Механизмы рационального природопользования, государственное регулирование в нефтегазовой сфере.




Экономический ущерб окружающей среде от загрязнения. Основные понятия

Под экономическим ущербомот загрязнения окружающей среды понимается денежная оценка фактических и возможных убытков (потерь), обусловленных воздействием загрязнения.

Образование вредных отходов вследствие хозяйственной деятельности и жизни человека
Механизм возникновения ущерба от загрязнения можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1

 

Снижение показателей производительности труда вследствие ухудшения качества жизни (возникновение ущерба)
Изменение (ухудшение) некоторых свойств окружающей природной среде (возникновение ущерба)
Изменение (ухудшение) условий жизнедеятельности под воздействием изменения свойств окружающей среды (возникновение ущерба)
Ухудшение показателей качества жизни, материальных условий производства (возникновение ущерба)
Поступление загрязнений (отходов) в окружающую среду

 


Рис. 1 – Механизм возникновения ущерба от загрязнения окружающей среды

Оценка экономического ущерба может быть выполнена методом прямого счета, как сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных выбросов. В этом случае расчет проводится в строгой последовательности. Определяются:

1) выбросы вредных примесей из источников их образования;

2) концентрация примесей в атмосфере (водоеме);

3) натуральный ущерб;

4) экономический ущерб.

Первая стадия расчетов предполагает анализ объемов и структуры выбросов.

На втором этапе для измерения концентрации выбросов проводится расчет рассеивания вредных примесей. Так, для выбросов в атмосферу учитываются: особенности местоположения источника, высота трубы, роза ветров, погодные условия, рельеф и пр.

На третьем этапе, учитывая концентрацию вредных примесей, можно оценить натуральный ущерб от загрязнения окружающей среды. Обычно речь идет о следующих последствиях воздействия:

— ухудшение качества жизни (включая рост заболеваемости, смертности и др.);

— сокращение сроков службы имущества (основных фондов и т.п.):

— ухудшение показателей производственного процесса (рост концентрации вредных примесей в воздухе и воде, используемых в производстве, сокращение урожайности в сельском хозяйстве, замедление прироста биомассы в лесном хозяйстве).

Данное звено ("изменение концентрации загрязняющих веществ — натуральный ущерб") является одним из наиболее сложных в рассматриваемой схеме. Дело в том, что на состояние изучаемых объектов помимо загрязнителей оказывают влияние и другие факторы, поэтому сложно выделить "вклад" загрязнителя.

Для количественной оценки натурального ущерба используется несколько методов.

1) Метод сопоставления состояния объекта в контрольном (загрязненном) и незагрязненном районах. Необходимое условие в данном случае — выбор контрольного района с такими прочими характеристиками, которые примерно одинаковы как в контрольном, так и в загрязненном районе. При этом для получения более достоверных результатов используются усредненные данные за 3—5 лет.

2) Метод эмпирических зависимостей основан на фактических данных о влиянии фактора загрязнения среды на изучаемый показатель состояния объекта. На основе эмпирических данных строятся функциональные зависимости (уравнения связи) между концентрациями вредных примесей и изменениями натуральных показателей.

Четвертый завершающий этап расчета- определение экономического ущерба. Для обсчета натуральных изменений в денежном выражении используется формула: [1]

где: xi –натуральное изменение i-го фактора; pi – денежная оценка i-го фактора.

Данный метод прямого счета позволяет получить наиболее достоверные значения экономического ущерба. При этом имеется возможность выявить те субъекты хозяйствования, деятельность которых приводит к возникновению наиболее значительных изменений природной среды. Именно они и наносят наибольший экономический ущерб. В то же время практическая реализация рассматриваемого метода затруднена, поскольку требует детальной информации о показателях, характеризующих состояние окружающей среды. При этом необходимо знать не только текущие параметры, но и исходное состояние окружающей среды.

Исходя из сложности практической реализации метода прямого счета, используется метод расчета по "монозагрязнителю". В расчете этим методом используется формула: , [1]

где: k-коэффициент денежной оценки единицы выбросов с учетом инфляции;

G-коэффициент, учитывающий региональные особенности территории, подверженной вредному воздействию; Ai-коэффициент приведения различных примесей к агрегированному виду (к «монозагрязнителю»);mi-объем выброса i-го загрязнителя, т.

Последовательность расчета по данной формуле следующая:

1) приведение всех вредных выбросов в атмосферу или водоемы к виду "монозагрязнителя" на основе сравнения их степеней опасности. Коэффициент А характеризует относительную опасность i-го загрязнителя, его значения рассчитываются на основе сравнительного анализа вредного воздействия отдельных загрязняющих веществ и приводятся в методических таблицах;

2) расчет условной массы выбросов, характеризующей общий уровень загрязнения окружающей среды, путем суммирования произведений объема выброса на вес по каждому загрязнителю А:,

3) учет особенностей конкретной территории через коэффициент, который позволяет учесть реакцию определенного региона на загрязнение. Способность окружающей среды поглощать вредные примеси в северных регионах невелика, поэтому для них коэффициент будет выше, чем для регионов лесной и лесостепной зон умеренных широт. Значения коэффициента приведены в таблице для определенного списка типов территорий;

4) расчет денежной оценки ущерба от приведенных выбросов с помощью коэффициента (методически он разработан для выбросов в атмосферу и в водные объекты). Его значения подлежат частой корректировке, в том числе с учетом инфляционных ожиданий.

Преимуществом данного метода оценки ущерба от загрязнения окружающей среды является относительная простота расчетов, однако результаты при этом оказываются не слишком точными.

Практика показывает, что экономический ущерб целесообразно рассчитывать раздельно по основным элементам природной среды (воздуху, водным объектам, земельным ресурсам, недрам) в связи с особенностями этих природных компонентов. Для этого можно использовать как метод прямого счета, так и эмпирический (укрупненный) метод. Критерием выбора того или иного метода является цель расчета.

От отдельного источника годовой экономический ущерб рассчитывается: [3]

где: Уист- экономический ущерб от массы всех видов выбросов, поступающих в природную среду от отдельного источника или предприятия в целом, руб/год; Уатм- удельный экономический ущерб, причиняемый выбросом загрязнений в атмосферный воздух, руб/год; Ув-удельный экономический ущерб, причиняемый годовым сбросом загрязняющих примесей в водные источники, руб/год; Узем - удельный экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения земельных ресурсов, руб/год; Ун - удельный экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения недр, руб/год; α,β,γ,ώ,ϕ-поправочные коэффициенты на степень достоверности укрупненного метода, определяются как соотношения между показателями ущерба, определяемыми методами укрупненного и прямого счета.

Расчеты, выполненные укрупненным методом, показывают, что экономический ущерб народному хозяйству от загрязнения воздушного бассейна составляет около 60%, полного бассейна-около 30% и от загрязнения твердыми отходами - около 10% общего ущерба.

В основу современной системы платежей за загрязнение окружающей среды положен расчет экономического ущерба по методу обобщенных косвенных оценок. Согласно упрощенной интерпретации этого метода общий (суммарный) экономический ущерб, наносимый окружающей среде техногенным загрязнением, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферы (Уа), воды (Ув), почвы (Уп).

Расчет экономического ущерба по отдельным объектам (атмосфера, вода, почва) может быть произведен по формуле: У= Pi*Mi*Kэ, [1]

где: Pi – базовый норматив платы за загрязнение окружающей среды, руб./т; Mi - масса выбрасываемых в окружающую среду загрязняющего вещества по отдельным ингредиентам, т; Kэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости региона.

В развитых зарубежных странах в настоящее время экономический ущерб, обусловленный загрязнением окружающей среды, оценивается в 2-7% валового национального продукта (ВНП). При этом финансовые вложения в природоохранные мероприятия составляют 4-6% ВНП.

Суммарный размер ежегодного экологического ущерба для России составляет приблизительно 15-17% ВНП. Однако, по замечанию американских экспертов, в указанную сумму ущерба не вошли расходы на оплату больничных листов и стоимость потерь в выпуске продукции вследствие заболеваний занятых. При этом общий объем природоохранных затрат в нашей стране составляет всего лишь около 1% ВНП. Таким образом, необходимые для экологической стабилизации затраты, могут покрываться имеющимся в настоящее время финансированием примерно на 5%.

Совершенно очевидно, что экономический ущерб от загрязнения окружающей среды оказывает неблагоприятное воздействие на экономическое благосостояние. При этом экологические издержки не вычитаются из объема совокупного производства, тем самым завышается ВНП.

Механизмы рационального природопользования, государственное регулирование в нефтегазовой сфере.

Управление природопользованием - это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а так же по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами требований в области охраны окружающей среды.

Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).

Методы управления природопользованием - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные методы управления:

1) административные (командно-распорядительные) - обусловлены возможностью государственного принуждения;

2) экономические - создают непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;

3) социально-психологические, или методы морального стимулирования, -реализуются посредством мер как поощрения, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, объявляемые устно или в приказах администрации, и т.п.).

В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты.

Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, т.е. видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:

·нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

· учет природных объектов и ведение природных кадастров;

· осуществление мониторинга окружающей среды;

· экологический контроль, экспертиза и аудит;

· эколого-экономическое прогнозирование и планирование; экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

· разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

В современной рыночной экономике бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами и подходами. В самом общем виде можно выделить 3 типа экономических механизмов природопользования:

1 ) Компенсирующий (мягкий «догоняющий») механизм - либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития секторов и отраслей, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на причины возникновения экологических деформаций, слабо влияя на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизма природопользования свойствен техногенному типу развития экономики.

2) Стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты.

Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

3) Жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

В реальной действительности эти типы механизмов природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности.

Государственное регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. Система управления природопользованием (ПР) и охраной окружающей природной среды (ООПС) включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.

В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования включает:

1) формирование экологической политики;

2) выработку стратегии природопользования;

3) выбор методов государственного регулирования природопользованием;

4) создание информационно-информативно-правового обеспечения управления природопользованием;

5) формирование инфраструктуры для обеспечения регулирования в сфере природопользования.

К инструментам организационно-правового механизма природопользования и ООПС относится система управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц. К функциям государственного регулирования природопользования относятся:

• создание системы органов управления и природопользования координация их деятельности;

• управление природными ресурсами;

• планирование охраны и улучшения окружающей среды;

• экологическое нормирование;

• оценка воздействия на окружающую среду;

• экологическая экспертиза;

• экологическое лицензирование;

• экологическая сертификация;

• экологическое аудирование;

• экологический мониторинг;

• экологический контроль;

• экологическое воспитание и образование и др.

К функциональным инструментам организационно-правового механизма ПР и ООПС относятся: нормирование, стандартизация, экспертиза, лицензирование, сертификация, аудирование, мониторинг, контроль. Мониторинг окружающей среды - система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений.

Задача

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год Всего
Инвестиции, млн. руб.          
Денежный поток, млн. руб.          
Коэффициент дисконтирования   0,90 0,811 0,731 -
Дисконтированный денежный поток, млн. руб.   67,5 128,33 183,15 378,98
Дисконтированные инвестиции, млн. руб.   19,5 23,56 27,21 85,27
Чистый дисконтированный доход, млн. руб. -15   104,77 155,94 293,71
Индекс доходности -1 2,46 4,45 5,73  

Срок окупаемости = 1+ = 1,2 г

 

Список литературы

 

1) А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. Экономика природных ресуров: учебное пособие для вузов. - М.: АспектПресс. 2001. - 319с.

2) А.К. Рябчиков. Экономика природопользования: Учебное пособие. — М.: Элит-2000, 2002

3) В. И. Каракеян. Экономика природопользования: учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. — 576 с

4) В.В. Арбузов. «Экономика природопользования и природоохраны»: Учебное пособие. — М.: Пензенский государственный университет, 2004 г.

5) Н.Н. Лукъянчиков, И.М. Потравный. Экономика и организация природопользования. — М.: ЮНИТИ, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: