продолжало в нем жить с тех пор.
Шакти Гавэйн "Жизнь в свете"
Телесная карта страхов
Один из основных законов телесно-ориентированной психотерапии гласит: "Тело помнит всё". Воспоминания обо всем, что с нами произошло, хранятся в нашем теле, в том числе и о наших чувствах. Тело можно сравнить с чердаком, на который отправляется всё то, что не хочется видеть в самом доме.И как хозяйка кричит: "Я не хочу видеть здесь эту рухлядь, отнесите её на чердак!" - так и в нашем теле поселяются все те чувства, которые наше сознание не хочет в себе видеть, то есть признавать. В психологии этот механизм называется вытеснением: в бессознательное вытесняются болезненные переживания, мысли, воспоминания… В том числе, конечно, и страхи.
Но как кресло не исчезнет из дома, если его переместить из гостиной на чердак, так и чувства никуда не денутся, если на них просто не обращать внимания. Они стремятся вернуться в сознание, напомнить о себе - и делают это через болезни. И большинство телесных недугов - следствие вытесненных из сознания чувств. Где в теле поселилось чувство, там и проявляется болезненный симптом. Это как бы сигнал от чувства: "Посмотри на меня!"
Вы сможете составить свою индивидуальную телесную карту страхов. Для этого вам понадобятся: белый лист бумаги и инструменты для рисования (любые, кроме ручки и фломастеров).
Нарисуйте свое тело целиком, всю фигуру. Художественные способности здесь роли не играют!
А теперь прислушайтесь к своему реальному телу. Прикройте глаза, попытайтесь хорошенько ощутить всё своё тело разом: как оно себя чувствует? Комфортно ли ему? Тепло? Напряжено оно или расслаблено?.. А теперь, продолжая ощущать всё своё тело одновременно, спросите себя: где в моём теле живёт страх?
Возможно, вам нужно будет вспомнить ситуации, когда вы боялись. И какие-то участки тела обратят на себя ваше внимание, как будто "помашут ручкой". Запомните их.
А теперь отметьте на рисунке эти места - где в вашем теле находится страх. Это может быть один участок или несколько. Правая и левая стороны тела вполне могут отличаться. Кроме того, страх может быть где-то проявлен больше, где-то меньше - вы можете отобразить это на рисунке при помощи разных цветов. Помните, что телесная карта чувств всегда индивидуальна, тут не может быть правильных или неправильных вариантов!
Глаза - один из основных каналов восприятия, поэтому, когда есть бессознательный страх реальности, нежелание видеть правду и признавать действительность такой, какая она есть, он поселяется именно там. И во многих случаях нарушения зрения - это проявление бессознательной позиции: "Я не хочу это видеть!" Это попытка спрятать, подобно страусу, голову в песок, но и эффективность примерно такая же, проблемы - то не исчезают…
Спина: боязнь быть несовершенным, не оправдать ожидания. Обычно свидетельствует о перфекционизме. Конечно, у такого человека есть шанс добиться высот, но еще более вероятно, что любые свои порывы он будет тормозить из-за страха ошибиться.
Плечи символизируют силу, а также ответственность. Поэтому здесь селится страх быть слабым, а также не справиться с ответственностью.
Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение: здесь обосновались социальные страхи, то есть связанные с социальной жизнью. Смущение, стеснительность, робость, стыдливость - это проявления наших социальных страхов не соответствовать, быть отвергнутым обществом.
Кисти сигнализируют о коммуникативных проблемах, то есть связанных с общением. Внутренняя установка здесь такая: "Мир в целом, может, и не враждебен, но уж люди-то точно". Правая кисть говорит о страхе мужчин, левая - женщин (при этом правая и левая сторона нарисованной фигуры определяются так, как если бы это было зеркало, а не фотография).
Лицо: страх "потерять лицо". Такие люди придают большое значение тому, что о них думают и как их воспринимают. Им нужно, чтобы их любили, принимали, одобряли - причем все. Из-за этого приходится постоянно носить маски, причем самые разные - обычно их арсенал велик и разнообразен. Но за масками легко потерять себя настоящего. Как в анекдоте: "Хамелеон посмотрел в зеркало и задумался, какой же цвет ему принять…"
Шея: страх выразить, проявить свои чувства. У таких людей часто бывают проблемы с горлом: постоянные ангины, першение, ощущение сжатия. Они говорят высоким тонким голосом, немного детским, и жалуются, что не умеют петь. Это происходит из-за постоянного напряжения в шее: как только в груди начинают подниматься чувства, чтобы выйти наружу, шея сжимается, удерживая всё внутри. Внешне они могут казаться бесчувственными, но внутри бушует буря страстей - просто не может выйти наружу.
Грудная клетка вмещает страх одиночества, страх "отвержения меня как личности", в отличие от страха "отвержения меня как члена социума". Глубоко в груди сидит ощущение своей "неправильности", "недостойности", "неполноценности". Убеждение "Я плохой, поэтому я буду отвергнут миром".
В животе живёт страх за жизнь, недаром это однокоренные слова. Страх поселяется там в ситуациях угрозы для жизни - она могла быть как реальной, так и не реальной, просто так воспринимаемой. И хотя опасность прошла, для Бессознательного она ещё актуальна - оно постоянно настороже, настоящее расслабление и чувство безопасности становятся недоступны.
Таз сигнализирует о страхах в сексуальной сфере. Поселившись там, они могут как приводить к болезням, так и мешать здоровой оргастической разрядке: согласно исследованиям, большинство женщин, причем в разных странах, симулирует оргазм. И за подобной аноргазмией стоят в первую очередь страхи.
Руки говорят о страхе контактировать с миром, потому что на бессознательном уровне он воспринимается как враждебный, непринимающий. Страшен мир в целом - и для этого нет логического объяснения, доводов, это эмоциональное ощущение. Поэтому люди с такой установкой предпочитают выбирать профессии, требующие минимум контактов с миром: за монитором компьютера.
Если страх живёт в ногах, это говорит о нехватке опоры в жизни, устойчивости, о бессознательном ощущении "Мне не на кого опереться", "Не стою твёрдо на своих ногах". Не хватает стабильности, нет уверенности - в себе, мире, завтрашнем дне.
Ольга Дармограй
Упражнение "Рисунок на мокрой бумеге"
Цель: сплочение группы, раскрепощение участников, развитие умения взаимодействовать в группе и анализировать свои чувства.
Возраст: от пяти лет и без ограничения.
Материалы: бумага большого формата, листочки А4(или пластилин), губки, ёмкости с водой, гуашь, кисти.
Сдвиньте столы и попросите группу стать вокруг. На столы положите лист А1 для шести-восьми человек. Если количество участников больше, то и лист должен быть больше. Можно также разделить группу на подгруппы. Лист можно размещать на полу, возвращая участников в детство. Мокрыми губками нужно смочить лист водой так, чтобы он стал блестящим от влаги. Это делают сами участники. Затем тренер просит группу заполнить цветом пространство листа так, чтобы на нем не осталось белых мест. И группа приступает к рисованию. На работу отводится не более 30 минут. Затем художники должны дать общее название картине. Здесь важно прийти к общему мнению. Можно смастерить из бумаги или пластилина героев, которые могли бы присутствовать на этом рисунке и поместить их на плоскость листа. Важно, чтобы каждый рассказал о своём герое, его настроении. А затем обсуждается вся работа: какие чувства были в начале рисования, в процессе работы, при подборе названия, когда делали героев, когда рассказывали о них.
Примечания: вся работа в группе является диагностичной. Проанализировав действия участников вы легко сможете определить лидера группы, выявить размер личного пространства и способ завоевания границ, определите людей, которые не комфортно чувствуют себя в группе, а также сможете выяснить актуальные проблемы при обсуждении героев.
Арт-терапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
Для выполнения упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим. Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите ее.
Арт-терапевтическое упражнение "Детская игра"
Клиенту предлагается нарисовать на листе бумаги свою любимую детскую игру и придумать данному рисунку название. Казалось бы, нет ничего проще. Однако, особенностью данного упражнения является необходимость выполнения рисунка рукой, не являющейся для клиента основной. Материалы для выполнения упражнения – лист бумаги (формат А3), цветные мелки, гуашь, акварель. Данное упражнение направлено на раздвигание пределов умений клиента, развитие в нем спонтанности действия, открытие новых чувств и ощущений. Помимо этого при выполнении упражнения нередко всплывают детские страхи и переживания, скрытые ранее в клиенте и мешавшие его нормальной жизнедеятельности. После выполнения рисунка арт-терапевт проводит с клиентом анализ работы, задавая вопросы вроде: “Что вы чувствуете, глядя на рисунок?”, “Почему вы выбрали именно эту игру?”, “Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?” и т.д.
Работа с глиной. Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может
быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание,
формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;
- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции; - Изготовьте различные сосуды из глины;- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;- Создайте глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите
поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига,
эту маску потом можно раскрасить);
- Создайте глиняный амулет или оберег.
Арт-терапевтическое упражнение