Экзаменационный билет № 26. 1.Диалог с ребенком как основа гуманной педагогики




1. Диалог с ребенком как основа гуманной педагогики. Принятие состояния ребенка. Умения выхода на диалог.

В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича Амонашвили: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». Педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

Нравственная основа детско-учительской кооперации - способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путём шефской помощи детскому саду, начальным классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, обучение чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п. недостатков, а к усилению всех положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями. На этом основывается лозунг воспитания-диалога «любить и уважать воспитанника таким, каков он есть». Известно, что восприятие, познание другого человека обычно связаны с его оценкой, определенным отношением к воспринимаемому. Однако в данном случае предполагается развитие акцента на том, чтобы воспитанник, получая от воспитателя сведения о себе, учился сам давать себе оценки.

Задание 2. Юлия необычная девочка, девочка «звезда». Отлично поет и танцует. Выступает на смотрах юных талантов и участвует в различных музыкальных конкурсах, но не любит физкультуру. Часто пропускает занятия и по уважительной причине, и из-за выступлений. А когда все же посещает уроки физкультуры, то выполняет все нехотя, часто конфликтует с учителем и «играет на публику». Подведя неутешительный итог в конце года, учитель заслуженно поставил Юлии «3» в году. На следующий день учитель пришел на работу, где около спортивного зала столкнулся с Юлией и ее мамой. Мама изначально была настроена решительно и агрессивно. Из разговора с ней учитель понял одно, «Нам нужна пятерка». Никакие доводы и пояснения учителя о том, как занимается Юлия, ответ был одинаков: Мне все равно на то, что вы там говорите. У Юлии по всем предметам пятерки и нам не нужна тройка по какой-то бесполезной физкультуре, которая никогда ей не пригодится. Я настаиваю на оценке «отлично». Делайте что хотите, но нам не нужна ваша ничтожная и несправедливая тройка.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте ситуацию:

1.1. Определите структуру конфликта:

Объект: (из-за чего конфликт случился, обе стороны касаются объекта, но каждый преследует свои цели) оценка по физкультуре у Юли

Предмет: (противоречие, которое послужило пусковым механизмом ситуации) противоречие между учителем физкультуры и мамы Юли

Стороны конфликта: Юля, мама, учитель

§ личностные элементы конфликта:

- основные психологические доминанты поведения черты характера и типы личностей,; Определенно, что оведение мамы Юли и самой Юли указывает на то, что они холерики, они очень вспыльчивы, но при этом активность направляют в нужное русло. Учитель физры скорее всего флегматик, так как он принимает четкие справедивые решения и следует своим установкам до конца.

- установки личности;

- неадекватные оценки и восприятия; Мама Юли не адекватно воспринимает происхлдящую ситуацию, превознося своего ребенка и унижая учителя.

- манеры поведения; (см выше)

- этические ценности. Учитель пытается сформировать у ребенка этические ценности такие как: правильное оценивание труда, ответственность за свои поступки, справедливость и тд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: