Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него.
Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков:
1) в зависимости от направленности расчетов они могут быть подразделены на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);
2) в зависимости от контрагента расчетов могут быть выделены расчеты предприятия (организации):
с поставщиками и подрядчиками;
с покупателями и заказчиками;
с различными дебиторами и кредиторами;
по кредитам и займам;
с бюджетом и внебюджетными фондами;
с персоналом по оплате труда;
с подотчетными лицами;
с персоналом по прочим операциям;
с учредителями;
внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;
3) в зависимости от формы проведения расчетов они могут быть подразделены на расчеты в денежной и неденежной формах;
4) в зависимости от характера операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям.
Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, - это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.
Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями.
|
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;
контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности.
Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы.
2.Виды учета расчетов с покупателями и заказчиками
2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
В соответствии с новым Планом счетов [7], учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". На счете 62 также отражаются авансы полученные. Необходимо отметить, что в новом Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
|
покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
авансам полученным;
векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:
расчеты в порядке инкассо:
расчеты плановыми платежами;
авансы полученные;
векселя полученные.
На счете 62 должны отражаться следующие основные операции:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг): | ||
на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг; | 51, 50, 52 | |
на сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса; | 68 "НДС" | |
на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; | 90-2 | 20, 23, 26 |
на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; | 90-1 | |
на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; | 90-3 | |
(сторно) - на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса); | ||
на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика; | ||
на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет | 51, 50, 52 |
|
В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца указывается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Содержание операции | Дебет | Кредит |
при последующей оплате поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг: | ||
на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; | 90-2 | 20 (23, 26 и т.д.) |
на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; | 90-1 | |
на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; | 90-3 | 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты) |
на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. | 51 (50, 52) |
Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям; | ||
на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры); | ||
на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне. |
Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. Порядок использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций - существенно расширено. К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
суммы финансовых санкций | ||
поступление денежных средств в погашение задолженности по финансовым санкциям | 51, 50, 52 |
В Инструкции по применению нового Плана счетов имеется, оговорка, что суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых они были приняты на учет по дебету счета 76. Однако указанное выше условие, при котором такие суммы принимаются к учету, практически исключает возникновение подобной ситуации.
2.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него - в Главную книгу. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
2.3 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками
Основанием для отражения в учете сумм оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, а также сумм предварительной оплаты в счет будущих поставок продукции, выполнения работ, услуг является выписка банка. При этом на саму отгруженную продукцию составляется накладная, покупателю или заказчику выставляется счет на оплату, а в течение 5 дней с момента отгрузки выставляется счет-фактура. Основанием для зачета аванса в оплату отгруженной продукции является бухгалтерская справка. Списание дебиторской задолженности, у которой прошел срок исковой давности, производится на основании инвентаризационной ведомости, письменного обоснования и приказа руководителя.