Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Развитие гендерной теории и результаты исследований, основанных на гендерном подходе, постепенно привели к осознанию того, что рассматривать любую социальную проблему (в сфере истории или культуры, политики или экономики, психологии или социологии) без учета гендерной составляющей, неполно и односторонне.
Принято считать, что гендерные исследования начали развиваться в России в конце 80-х - начале 90-х годов, когда стали возникать первые феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике. Опубликованная в 1989 году в журнале «Коммунист» статья А. Посадской, Н. Римашевской и Н. Захаровой «Как мы решали женский вопрос» стала своего рода программным документом начальной стадии нового направления в науке и общественном женском движении, которое позже, в 1994 году, с легкой руки английских издателей книги «Women in Russia», было названо «Новой эрой феминизма в России».
У историков принято датировать исторические события по упоминанию о них в письменных источниках. Если посмотреть на историю возникновения и развития гендерных исследований в России (бывшем СССР) с этих позиций, то «отсчет времени» следует начать с 1990 года, когда в рамках Академии наук, в Институте социально-экономических проблем народонаселения была создана лаборатория, в официальном названии которой впервые был использован термин «гендер». Позднее это научное подразделение стало более известно как Московский центр гендерных исследований (МЦГИ).
|
В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения это не проблема а, скорее, особенность самого понятия предполагающее дальнейшие исследование. Само слово не имеет в русском языке перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского: «gender -пол».
Изучением понятия гендера занимается отрасль социологии и антропологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов разделения труда между полами, их культурные символы и социально-психологические стереотипы, а также их влияние на различные аспекты социального поведения.
Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих «женственности»(feminity) и «мужественности»(masculinity).
В социологическом энциклопедическом словаре «пол» имеет два значения.
Гендер - совокупность морфологических и физиологических особенностей.
Гендер - комплекс сомантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины.
Если пол детерминирован биологически, то гендер конструируется культурно. Существуют, таким образом, два пола: мужской и женский, и два гендера (маскулиный и феминый). Принципиальный вопрос состоит в том что, соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или же только детерминируется ею. Например, в 20 веке предполагали, что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства. Эти взгляды позже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях. М.Мид в кросс-культурном исследовании показала, что социальные задачи,возлагаемые на себя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия, нежели как биологическую основу.
|
Считается, что впервые термин «гендер» был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер», про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер-это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления. Вскоре этот подход получил название «гендер» и было создано новое направление социальных исследований-«гендерные исследования».
|
Гендерные исследования - это исследования способов отображения социального понимания половых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда,семья,образование) нормативных значений, которые выражаются в политических научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия.
По мнению ведущих современных социологов, мы живем в эпоху ошеломляющих социальных изменений, отмеченных трансформациями, которые радикально отличаются от трансформаций прежних периодов.
Мир людей, живущих в 21 веке, значительно отличается от мира предшественников. Раздвинулись не только горизонты восприятия мира от локальной среды типа поселения до планетарного масштаба, но и средства познания и общения между людьми. Лицо века, проявляющееся в достижениях технической цивилизации, ускорении и усилении разнообразия общественной жизни, неизменно связывают со способностями человека, разделением и специализацией общественного труда, культурой.
Появление новых научных парадигм и теорий, как правило, вызвано необходимостью переосмысления изменившейся действительности, когда старые категории и методы изучения общественных явлений оказываются уже малопригодными. Основные причины и факторы, обусловившие начало гендерных исследований в России, были связаны как с социальными изменениями в российском обществе, так и с развитием самой гуманитарной науки и поэтому условно могут быть подразделены на две категории: социальные и академические. О взаимосвязи гендерных исследований с такими социальными трансформациями общества, как кардинальная перестройка общественных и экономических отношений в стране, изменившими контекст положения и статуса женщин в российском обществе, а также с возникновением независимого женского движения, было сказано и написано уже немало.
По данным Министерства науки РФ, общая численность исследователей за последнюю декаду XXI века сократилась в России более чем вдвое от уровня 1990 года. Данный период в истории отечественной науки нельзя оценить однозначно: с одной стороны, это время активной «утечки мозгов», когда академическая наука была поставлена на грань выживания и значительная часть исследователей вынуждена или уехать из страны, или сменить характер деятельности. Но, с другой стороны, именно в этот период происходило освобождение российской науки от многих догматических и идеологических оков, что привело к возникновению и бурному развитию новых для России научных направлений, школ и дисциплин, а также междисциплинарных исследований, таких как политология, культурология, социальная антропология, гендерные исследования и другие.