Обоснуйте необходимость владения вожатым приемами профилактики эмоционального профессионального выгорания.




Экзаменационный билет № 22

 

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Три аспекта профессионального выгорания

 

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

 

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с детьми. Преобладают объект-объектные отношения.

 

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

 

Поэтому, чтобы работать с детьми качественно и не переносить свое эмоциональное состояние на них и не входить в это состояние самому необходимо проводить профилактику выгорания.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

· Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

· Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

· Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

· Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

· Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

· Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

· Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

· Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

 

Задание 2. Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: – Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

– Это секрет? – серьезно спрашивает педагог.

Они кивают головой.

– Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте ситуацию:

1.1. Определите структуру конфликта:

§ Объект: (из-за чего конфликт случился, обе стороны касаются объекта, но каждый преследует свои цели) не понятно, секрет

§ Предмет: (противоречие, которое послужило пусковым механизмом ситуации) драка в следствии разного мнения

§ Стороны конфликта: два подростка и учитель

- манеры поведения; Дети сначала выбрали агрессивную манеру поведения, но пришедший на помощь учитель склонил их в сторону более уравновешенного решения конфликта.

- этические ценности. Учитель призывает мальчиков решать конфликт цивилизовано, разобравшись в проблеме и ситуации посредством разговора тет-а-тет.

1.2. Ответьте на вопросы:

- Каковы особенности обучения и воспитания этих детей? Каковы особенности личности и деятельности этих детей?

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

- Каких правил следует придерживаться педагогу в общении с этими детьми?

- Рекомендации педагог - психолога по общению с подростками педагогов:

- 1. Выслушивать подростка. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

- 2. Предложить самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

- 4.Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.

- 5.Разговор не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

- 6.Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

- 7.Пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

- 8.Никогда не пытаться воспитывать, находясь в плохом настроении. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.

- 9.Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Самое главное – вам надо убедить подростка, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

- 10. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.

- 11.Не пропустите момента, когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что...».

- 12.Укажите ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы подросток осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.

- 13.Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Не «ты плохой!», а «ты поступил плохо!», и объясните кратко почему.

- 14.Дайте подростку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Или скажите, например: «Я думаю, что после нашего разговора этого больше не повторится, и мы забудем то, что сегодня произошло

- 15 Педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.

 

- Какие индивидуальные и возрастные особенности проявились у детей в описанной ситуации? (см выше)

 

-

2. Как бы вы поступили, если бы в Вашем классе возникла подобная проблема?

3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

4. На ваш взгляд, в чем причина подобного поведения детей?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: