Одним из основных понятий и главной операционной единицей в ландшафтной или ландшафтно-экологической архитектуре и дизайне является пейзаж. Пейзаж: — это визуально воспринимаемая, ограниченная чем-либо часть ландшафта или местности (их общий вид). По пространственному восприятию их подразделяют, или классифицируют, на открытые, полуоткрытые, закрытые. На их фоне уже создаются те или иные ландшафтно-архитектурные сюжеты и композиции. Ландшафтно-экологическая архитектура (ЛЭА). Ландшафтно-экологическая архитектура природно-хозяйственных ландшафтов — это геоэкологически обоснованная архитектура открытых пространств. Ландшафтно-экологическая архитектура — это искусство создавать или организовывать пространство ТПХС или их частей в соответствии с законами геоэкологии, эстетики, красоты, гармонии природы и хозяйственной деятельности людей. ЛЭА нацелена на создание живописной, геоэкологически организованной системы природных, природно-хозяйственных и хозяйственных объектов, форм и элементов рельефа, водоемов, связанных с определенными функциональными зонами, сооружениями, конструкциями, растительными группировками, формирующими территориальную среду жизнедеятельности людей. Ландшафтно-экологическая архитектура ТПХС, удовлетворяя цивилизационные установки общества и эстетические вкусы людей, ориентируется на выполнение конкретных хозяйственных и экологических функций.
Объектом ландшафтно-экологической архитектуры является целенаправленная территориальная организация пространства населенных пунктов, промышленных и рекреационных зон, а также сельскохозяйственной местности. Предметами (или ландшафтно-архитектурными произведениями) являются инженерные, технические и природные сооружения и природно-хозяйственные системы, их формы и взаимная группировка, определяющая эстетический облик территорий и геоэкологически безопасное функционирование ТПХС.
Ландшафтно-экологическая архитектура опирается на цивилизационные установки общества, природные (ландшафтные и экологические) особенности конкретных территорий, их хозяйственную специализацию, а также технические и финансовые возможности общества или хозяйствующего субъекта. Исторически она возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства, учитывающего геоэкологические установки, нормативы и правила территориального проектирования.
Ландшафтно-экологический архитектурный ансамбль территории определяется ее функциональным назначением, природными особенностями территории, типом культуры, возможностями (экономико-технологическими) общества или хозяйствующего субъекта.
Эстетические и геоэкологические свойства ландшафтно-архитектурного произведения существенно зависят от его конструктивного решения (планировки, группировки, типов технических, природных и природно-хозяйственных сооружений и объектов).
В отличие от живописи и скульптуры ландшафтная архитектура не может изобретать нечто, существующее вне природы и ТПХС, поэтому она всегда вполне реалистична и функционально
ориентирована. Специфика ее в том, что она имеет дело преимущественно с природными объектами и материалами (рельефом, водоемами, растительностью).
Эстетическая оценка качеств ландшафтно-экологической архитектуры включает в себя представление о функциональном назначении и использовании ландшафтно-архитектурного ансамбля и его частей, а также его способности удовлетворять те или иные жизненные, в том числе хозяйственные, потребности, для которых он создан, стиль произведения и эстетические вкусы
людей.
При формировании пространственного образа ландшафтно-архитектурного ансамбля, его объемно-пространственной композиции в ландшафтно-экологической архитектуре используются следующие подходы и принципы:
• традиционные архитектурно-художественные принципы территориальной симметрии или асимметрии, плавности переходов и контрастности, соразмерности и периодической повторяемости
определенных форм, фрактальности или самоподобия разномасштабных структур и элементов ансамбля, их гармонии и художественной вписанности в природу;
• принципы ландшафтно-экологической совместимости, функциональной и адаптивной вписываемости инженерных сооружений, хозяйственных структур и деятельности в природные ландшафты, допустимой фрагментации природных объектов, а также
ландшафтно-экологической поляризации территории ПХС;
• производственно-техническое, функциональное и геоэкологическое зонирование и соответствующее планирование проектируемых территорий.
Важная роль в ландшафтной архитектуре принадлежит принципам, заложенным особенностями культуры и традиции народов, проживающих на данной территории, обусловленными природно-климатическими, гидрологическими, геоморфологическими и другими особенностями ее ландшафтов.
Большое значение в ЛЭА имеет гармония в масштабных соотношениях при художественном и функционально-экологическом конструировании и оформлении территории ПХС. Например, соответствие мощности и экологической опасности хозяйственных объектов размерам и конструкции санитарно-защитных или зеленых зон, нейтрализующих вредные техногенные воздействия, или соответствие рекреационной нагрузки устойчивости ландшафта и его ландшафтной планировке.
Ландшафтная архитектура экопоселений и пермакультура. Существуют несколько взглядов и концептуальных установок на проектирование и архитектуру домов и поселений людей, выработанных в разные периоды развития человека. Их коротко можно выразить так: «мой дом — моя крепость»; концепции Ле Корбюзье о жилище как «машине для жилья» и ее продолжении — типовом серийном строительстве; современные концепции экодома, города-сада, экогорода или экопоселения. Однако и современная концепция экопоселений в трактовке многих архитекторов-проектировщиков оказывается абстрактно-идеалистической и практически неосуществимой в отрыве от пространственно-географической концепции ландшафтного планирования. Ее использование сразу требует выстраивания геоэкологической иерархии природно-хозяйственных объектов и систем. Например, экодом с его ореолом или ареалом воздействия на ОС в составе экопоселения с пермакультурой или экополиса, которые имеют своио реолы (экополя) и являются структурными элементами ПАЛ или КЛ регионов и ГО в целом. Присутствие в ландшафтной архитектуре экопоселений и экодомов элементов пермакультуры в виде растений и их сообществ в идеале приближает их образы к представлениям о рае (эдеме), отраженным во многих религиях. При чем ландшафтно-географическая концепция подразумевает, что системы экопоселений
и экодомов должны быть адаптированы к природным зонам и природно-хозяйственным условиям регионов. Одновременно они должны быть биоэкопозиционными, т.е. неагрессивными к ОС, продуктивными и благоприятно взаимодействовать с природными ландшафтами.
Понятие «пермакультура» подразумевает сконструированную с помощью ландшафтно-экологической архитектуры геоэкосистему экогорода, экопоселения или производственного объекта, в которой устойчивые растительные сообщества и объекты, размещаясь на разных элементах зданий, поддерживают благоприятную экологическую обстановку и дают биологическую продукцию, потребляемую человеком. Пермаэкосистемы КЛ по своим благоприятным свойствам и устойчивости приближаются к естественным ландшафтным геокомплексам и характеризуются эко-разнообразием, многоярусностью, способностью к саморегуляции и самовосстановлению. В ландшафтно-архитектурных разработках и экодизайне представления о пермакультуре позволяют
использовать под нее даже небольшие площадки разных уровней в зданиях и экопоселениях для мелиорации их среды и получения урожаев.
Ландшафтно-экологический дизайн (ЛЭД). В настоящее время дизайн (от англ. design — «проектировать», «проект», «план») обычно означает вид деятельности по эстетическому проектированию предметного мира, преимущественно внешнего, художественно-
стилистического оформления морфологического блика проектируемых объектов, их гармонической или, наоборот, контрастной (выделение) вписанности в окружающую среду. Дизайн иногда
понимается как художественное конструирование и результат проектной производственной деятельности (дизайн изделия, делающий его привлекательным). Его объектами являются структурные элементы ландшафтно-архитектурных ансамблей, малые архитектурные формы, элементы садово-паркового и производственного ландшафтов. В настоящее время широкое развитие получает садово-дачный, городской домостроительный и пригородный коттеджный
«ландшафтный» дизайн. Реже говорят об индустриальном дизайне. К сожалению, такого рода ландшафтный дизайн ориентирован больше на внешний эффект и мало внимания уделяет
конструктивному удобству строительства, функционирования, развития, ремонта изношенного оборудования, а также экологической безопасности «изделия» для человека и природы. Функционально-производственный ландшафтно-экологический дизайн применительно к промышленным, индустриально-строительным, сельскохозяйственным и рудеральным объектам и комплексам разработан и разрабатывается весьма слабо. А ведь именно такие объекты чаще и больше всего портят внешний вид, пейзаж и экологическую обстановку территорий.
Ландшафтно-экологический дизайн включает в себя проектирование и формирование не только художественной эстетики, визуально-морфологических качеств, но и функциональных свойств предметного мира и его среды. ЛЭД должен соответствовать функциональным особенностям ТПХС, современной культуре, а также воспитывать ее. Важными направлениями ЛЭД являются предотвращение, минимизация или ликвидация последствий аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС), удобство ремонта и замены оборудования, совершенствования ландшафтно-экологического производственного ансамбля ТПХС.
ЛЭД включает в себя научно обоснованное и эстетическое решение социальных, социально-
экологических и природоохранных проблем рационального природопользования. Его целевая ориентация — художественная, эколого-хозяйственная оптимизация морфологии и функционирования элементов и структур ТПХС определенной производственной или другой хозяйственной направленности.
Если ландшафтно-экологическая архитектура определяет общий облик природно-хозяйственного ландшафта ТПХС, то ЛЭД уточняет, обтачивает детали архитектурного комплекса, придавая ему завершенность и привлекательность, те или иные национальные, модернистские или ретро оттенки, подчеркивает либо наоборот, скрывает и совершенствует функциональную и экологическую ориентацию конструкций.